Самураи, злые колдуньи и трехмерная нечисть по Гоголю: какое кино смотрят украинцы

INSIDER проанализировал статистику кассовых сборов в Украине и других странах
Фото: Leo Hidalgo/Flickr.com
20 жовтня 201413:20

Самым красноречивым показателем интереса зрителей к фильмам являются кассовые сборы.

Это не касается фестивального кино, успех которого можно определить лишь, пожалуй, длительностью аплодисментов в зале и востребованностью в нескольких киевских кинотеатрах.

Американский кинорежиссер, обладатель "Оскара" Мартин Скорсезе в письме своей дочери, опубликованном в начале года, рассуждал об изменениях в мире кино и пришел к такому выводу: аудиовизуальные развлечения и настоящее кино встали на разные пути развития. Режиссер убежден, что все меньше кинематографа мы будем видеть в мультиплексах, и все больше – в маленьких кинотеатрах и в сети.

INSIDER проанализировал статистику кассовых сборов в Украине и других странах, нашел подтверждение теории Скорсезе, а также поговорил с экспертами о проблемах проката и киношных вкусах украинцев.

"Сливки" украинского проката

Статистика кассовых сборов в Украине, собранная американским порталом Box Office Mojo, такова: в первую пятерку, по результатам неполного 2014 года, попала реинкарнация Гоголевского "Вия" с модной приставкой 3D, четвертые по счету "Трансформеры" в "Эпохе истребления", оказавшиеся металлоломом по сравнению с новыми технологиями человечества, романтическо-комедийная картина "Любовь в большом городе-3" с Киркоровым в роли гламурного божества (рисунок 1).

 Рисунок 1. Топ-25 украинского проката в 2014-м (по состоянию на сентябрь). Данные портала  BoxOfficeMojo.

В этом же списке - свежая американская и слегка героизированная версия Всемирного потопа под названием "Ной" и американский боевик о японских самураях "47 Ронинов" с Киану Ривзом в качестве главного хорошего парня, размахивающего мечом-катаной в надежде спасти мир (ронины – самураи, которые не смогли защитить хозяина и покрыли себя позором).

По альтернативным данным, предоставленным INSIDER порталом kino-teatr.ua, в первую пятерку вместо "Трансформеров" вошла последняя работа Анджелины Джоли – сказка "Малефисента", наконец-то раскрывающая всю правду о Спящей красавице. Остальные "блюда" остались в меню, лишь поменявшись местами в рамках Топ-10 (рисунок 2).

 Рисунок 2. Топ-10 украинского проката в 2014 году. Данные предоставил портал kino-teatr.ua

Если сравнить результаты по Украине со списком десяти мировых киношных бестселлеров (рисунок 3), становится понятно, что мы не уникальны. Отнюдь. Это еще раз подтверждает предположение, что в глобализированном мире аудиовизуальные развлечения экспортируются так же хорошо, как горячие гамбургеры из МакДональдса. По крайней мере, создателям американских блокбастеров и семейных комедий эта задача уж точно по плечу.

 Рисунок 3. Топ-10 мирового проеката в 2014-м

Результаты украинского бокс-офиса прокомментировал директор компании-кинопрокатчика "Артхаус Трафик" Денис Иванов

 

- С одной стороны, есть среднестатистический вкус украинского зрителя, и он на самом деле не очень высок. С другой – сейчас в кино ходят на два типа фильмов: на фильмы-аттракционы и блокбастеры. Подействовала также рекламная кампания. Кроме того, "Вий" – это известное произведение Гоголя, и украинский советский фильм ужасов был известен - он действительно невероятно мощный.

Новый фильм - это, по сути, ремейк, для раскрутки которого использовали бренд. Люди купились на бренд и на то, что это аттракцион. Плюс была сделана хорошая реклама крупным прокатчиком, и еще нужно учитывать рекламную поддержку одного из крупных телеканалов, - считает киноэксперт.

Стоит оговориться, что, по информации INSIDER, данные о суммах, собранных фильмами в украинском прокате, могут быть занижены компаниями-прокатчиками, не желающими раскрывать свою прибыль. Кроме того, порталы, считающие бокс-офис, не всегда собирают данные всех прокатчиков. Однако при этом отчеты более или менее точно показывают общую картину интереса зрителей к кино.

Победное шествие американских блокбастеров

Продираясь сквозь чащи таблиц с девятизначными цифрами, обнаруживаем тенденцию: за последние 5 лет большим вниманием украинцев пользовались американские фильмы, нежели ремейки, созданные на СНГшном пространстве (рисунок 4).

 Рисунок 4. Самые кассовые фильмы в Украине с 2010-го по 2014 год

В этом самом кассовом кинематографическом супе оказались "Путешествия Хоббита", "Люди в черном-3", самый популярный в мире мальчик в очках - Гарри Поттер, милые сердцу вампиры из "Сумеречной саги", Алиса, которая снова подалась в Страну Чудес, мультяшный Кот в сапогах, ставшие практически родными звери из "Ледникового периода" и "Мадагаскара".

К ним присоединились новые герои старого "Служебного романа", научившиеся пользоваться 3G навигаторами, парочки из "Любви в большом городе-2" и эпический "Сталинград" Бондарчука.

Вполне ожидаемым, но от этого не менее грустным выглядит отсутствие хотя бы одного украинского фильма в Топ-5 за последние 5 (!) лет (те же "Вий" и "Любовь в большом городе" являются совместным российско-украинским продуктом, но назвать эти фильмы украинскими вряд ли можно). Но даже самому кассовому нашему фильму "Той, хто пройшов крізь вогонь", собравшему в 2012 году 2 млн гривен, далеко до миллионов долларов, заработанных американцами на нашем желании смеяться и наблюдать за красивой картинкой.

 

- Мы пожинаем плоды двадцати лет, в течение которых у нас не было грамотной культурной политики. Во многом в связи с экономическими причинами люди перестали ходить в кино, у них отсутствует кинокультура. Зрители подсели на сериалы, на низкопробную кинопродукцию. Та же "Любовь в большом городе" соответствует и сериалам, и комедийным шоу, картина является производным от отечественных комедийных шоу. Подобные фильмы – специфика, можно сказать, постсоветского пространства.

Когда речь идет о "Трансформерах" – это соответствующая общемировой практике победа первоклассного зрелища. Вне зависимости от того, как к этому относиться, - считает кинокритик Александр Гусев.

- К большому сожалению, прокат у нас еще хуже, чем даже в России. Там он намного более разнообразен. 98% российских фильмов, попадающих к нам на широкий экран, - не просто ширпотреб, а очень низкокачественный. В России показывают не только "Любовь" и подобные фильмы, но и лучшие произведения, в том числе антирежимные, критичные. У нас же их можно увидеть только на фестивалях вроде "Молодости" или "Одесского кинофестиваля". Кто может, качает из сети, - говорит Гусев.

По его словам, прокатчики боятся, что не заработают на хорошем кино, и эти опасения могут быть оправданы – затраты на дублирование фильма и распространение в кинотеатры копий могут оказаться выше, чем сборы.

Топ-5 и национальный кинематограф

Отличительной особенностью проката в Чехии, Италии, Японии, Польше, Турции является наличие в первой пятерке 2014 года как минимум двух, а то и трех национальных фильмов. В основном это семейные комедии, ориентированные на широкую аудиторию (рисунок 5).

 Рисунок 5. Топ-5 проката в Украине и других странах

В Польше самым прокатным фильмом 2014 года пока является национальный боевик "Джек Стронг"  о польском полковнике-разведчике Ришарде Куклинском, который сотрудничает с ЦРУ США, чтобы спасти свою страну от возможной войны Советского Союза с Западом и США в 1970-х годах.

В Украине, как известно, фильмы массового сегмента снимают крайне редко (чаще всего – это ко-продукция с Россией), поэтому составить  конкуренцию американским блокбастерам и комедиям просто некому. Вместо них на протяжении 5 лет в пятерке самых кассовых фильмов появляются российские картины вроде "Сталинграда" Бондарчука (2-е место в 2013-м) или "Вий-3D" (1-е место в 2014-м).

- Есть такое понятие: продукт-субститут. Когда на рынке нет чего-то настоящего, нет национального блокбастера, люди могут переключаться на то, что напоминает им о местных реалиях. Если вы посмотрите на пятерки, то увидите, что в них находятся не просто национальные фильмы, а либо большие эпики, как в Турции, либо комедии, потому что юмор тяжело экспортировать. "Любовь в большом городе", как и "Елки", – романтические комедии. Поэтому люди, за неимением таких украинских продуктов, переключаются на российские или зарубежные, - пояснил Денис Иванов.

Однако эксперты считают, что Украине необходимо свое массовое кино так же, как и артхаус:

- Уверен на 100%, что Украине стоит снимать самостоятельно и такой продукт. Это киноиндустрия, в ней задействовано много людей. Разное кино должно быть. И массовое тоже. Тогда рынок будет здоровым. Искусство – это красная икра. А должен быть еще и хлеб с маслом. Вот такие фильмы и являются этим хлебом, - подчеркнул Иванов.

Так же считает и Гусев.

- Помимо артхаусного кино, к которому наши режиссеры всегда тяготели, стоит развивать кассовые жанры. У нас делают сейчас более-менее, или пока менее успешные попытки в этом направлении. Западные примеры показывают, что для съемок хорошего триллера или фильма ужасов вовсе не нужны заоблачные деньги и компьютерная графика, экзотические локации. Достаточно хорошего сценария и талантливого режиссера, - уверен Гусев.

 

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

15.11.2018, 18:44
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 22 лютого 2019

    Суддя, підозрюваний у хабарництві, повернувся до роботи і отримав з бюджету 160 тис грн

     
    • 21 лютого 2019

    Палії проти активістів: як залякують захисників зелених зон

     
    • 21 лютого 2019

    Поліцейському, підозрюваному у побитті активіста, не змогли оскаржити запобіжний захід

    Працівника поліції підозрюють у побитті активістів під час затримання

     
    • 21 лютого 2019

    У Польщі політичну партію підозрюють у розкраданні продуктів з "Червоного хреста"

    Польська прокуратура вже протягом року розслідує справу щодо розкрадання продуктів із організації "Червоний хрест"

     
Система Orphus