Скандалы в соцсетях. Зачем вам это?

Если каждый раз, отползая от монитора, вы злитесь на то, что потратили уйму времени на выяснение отношений в фейсбучеке, прочитайте это
Фото Berlingske
7 лютого 201719:08

Сегодня вряд ли найдется тот человек, которого обошла стороной возможность хоть раз попасть в водоворот страстей под названием "скандал в социальных сетях". И даже, если вам чудом удалось не окунуться в него с головой, то неприятный осадок после прочтения скандальных комментариев или же желание "наказать зачинщиков" и враз закончить это безобразие вас точно посещало.

Предлагаю взять за основу теории Транзактного Анализа (одно из направлений психотерапии), что поможет исследовать процесс психологической игры, и разобраться почему и зачем нас все еще легко затащить в скандал.

Основной феномен социальных сетей, в частности такой масштабной как Facebook, на мой взгляд, заключается в том, что создателям удалось дать пользователям уникальную и невероятную возможность -  практически не вставая со стула, мгновенно, удовлетворять свои ведущие потребности: потребность во власти, значимости, принадлежности к группе, во внимании и признании. И заметьте, этот процесс проходит без определенного напряжения в безопасной и, чаще всего, комфортной обстановке.

Кроме того, социальные сети дают пользователям еще одну возможность: утолять одни из самых главных психологических голодов – структурный голод и голод по поглаживаниям. Термин психологических голодов впервые ввел основоположник Транзактного Анализа – Эрик Берн.

Исследуя возможности людей утолять эти голоды, он пришел к выводу о том, что позитивные психологические поглаживания, которые являют собой единицы признания, имеют важное значение для комфортного и здорового развития любой личности. Именно позитивные поглаживания способствуют поддержанию личной уверенности, устойчивости и благоприятного уровня психической энергии (физис).

Если же позитивных поглаживаний недостаточно, или уровень их слишком мал, а человек не видит здравых возможностей для их получения, он начинает искать заменители этих поглаживаний, и с легкостью подменяет их на негативные психологические поглаживания, для более простого понимания – пинки.

Иными словами, не мытьем, так катанием человек находит для себя возможность поддерживать свою психическую энергию. И порой бывает не столь важно, с каким знаком эта энергия – плюс или минус, потому что самое болезненное и некомфортное состояние для психики любого человека – это игнорирование или пустота.

Именно поэтому, получив на бессознательном уровне сигнал о том, что "батарейка" на исходе и настала пора найти способ получить заряд психической энергии, многие из нас погружаются в комментарии и разного рода переписки в социальной сети для того, чтобы утолить, один из психологических голодов – голод по поглаживанию.

Следуя дальше по теории Берна, мы увидим, что социальные сети открывают для нас возможность утоления второго, не менее важного психологического голода – потребности в структурировании времени. В школах Транзактного Анализа выделяют пять вариантов, или возможностей, структурирования времени.

Давайте посмотрим, как эти варианты находят свое отражение в социальной сети.

Уход в себя. Этот способ структурирования времени являет возможность для человека остаться наедине с собой, погрузиться в свой внутренний мир, соприкоснуться со своими мыслями, чувствами, фантазиями и воспоминаниями. Это тот момент, когда Ваши глаза устремлены в поток ленты, а рука автоматически крутит колесико мышки, и со стороны может показаться, что Вы увлечены бесконечным мельканием текстов и картинок по ту сторону экрана.

Истинный результат этого процесса заключается в том, что на самом деле Вы всецело погружены и увлечены символами-картинками внутри самого себя, тем самым удовлетворяете потребность в одиночестве и самоисследовании.

Уход в себя - единственный способ, прибегая к которому, человек может утолять психологические голоды находясь наедине с собой: структурировать время и давать поглаживания или пинки самому себе.

Следующие четыре варианта структурирования времени подразумевают взаимодействие двух и более участников, и открывают возможности обмена позитивными и негативными поглаживаниями между ними.

Ритуалы. Это один из самых простых, и настолько привычных нам способов структурировать свое время, что и, порою мы их делаем автоматически, не придавая особую значимость этому процессу.

Ритуалы, в режиме оффлайн чаще всего, включают в себя обмен позитивными поглаживаниями и выглядят как дружественные приветствия, распитие вкусного кофе перед работой или обед в компании коллег и другие маленькие мероприятия, которые повторяются изо дня в день.

Определенные ритуалы также имеют место и в социальных сетях: кто-то выставляет в статус "утренний кофе", кто-то взъерошенное селфи или фото утренней пробки из салона авто, а кто-то просто обходит дозором ленту, расставляя дежурные лайки и приветливые или ворчливые комментарии.  

Так день за днем, сами того не замечая, мы бессознательно используем маленькие ритуалы и утоляем свои психологический голод, однако если у нас забрать эти маленькие радости, мы тотчас же почувствуем, что сегодня какой-то странный день и с самого утра что-то не заладилось.

Деятельность. Деятельность может быть индивидуальной или совместной. Главное отличие деятельности в том, что ее результатом является определенная цель, поставленная либо конкретным человеком, либо группой в целом. Процесс достижения этой цели и полученный результат также бывает наполнен обменом поглаживаниями или пинками.

В социальных сетях деятельность представляется нам в виде раскрутки того или иного бренда, написания продающих или привлекающих текстов, иными словами – это то, что так или иначе отражается на эффективности, узнаваемости, окупаемости Вашего продукта.

Времяпрепровождение, или развлечение. Развлечения также имеют место как в оффлайн, так и в онлайн жизни любого сообщества. Как и чем развлекать себя в социальной сети каждый выбирает сам: кто-то смотрит забавное видео, кто-то обменивается смешными и приятными картинками, кто-то включается в переписку, а кто-то, сам того не замечая, переходит в следующий вариант структурирования времени под названием Игры.

Игры. Один из самых сложных вариантов структурирования времени. Как говорил Э. Берн – все люди играют в игры, и игры, в которые играют люди дают возможность структурировать время, достичь признания, сделать других предсказуемыми и предотвращать установление чересчур близких отношений и отыграть.

В рейтинге психологических игр, "Скандал" занимает одной из почетных мест.

Как любая психологическая игра, "Скандал" имеет определенную формулу, т.е. варианты входа в игру и ее развития: 

Крючок + Клев = Реакция → Переключение → Смущение → Расплата

Как видно из схемы, игра всегда приводит к расплате и может иметь разную степень – размер платы за игру.

Так в игре первого уровня расплата выражена небольшим раздражением сторон друг на друга, эти игры приняты обществом (т.е. о них можно рассказать) а неприятные чувства, вызванные в процессе такой игры, обычно скоро сходят на нет и забываются.

Расплата Игры второй степени выражается в сильных негативных чувствах, желании обвинить друг друга в происходящем, а также в попытках каждой из играющих сторон привлечь на свою сторону как можно больше "союзников", которые помогут обесценить "врага" и хоть немного выровнять позиции ущемленного Эго.

Стоит заметь, что именно в социальных сетях, активно начал поддерживаться именно второй уровень психологических игр. Общество любит "приходить - посмотреть", как играют в скандал, тем самым попадает в ловушку условной безопасности, наивно полагая, что в сети все "понарошку".  На самом деле, для нашего бессознательного и эмоциональной сферы нет особого значения, где происходит развитие психологической игры, а это значит, что расплату второго уровня мы ощущаем одинаково, как в сети, так и за ее пределами.

Игра "Скандал", являясь игрой второй степени и имеет большие шансы перейти на третий, самый высокий по степени расплаты уровень психологических игр. Игры этого уровня обычно заканчиваются трагедией и платой является разбитая человеческая жизнь. Э. Берн утверждал, что игра третьего уровня заканчивается одним из трех ударов – молотком судьи по столу, хлопком двери в психиатрической лечебнице или стуком вбитого гвоздя в крышку гроба.

Но не будем сгущать краски, а вспомним о том, что из любой игры выход есть всегда, и, вполне реально, научиться осознавать то, что игра началась и выходить из нее еще до того, как степень станет выше первого уровня.

А для того, чтобы научиться осознавать игру, важно понять, почему людям нравится играть в игры и как этот процесс выглядит на уровне бессознательного.

Привлекательности Игр в том, что они дают возможность человеку не просто структурировать время и утолить структурный голод, а включиться в такой вариант взаимодействия с другими, при котором можно вдоволь наобмениваться негативными поглаживаниями, разменять накопленные купоны чувств, а также подтвердить свои ранние сценарные убеждения о себе, других и мире в целом.

Психологическая Игра, в отличии от предыдущих вариантов структурирования времени, всегда имеет два уровня взаимодействия: открытый, социальный, который виден всем и лежит на поверхности и скрытый, психологический.

Это бессознательный уровень, который чаще всего скрыт от всех участников процесса и не осознается ни одним из игроков. Иными словами – это та или иная скрытая потребность, которую неосознанно хочет удовлетворить человек, но не знает, как сделать это здоровым взрослым способом. Сигналы скрытого уровня Игры передаются от одного игрока другому еле ощутимыми маркерами по типу "что-то странное происходит".

Говорить о том, что для один из игроков полностью осознает процесс происходящего и все переключения в игре являются ранее заготовленной им схемой, можно лишь в том случае, когда перед нами встает опытный манипулятор или профессиональный тролль, говоря языком социальной сети. Тот, для которого закручивание и приглашение других отыграть в скандал в социальной сети есть частью его профессиональной деятельности.

Однако сразу определить, кто перед нами – манипулятор или просто человек, который, как и мы, разменивает купоны негативных чувств, крайне сложно.

Поэтому, если в процессе диалога, вас несколько раз посетило ощущение что "что-то странное происходит", "вас не понимают" или "ваши комментарии оборачиваются против вас" у вас есть еще есть шанс остановиться и выйти из игры – просто закончив переписку.

Перед тем как продолжить разговор о психологических играх, хочу несколько слов о "купонах". Психологические "купоны" являются основной валютой – разменными монетами психологической игры. Вовремя любого из предложенных выше вариантов структурирования времени каждый человек может накапливать два вида купонов: золотые (позитивные эмоции и положительно заряженные воспоминания) и коричневые (негативные чувства, и болезненные воспоминания) именно эти купоны при первой же возможности мы начинаем разменивать, включаясь или присоединяясь к психологической игре.

Чаще всего стимулом для включения или начала психологической игры служит возможность удачного размена негативных коричневых купонов, в то время как золотые купоны мы предпочитаем хранить в своем "банке поглаживаний" и размениваем их для более радостных и приятных событий.

И если рассматривать игру "скандал в социальной сети", можно смело сказать, что феномен ее эмоциональной зараженности еще в том, что во время этой игры происходит неограниченное выливание и размен коричневых купонов, в следствии чего освобождается накопленная негативная энергия и наступает эффект временного эмоционального облегчения.

Помимо двухуровневости и возможности для размена купонов, еще одним характерным признаком для любой психологической Игры является переключение из одной типичной игровой роли в другую, или прохождения по трем вершинам драматического треугольника, модели предложенной доктором психологии Стивеном Карпманом.

 Каждая из трех ролей в драматическом треугольнике имеет определенное название, а также определённую скрытую потребность: так Преследователь жаждет, чтобы его сверх боялись; Спаситель жаждет, чтобы им сверх восторгались; Жертва – чтобы ею сверх опекались.

И, если у человека не удовлетворена одна и более из приведенных выше потребностей, он бессознательно примет приглашение в Игру. И не сможет выйти из нее до тех пор, пока не удовлетвориться (пусть даже кратковременно) одна из этих потребностей.

Важно заметить, что психологическая Игра продолжается до тех пор, пока о ней думают или говорят. А это значит, что, если Вы, закончив агрессивную переписку с оппонентом в сети, продолжаете кипеть внутри или пересказываете, показываете все описанное в комментариях своим коллегам или друзьям, Вы все еще в Игре.

Давайте попробуем рассмотреть на примере, как люди входят в психологическую игру и разменивают накопленные негативные купоны:

 Игрок 1 с утра поругался со своей женой, испытав неприятные чувства, которые не принято в нашем обществе испытывать мужчинам (такие, как страх и беспомощность), он тщательно упаковал купоны этих запрещенных чувств глубоко бессознательно, и перекрыв их рекетным, но разрешенным чувством гнева, понес их в офис. В офисе его раззадорила непутевая секретарша, сорваться на которую возможности не представилось, т.к. рядом оказался босс, при котором распаковать весь мешок коричневых купонов для нашего Игрока 1 приравнивалось бы к полному фиаско.

Итак, еще более плотно упаковав в мешке подавленный страх и беспомощность уже не только перед женой, а и перед боссом, приправив это все палитрой гнева, досадой на себя, невыраженной злостью на ситуацию, презрением к секретарше и раздражением на внезапно появившегося босса, он, чувствуя себя Жертвой и, бессознательно, пытается найти способ для переключения из этой роли в роль Преследователя, что даст ему возможность разменять купоны гнева. Он садится за свой рабочий стол, открывает ноутбук, заходит в социальную сеть, где (о чудо!) наталкивается на пост Игрока 2.  

Предположим, что Игрок 2, в посте мог писать о наболевшем, о том, что его достала работа или о том, что мир несправедлив и непонятно, что и как с этим делать. Иными словами, так же находясь в роли Жертвы, и желая, чтобы о нем сверх заботились он разрешил себе то, что не смог позволить себе Игрок1: пожаловаться или попросить спасти.  

При этом неосознанно Игрок 2 пригласил в Игру не только Спасителей, тех кто захочет вместо него решить проблему и напишет в комментариях, как и что нужно сделать и даст "правильные" варианты решения ситуации, а и Преследователя, в роли которого выступит известный нам Игрок1, изнывающий под грузом накопленного гнева и нуждающийся в том, чтобы дать кому-то сильный пинок. 

Игра между Игроками 1 и 2 начнется в тот момент, когда первый игрок напишет комментарий, по типу "Хватит ныть, у всех проблемы, и все их как-то сами решают", наполненный на психологическом уровне обесцениванием и токсичным гневом, а на социальном будет выглядеть как жесткое предписание Игроку 2, которое явно вызовет в нем бунт и отрицание по типу: "если вы такой умный, то может скажете, как мне тут быть" или "вас вообще никто не спрашивал, я разговаривал с понимающими ситуацию людьми". Игрок 1 обязательно отреагирует на эти слова, считав в них, на психологическом уровне, и ответное личное обесценивание и приглашение дать пинок еще сильнее.

Дальше все пойдет по типичной для игры "Скандал" схеме, каждый из игроков будет пытаться выйти из роли Жертвы привычным для себя способом – либо давя и Преследуя оппонента, либо приглашая Спасителей, которые защитят, поддержат или накажут "врага". Игра в поле Facebook закончится тогда, когда обе стороны насытятся, удовлетворят свои психологические голоды, или же подтвердят свои негативные сценарные установки о себе, других и мире в целом.

Однако, как было сказано ранее, эта игра имеет все шансы перенестись далеко за пределы сети, где каждый из игроков понесет свою сценарную правду и будет приглашать новых и новых участников, дабы снова и снова получать возможность разменивать марки негативных чувств и поддержания устоявшихся сценарных взглядов на самих себя, других людей и окружающий мир.

И где бы она не отыгрывалась, в сети или за ее пределами, важным остается то, что люди, даже зная, что игра приводит к расплате, не перестанут играть в игры только потому, что это один из самых удобных, многогранных и привлекательных способов, которые придумало наше бессознательное, для того, чтобы человек мог занять себя чем-то дабы получить возможность переложить ответственность за происходящее в его жизни на кого-то или что-то другое.

Таким образом мы подошли к еще одному триггеру, в силу которого люди могут включаться в "Скандалы" в социальных сетях. Я имею в виду подкрепление вариантов пассивного поведения посредством включения в этот тип психологической Игры.

Согласно теории пассивного поведения, предложенной представителями одной из школ Транзактного Анализа, супругами Ароном и Джэки Шифф, оно имеет несколько видов:

Ничего-не-делание для решения проблемы;

Сверхадаптация;

Ажитация (возбуждение);

Беспомощность или насилие.

Если мы вспомним Игроков 1 и 2, о которых говорилось выше, то сможем заметить, что каждый из них в той или иной мере проявлял пассивное поведение.

Имея в своей реальной жизни достаточное количество нерешенных проблем, люди предпочитают игнорировать их наличие, тем самым обесценивая свои возможности для решения и поиска вариантов выхода из сложных ситуаций. Люди чаще выбирают ничего-не-делание для решения проблемы, сверхадаптацию - ожидание, когда кто-то решит эту проблему вместо них, или же, включаются в ажитацию.

Ажитация представлена повторяющейся нецеленаправленной деятельностью. И, если в реальной жизни это может выглядеть в виде охов-вздохов, заламывания рук, активных хождений из угла в угол или же громкими выяснениями кто прав, что на самом деле не приводит к решению проблемы, а способствует избеганию ответственности и перекладыванию ее на что-либо или кого-либо. То в виртуальном мире ажитация представляет собой ни что иное, как массовое включение в скандальные громкие, порой очень токсичные и обесценивающие комментарии.

Обычно люди называют это возможностью высказать свое мнение или поговорить о наболевшем. При этом проблемы, их истинные причины и корни чаще всего не имеют реальной связи с происходящим "здесь и сейчас" на страницах Facebook. Таким образом, прибегая к ажитации снова и снова, люди все больше закапываются в джунглях пассивного поведения. Бессознательное послание такого типа людей обычно имеет лозунг: "Мне плохо, и это ты виноват в том, что мне плохо; и пока я тебя обвиняю, я могу избегать ответственности за свои действия, чувства и принятия решений".

Конечно же, каждый человек в любой момент времени делает лучшее, на что он способен, исходя из своего предыдущего опыта, ранних решений, родительских установок и социальных ценностей. И, безусловно, каждый имеет право находить для себя способ для выливания накопленных негативных чувств и размена коричневых купонов.

При этом важно помнить, что до того момента, пока мы не признаем, что используем конфликт и скандал чаще для того, чтобы не менять свою жизнь, а не для какой-то благой цели, мы снова и снова будем возвращаться к проигрыванию болезненных и разрушающих Игр, приводя самих себя к негативной сценарной расплате.

И, быть может, лучшим вариантом, перед тем, как включиться в какой-то бурный спор в социальной сети, будет вовремя поставленный самому себе вопрос: "Зачем я это делаю и что я хочу получить в итоге?", а также напоминание себе о том, что все люди ОК, а не-ОК может быть только поведение. И, даже, если Ваши мысли по какому-то вопросу не совпадает, Вы можете научиться не конфронтировать с конкретной личностью или ее точкой зрения, а использовать для выражения своих чувств и мыслей взрослые-Я послания, по принципу: "Я согласен с этой новостью/мыслью/фразой потому что…" или "Я не согласен с этой новостью/мыслью/фразой потому что…".

По такому же принципу Вы можете учиться выражать свои чувства по отношению к тому или иному вопросу. Это значит не говорить оппоненту, что-то вроде "Ты бесишь меня своей тупостью", а выражаться по формуле "Когда я слышу подобное, я начинаю злиться".

Учитесь останавливать себя в попытках переучить, перевоспитать, обратить в свою веру того, кто мыслит иначе. Это поможет Вам перестать делать то, что по сути сделать невозможно - брать ответственность за выборы и мысли других людей. Потому что, как известно, каждый человек может нести ответственность только за самого себя.

© М. Фабричева

 

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

7.11.2020, 11:50
Додати
Система Orphus