В Украине растут продажи дорогих гаджетов. Директор по маркентингу сети "Цитрус" Виктор Шолошенко утверждает, что более 50% продаж компании занимают именно премиум-устройства.
Самыми популярными, по его словам, в этом году стали смартфон iPhone 5s, планшеты iPad Air и iPad Mini, а также два cмартфона на OC Android – Google Nexus 5 и HTC One на две сим-карты.
Показывает рост и рынок потребительской электроники в целом. По данным GfK Ukraine, за III квартал 2013 года продажи электронных устройств в Украине выросли на 11% по сравнению с III кварталом предыдущего года. Лидерами продаж были смартфоны (60%) и планшеты (21%).
Стремление иметь товар премиум-класса, даже если он не по карману, – одна из основных особенностей покупательского поведения украинцев. "Для украинцев дорогой гаджет – это прежде всего демонстрация статуса, – отмечает Роман Химич, аналитик компании Netton CG. – Люди тратят больше денег на вещи, чем это нужно".
Многие из моих знакомых имеют дорогие гаджеты, поэтому даже если ты не можешь себе позволить дорогой телефон, ты стремишься быть в тренде
Набор функций и максимальная производительность, присущая премиальным гаджетам, действительно далеко не всегда нужна пользователю. “Статусность очень важна для украинцев, хотя мало кто пользуется всеми возможностями гаджета, – говорит 24-летний Евгений, аспирант одного из киевских вузов, попросивший не называть его фамилию. – Многие из моих знакомых имеют дорогие гаджеты, поэтому даже если ты не можешь себе позволить дорогой телефон, ты стремишься быть в тренде”.
Показательна в этом плане история с продажами нового iPhone 5s. За семь дней после его анонса компанией Apple 10 сентября магазины "Цитрус" собрали более 5 тысяч предзаказов на смартфон, хотя цена на него стартовала с 7999 грн. Это стало рекордом по количеству предзаказов как по сравнению с предыдущей моделью, а также устройствами на Android.
На новогодний период приходится и пик потребительского кредитования. В целом около 40% гаджетов премиум-класса в магазинах сети "Цитрус" покупается в кредит. О значительной части кредитования при приобретении гаджетов говорит и Тарас Олейник, главный редактор сайта Rozetka.ua, крупнейшего интернет-магазина в Украине.
Родители стараются покупать недешевые гаджеты для своих детей, даже если те учатся еще в начальной школе. "Большинство ровесников ребенка имеют смартфоны, – объясняет недавнюю покупку Nokia Lumia 520 стоимостью около 1400 грн для 9-летней дочки львовянин Николай, сотрудник госструктуры, не пожелавший назвать свою фамилию. – Поэтому ребенок не хочет выделяться".
Зацикленность на дорогих вещах говорит о бедности общества, отмечают эксперты. Основное внимание внешним атрибутам состоятельности уделяется в странах с низкими доходами населения. "Это не признак благополучия. Это признак заниженной самооценки, которая компенсируется какими-то внешними проявлениями, – говорит Александр Стражный, врач-психотерапевт и автор книги "Украинский менталитет". – Чем больше у человека возможностей покупать дорогие вещи, тем меньше они ему нужны".