Artell – это молодой бренд женской и мужской обуви, созданный год назад Андреем Чипигой. Парень оставил 10-летний опыт работы в фешенебельных бутиках, чтобы начать свое дело.
Сейчас он чаще всего сам моделирует и шьет обувь, но уже в скором будущем планирует наладить полноценное производство.
Идея
Андрей учился на третьем курсе Киевского университета строительства и архитектуры, когда начал работать в фешн-бизнесе. Больше 10 лет он продавал одежду в luxury-бутиках: Spazio, Helen Marlen, Massimo Dutti.
"Я начинал продавцом, потом кассиром, потом занимал должность заместителя директора. А в одном магазине дорос до директора", - вспоминает парень.
![]() |
| Фото: Максим Кудимец, INSIDER |
Но, несмотря на то, что магазины менялись, суть работы оставалась той же, и Андрей заскучал. Потому он решил попробовать свои силы в другой сфере – в туризме, но уже через год решил, что лучше заняться своим делом.
"Раза три я начинал что-то свое. То я делал шапки, потом брюки, а еще были свитера. Нет, я не делал их сам, с нуля. Я придумывал и относил идею в ателье. Кстати, шапки – удачный бизнес. Я тогда продал штук 600, одел всех своих друзей. До сих пор звонят: "А шапки еще есть?" - смеется Андрей.
Заняться обувью парень решил случайно. Его хорошая знакомая записалась на занятия к обувщику и предложила присоединиться:
"Я всегда хотел пойти на какие-то курсы, уроки шитья. И когда подруга рассказала, что нашла классного мастера Михалыча и будет у него учиться шить обувь, я, недолго думая, решил присоединиться".
![]() |
| Фото: Facebook/Artell |
Старт
Для того, чтобы открыть свое дело, нужно было сделать самое главное – научиться производить обувь. Андрею потребовалось два месяца, чтобы освоить азы этой профессии:
"Я совмещал занятия с основной работой. Приходил в мастерскую по вечерам, на выходные. Потом как-то засосало. Я бросил работу в туризме и посвятил все время этому делу".
![]() |
Обучение проводил обувной мастер Владимир Михайлович, который на практике показал, как моделировать изделия, шить и затягивать обувь. Закончив курсы, Андрей арендовал рабочее место в помещении мастера и по сей день работает бок о бок с другими учениками.
Название Artell долго крутилось в голове. Андрей говорит, оно несет свою смысловую нагрузку:
"Раньше артелью называли добровольные объединения народных мастеров, ремесленников. Например, артель делает седла или мебель. Смысл мне понравился, так как у меня давно была идея собрать в одном помещении не только обувщиков, но и других мастеров, которые делают посуду, работают с деревом, тканью. Если можно так сказать, собрать команду творцов. Сейчас эта идея тоже есть, но всему свое время".
![]() |
Первую пару обуви парень сделал для своей жены Яны. Это были лоферы бежевого цвета. С ними у Андрея родилась любовь к этому виду обуви, теперь лоферы – его визитная карточка.
Вместе с тем парень делает и другую низкокаблучную обувь: эспадрильи, монки, оксфорды, броги. В будущем надеется заняться также спортивной обувью и обувью на каблуке.
Для изделий Artell парень закупает турецкую, итальянскую и украинскую кожу. Отечественную кожу найти несложно, уверяет Андрей, да и по качеству она не уступает зарубежной. Однако возникали проблемы с поиском подошвы, так как на рынке выбор ограничен.
![]() |
Клиенты
"Мой самый первый клиент – моя жена. Потом – я. Дальше пошли друзья, коллеги по работе, друзья друзей… Новые люди появляются, в основном услышав о нас от знакомых", - рассказывает Андрей.
Чаще всего изделия покупают женщины, хотя Artell производит и мужскую обувь.
Что касается географии продаж, обувь Artell редко покидает пределы Киева, хотя несколько пар отправились в другие города Украины и даже в Турцию.
![]() |
Андрей старается максимально идти навстречу клиентам, но слепо выполнять заказы тоже не собирается:
"Раньше я брался за все. Можно было просто принести фотографию или очертить руками в воздухе модель – и я ее сделаю. Сейчас я капризничаю и предлагаю выбрать что-то из базовых изделий, а там можно поменять цвет, подошву, к примеру. Потому что фантазии – это хорошо, но чересчур затратно".
Заказать обувь можно в группе бренда в Facebook, а также купить в шоу-руме "482".
![]() |
Команда
Сейчас в штате команды Artell только Андрей. Он придумывает и моделирует изделия. Также на фриланс-основе работает несколько швей и затяжчик.
"Я нахожусь в поиске команды, потому что очень сложно найти хороших мастеров. Швеи приходят и уходят. Это молодые девушки, которые шить умеют, но строчки бывают разные, им нужно все объяснить и подсказывать. Я ищу универсального мастера", - поделился Андрей.
По его словам, в идеале в команде должно быть три человека. Вначале один моделирует изделие и делает лекало, дальше к работе приступает швея, после чего над изделием трудится обувной затяжчик.
![]() |
Финансовая сторона
В первую очередь, Андрей потратил 500 долларов на обучение у мастера. Сюда входили материалы и два месяца практических занятий.
Дальше пришлось вложить средства в покупку необходимых базовых инструментов: ножниц, ножей, клещей. Андрей покупает б/у инструменты, так как они и дешевле, и надежней.
Что касается материалов, закупать сразу большое количество кожи не пришлось - парень начинал шить с одной пары в неделю. Со временем он стал считать, сколько именно необходимо кожи для нескольких пар, сколько ниток, клея, и покупал в зависимости от потребностей.
![]() |
В бизнес Андрей вложил свои средства, хотя знакомый предлагал стать соучредителем:
"Когда я решился начать свое дело, друг предложил: "А давай я буду тебя спонсировать". Сели, стали думать, подсчитали, что нужно 5 тысяч долларов. Он говорит: "Я буду заниматься финансовой частью, а ты – производством. Риски и прибыль делим пополам". Я подумал и решил, что смогу потянуть сам".
Сейчас средства нужны постоянно, чтобы закупать материал, необходимое оборудование, оплачивать работу швеи и затяжчика:
"Зарабатываешь – и сразу вкладываешь. Только суммы растут, приходится больше инвестировать".
Обувь от Artell в среднем стоит 800-1400 грн, традиционно все зависит от стоимости материалов и сложности работы.
![]() |
Планы
Сейчас Андрей обдумывает предложения о сотрудничестве с другими шоу-румами – во Львове, Николаеве и Одессе.
Также уже на этой неделе парень планирует переехать в отдельное помещение, где оборудует небольшую, но свою мастерскую.
В будущем Андрей хочет наладить свое производство обуви, а для этого нужно докупить оборудование, нанять больше сотрудников:
"Но все так или иначе зависит от того, как будет продаваться обувь. Если хорошо – дела тоже пойдут".
Читайте истории украинских стартапов каждую среду:
Сделал дело: кофе-поинт "Розумна кава"
Сделал дело: производство скейтбордов Local
Сделал дело: доставка еды Vegano hooligano
Сделал дело: дизайн студия Braty
Сделал дело: любимое место "Можжевельник"
Сделал дело: газировка Kyiv Soda Works
Сделал дело: мебель Stud buro
Сделал дело: чоловічі речі Truman Perfect gifts
Сделал дело: фотостудия Loft 31
Сделал дело: одежда N&M
Сделал дело: гастро-проект "Местная еда"
Сделал дело: мужские костюмы Indposhiv
Сделал дело: кофейня Bimbo
Сделал дело: роспись по батику Рlanarts
Сделал дело: женский бренд Must Have
Сделал дело: сладости LOL&POP
Сделал дело: бабочки-самовязы KleverTie
Сделал дело: домашнее варенье Mamaolikoli
Сделал дело: открытая мастерская Пилорама
Сделал дело: streetwear бренд Hoodie
Сделал дело: взуття Te-shoes
Сделал дело: джинсы Headges
Сделал дело: авторские сумки Даши Озерянко
Сделал дело: пироги и выпечка Pie party
Сделал дело: домашній одяг Balcony garment
Сделал дело: ателье одежды Inside U
Сделал дело: домашняя кондитерская Johnny B
Сделал дело: свитшоты и футболки “Кофтан”
Сделал дело: нижнее белье Lace up
Сделал дело: оригинальные подарки "Ответ 42"
Сделал дело: мебель Vintage Decor
Сделал дело: алкогольное желе и торты ЖелеЗо
Сделал дело: дизайнерская мебель Odesd2
Сделал дело: обувь "Хамелеон"
Сделал дело: сумки и кошельки из кожи Level
Сделал дело: мужская одежда Seven Mountains
Сделал дело: нижнее белье Weird Bird











