Сделал дело: свитшоты и футболки “Кофтан”

История производства одежды с рисунками пациентов психиатрических клиник
14 січня 201517:00

Кофтан” - это экспериментальный бренд одежды, созданный Романом Потапенко и Алексеем Курбаном. В рамках проекта ребята продают футболки и свитшоты с рисунками, которые делают пациенты психиатрических больниц.

Буквально сразу парни почувствовали, что не просто начали свое дело, а изобрели своеобразное лекарство для людей с психическими расстройствами.

Идея

В преддверии новогодних праздников два друга Рома и Леша решили начать совместное дело. Цель проекта - развлечься и немного заработать. Серьезного опыта в стартапах у парней не было. Каждый работал в своей сфере: Рома - в продакшн-агентстве, Леша - на радио.

“Мы встретились и показали свои списки идей. В итоге остановились на одной самой интересной по нашему мнению. Идея “Кофтана” была из списка Ромы. Он тогда сказал: “Представь, что в голове у душевно больных людей. Не можешь? И я не могу. Давай попробуем узнать и показать?” Так все и закрутилось”, - рассказывает Леша.

 Рома и Леша. Все фото: Максим Кудимец, INSIDER

Старт

Для начала парни прикинули, что потребуется, чтобы запустить такой проект. Само собой, материалы - на чем и чем рисовать. И, конечно, нужно было найти художников.

В Киеве есть две государственные психоневрологические больницы - №1 (Больница Павлова на ул. Фрунзе) и №2 (ул. Миропольская). При них существуют реабилитационные центры, где пациенты занимаются творчеством: слушают музыку, поют, рисуют, шьют и делают поделки из дерева.

“В больнице я просто рассказывал о нашей идее. Нас приводили к нужным людям - врачам, заведующим, которых мы посвящали в детали. Только мы сразу предупреждали, что не профессионалы, а волонтеры. И они буквально сразу давали согласие”, - вспоминает Леша.

Художники. Фото предоставлено ребятами

В занятиях арт-терапией участвуют пациенты с легкой степенью шизофрении. Эти люди не лежат постоянно в больнице. Они живут дома и посещают клинику время от времени:

“Наши художники - это люди, которые больны, но не очень сильно. То есть у них не жесткая форма шизофрении. Поэтому не нужно представлять всякие ужасные картинки из фильмов. Они обычные люди, но с надломом внутри”.

Уточнять истории болезни парни не стали. Говорят, что для них это не важно. Главное то, что люди добрые, и им нужна помощь.

В первой больнице в группе - 5 человек, во второй - 6-7. Возраст пациентов варьируется от 30 до 55 лет. В проекте люди участвуют добровольно. И пациенты, и врачи знают, что рисунки на футболках будут продаваться. Для художников - это дополнительный стимул. Они ценят, что кто-то готов заплатить деньги за их творчество и старания.

 

Занятия проходят раз в неделю и занимают целый день. Пока таких уроков было всего четыре, но до конца января ребята планируют возобновить их.

Для каждой встречи ребята придумывают тему, к примеру, животные или герои мультфильмов. Дальше пациентам показывают различные тематические картинки, среди которых они могут выбрать понравившийся рисунок и повторить его в своей интерпретации.

Для рисования парни закупили готовые разноцветные однотонные футболки и свитшоты. Художники рисуют прямо по ткани акрилом.

“Они очень переживали, чтобы не испортить футболку или свитшот. А мы им говорили: если испортите - будет еще лучше. Чем страннее, тем интересней. В искусстве такая живопись называется арт-брют. К сожалению, в Украине это направление пока недостаточно развито”, - рассказывает Рома.

 

После того, как рисунок нанесен на ткань, парни забирают изделия домой, сушат и проглаживают. Стирать такую одежду нужно только при низких температурах - максимум 40 градусов. Тогда она проживет гораздо дольше.

Всего пациенты нарисовали около 30 свитшотов и футболок. Каждое изделие - в единственном экземпляре и повторяться не будет. Кстати, для такой необычной одежды придумали и нестандартные названия: “Война глазами кошки”, “Промокли ноги”, “Волнуюсь перед экзаменом”, “В магазине очередь” и другие:

“Мы не будем делать одежду под заказ или повторять уже проданный рисунок. Мы ведь не завод и не конвейер. Это творчество, и оно уникально”.

После продажи изделия художник получит свой определенный процент от прибыли. Хотя парни не уточнили, какой именно, уверяют, что честно заработанную сумму пациенты получат.

 

Команда

Основная работа в проекте лежит на Леше и Роме. Они закупают материалы, работают с пациентами, ищут возможность реализации изделий. Но в творческих аспектах им помогает девушка Ромы Марьяна Деласа. Она имеет художественное образование и опыт преподавания, потому помогает пациентам творить.

Кроме того, парни признались, что во многом им помогают друзья: создать сайт, сделать фотосессию коллекции, снять промо-ролик. Они же - главное пиар-оружие проекта.

 

Финансовая сторона

Средств для начала дела у парней не было, потому они решили одолжить необходимую сумму:

“Денег у нас не было совсем. Потому мы поступили, как настоящие бизнесмены, - нашли инвестора. Им оказался наш друг, который помогал нам снимать вирусный ролик. Мы спросили его: “Тебе нравится проект?”. Он кивнул, и мы предложили одолжить нам немного денег. Он, слава Богу, согласился”.

В первую очередь, средства понадобились для покупки футболок и свитшотов, красок и кисточек. Также некоторая сумма была потрачена на участие в новогодних ярмарках и выставках. За месяц парни окупили 60-70% затрат.

Что касается цен, футболка стоит 293 гривны, свитшот - 481. При этом в дни, когда выпадают осадки, действует скидка 20-30 гривен. Так сказать, для поднятия настроения.

 

Клиенты

Рома и Леша переживали, как люди отнесутся к их идее. Ведь в обществе есть устоявшиеся стереотипы относительно душевно больных людей. Например, что они излучают негатив, а значит, футболки будут нести отрицательную энергию:

“Да, многие не понимают. Но гораздо важнее, что очень многие оценивают по достоинству. Да, эти люди сломаны внутри, но вкладывают в творчество свет и добро. Они готовятся к занятиям, фантазируют, стараются. “Негативная энергия” -  не про эти вещи.

Знаете, мне всегда интересно видеть, как вначале человек со спокойным взглядом рассматривает изделия. Потом я рассказываю ему, кто нарисовал, в чем наша изюминка, и глаза у него расширяются, округляются. Он смотрит уже совсем по-другому!”.

Заказать готовые футболки можна через Facebook или на сайте. Под заказ их не делают.

 

Трудности

Главная сложность, с которой столкнулись ребята, это финансовая сторона дела. Также парни переживали, как к их идее отнесутся работники больницы и сами пациенты:

“Мы думали, что придем в клинику, а на нас посмотрят, как на сумасшедших. Но такого не произошло”.

 

Планы

До конца января Рома и Леша планируют возобновить занятия в клиниках. Кроме того, парни хотят расширить ассортимент вещей и предложить художникам порисовать руками.

Чуть позже ребята планируют отказаться от готовых вещей и начать шить их самостоятельно. В таком случае можно будет добавить яркие детали дизайна, например, удлинить один рукав или подобрать контрастные нитки. 

Кроме того, ребята рассматривают возможность привлечь к работе других волонтеров, которые будут помогать им на уроках:

“Вначале мы думали: займемся проектом до Нового года, оденем друзей в яркую одежду, сделаем хорошее дело. Но сейчас мы понимаем, что этот проект стал для нас очень важным. И мы не хотим останавливаться”.

 

Читайте истории украинских стартапов каждую среду:  

Сделал дело: кофе-поинт "Розумна кава"

Сделал дело: производство скейтбордов Local

Сделал дело: доставка еды Vegano hooligano

Сделал дело: дизайн студия Braty

Сделал дело: любимое место "Можжевельник"

Сделал дело: газировка Kyiv Soda Works

Сделал дело: мебель Stud buro

Сделал дело: чоловічі речі Truman Perfect gifts

Сделал дело: фотостудия Loft 31

Сделал дело: одежда N&M 

Сделал дело: гастро-проект "Местная еда"

Сделал дело: мужские костюмы Indposhiv

Сделал дело: кофейня Bimbo

Сделал дело: роспись по батику Рlanarts

Сделал дело: женский бренд Must Have

Сделал дело: сладости LOL&POP

Сделал дело: бабочки-самовязы KleverTie

Сделал дело: домашнее варенье Mamaolikoli

Сделал дело: открытая мастерская Пилорама

Сделал дело: streetwear бренд Hoodie

Сделал дело: взуття Te-shoes

Сделал дело: джинсы Headges

Сделал дело: авторские сумки Даши Озерянко

Сделал дело: доставка домашних пирогов и выпечки Pie party

Сделал дело: домашній одяг Balcony garment

Сделал дело: ателье одежды Inside U

Сделал дело: домашняя кондитерская Johnny B

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 13:47
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 31 березня 2020

    Land Rover, Lexus та елітні годинники: що задекларував новий глава МОЗ

    За минулий рік Степанов заробив 87 807 грн як очільник Одеської ОДА і отримав проценти в Ощадбанку на суму 2,83 млн грн

     
    • 31 березня 2020

    Авто за мільйон гривень та готівка: що задекларував новий заступник Венедіктової

     
    • 30 березня 2020

    Рада підтримала “антиколомойський” законопроект

     
    • 30 березня 2020

    Рада з другої спроби обрала очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

    Верховна Рада України у понеділок, 30 березня, з другої спроби проголосувала за призначення очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

     
Система Orphus