Mamaolikoli – небольшой семейный бизнес по изготовлению домашнего варенья, который создали повар-технолог и филолог.
Старт
Татьяна Олещенко – мама Оли и Коли всегда очень творчески подходила к кулинарии. Год назад, путешествуя всей семьей по Италии, Оля и Коля решили развивать и монетизировать мамины гастрономические эксперименты.
Коля по образованию повар-технолог, Оля – филолог, сейчас работает продюсером в крупном продакшне:
"Я не имею отношения к пищевой промышленности, но я очень увлекающаяся натура. Вдохновившись Италией, где еда возводиться в культ, я поняла, что мы ведь тоже можем. Еда это то, что нам нравится и классно получается. Желание сделать проект возникло на ровном месте, но сразу пошли заказы, их становилось все больше и мы поняли, что нужно это развивать. Для меня Mamaolikoli – это скорее сайд-проект, небольшой бизнес, который просто радует мою семью".
![]() |
Оля. Фото: Максим Кудимец, INSIDER |
Идея
Mamaolikoli используют обычные фрукты и овощи в нестандартных комбинациях:
"Мы не делаем варенье из манго, но делаем шелковично-крыжовниковое варенье с орехами. Мы сварили грушевое варенье с розовым перцем. Небольшую партию одуванчикового варенья с лимоном. Это миксы из обычных фруктов, ягод и овощей, подчеркнутые неожиданной ноткой например, инжирный джем с лаймом, где лайм очень интересно подчеркивает терпковатую сладость инжира".
Mamaolikoli начинали с семи видов варенья. Спустя год, проведя три летних месяца в экспериментах, отваривая и тестируя, предприниматели расширили свою линейку вкусов до 26. Часть из них – эксклюзивные варенья сварены в небольших количествах из сезонных продуктов. Например, варенье из одуванчиков:
"Мы делаем всего несколько баночек, потому что объективно, очень сложно собирать такое количество одуванчиков. Чтобы собрать их, уезжаем далеко за Киев. На литр варенья нужно 100-150 одуванчиков", - говорят ребята.
Изначально Татьяна, Оля и Коля готовили дома, но семейный бизнес уже с трудом вмещается в квартиру. Сейчас предприниматели задумываются о большем помещении:
"Сейчас мы стали сотрудничать с доставками, кофейнями. Бывают заказы и на 200 банок варенья".
![]() |
Коля. Фото: facebook/mamaolikoli |
Пока Mamaolikoli активно разрабатывают сайт своего интернет-магазина, варенье можно заказать на Facebook.
Также Mamaolikoli сотрудничают с доставкой завтраков Sunrise factory, запустили совместный проект с Inna's Granola и продают свое варенье в веганском маркете Vegano hooligano.
Команда
Мама – главный идеолог, она разрабатывает всю рецептуру, варит варенье. Оля занимается продвижением, Коля – финансово-организационной стороной.
"Очень многие люди помогали нам на этапе придумывания названия, дизайна этикетки, помогали разрабатывать коммуникационные штуки. Скоро мы будем искать человека, который любит готовить и любит работать руками. Ценит и вкладывается в свой ручной труд. Я думаю, это будут молодые люди, которые точно так же горят идеей авторской кулинарии", - говорит Оля.
![]() |
Фото: facebook/mamaolikoli |
Клиенты
Первыми заказчиками были наши друзья и знакомые Оли и Коли:
"Сначала это развивалось, как сарафанное радио. Постепенно о нас начали узнавать, подписываться в Facebook. Потом мы стали участвовать в проекте "Местная еда".
Самый ходовой вкус варенья – апельсиново-морковный:
"Там очень необычное сочетание. Сначала люди берут его просто из интереса, а потом практически все возвращаются. Второй популярный вкус – клюквенно-яблочное варенье, настоящее украинское сочетание, очень круто подходит и к сладким блюдам, и к сырам, и к мясу".
![]() |
Фото: facebook/mamaolikoli |
Финансовая сторона
"Стартовый капитал был минимальный. Мне даже сложно подсчитать. Мы покупали фрукты, овощи, сахар, банки, печать этикеток", - говорит Оля.
На первых этапах ребята потратили около 300 долларов. Постепенно бизнес стал себя окупать:
"Сейчас мы вложили существенную сумму, потому что стали стремительно развиваться. И переходим с уровня домашнего варенья в более серьезный проект".
Трудности
Стартап сейчас проходит процедуры оформления и регистрации своего производства. Ребята говорят, это не так просто в реалиях бюрократии и очень строгих требований для оформления производства продуктов питания:
"Мы абсолютно не вписываемся в стандарты, потому что они рассчитаны на автоматическое производство, мы же все делаем руками. Но сейчас в Украине настолько активно развивается ручной труд, что, надеемся, рано или поздно регистрационные органы обратят на нас внимание".
![]() |
Фото: Максим Кудимец, INSIDER |
Оля говорит, что они изначально выстроили для себя довольно высокую планку и не все подрядчики смогли ей соответствовать:
"За год мы сменили несколько компаний производства тары и печати этикеток. Мы растем, и это меня не пугает. Здоровая конкуренция в таких вопросах, как тара и этикетки, помогают развиваться нашему бренду и нашим поставщикам.
Все трудности, которые встречаются, помогают нам развиваться".
Планы
Ребята говорят, что с ростом их бизнес не будет менять формат. Это будет варенье, сваренное вручную на всех этапах. Никакой автоматизации процесса.
"Через 5 лет мне хотелось бы еще расширить линейку эксклюзивными вкусами. И я вижу выход на европейский рынок. Уверена, что мы будем интересны для Европы", - говорит Оля.
Читайте истории украинских стартапов каждую среду:
Сделал дело: кофе-поинт "Розумна кава"
Сделал дело: производство скейтбордов Local
Сделал дело: доставка еды Vegano hooligano
Сделал дело: дизайн студия Braty
Сделал дело: любимое место "Можжевельник"
Сделал дело: газировка Kyiv Soda Works
Сделал дело: мебель Stud buro
Сделал дело: чоловічі речі Truman Perfect gifts
Сделал дело: фотостудия Loft 31
Сделал дело: одежда N&M
Сделал дело: гастро-проект "Местная еда"
Сделал дело: мужские костюмы Indposhiv
Сделал дело: кофейня Bimbo
Сделал дело: роспись по батику Рlanarts
Сделал дело: женский бренд Must Have
Сделал дело: сладости LOL&POP
Сделал дело: бабочки-самовязы KleverTie