Как будет работать новая услуга смены оператора без изменения номера

Воспользоваться новой услугой можно в электронном режиме, или прийти в сервисный центр
Фото: pixabay
1 мая 201918:24

С 1 мая украинцы смогут изменить мобильного оператора, оставив свой номер. Закон о MNP (Mobile Number Portability - портативность мобильного номера) в Украине приняли еще в 2010 году. Активно работать над разработкой услуги начали в 2014 году. Сейчас она готова к запуску.

Как пользоваться новой услугой, Insider расспросил у исполнительного директора Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) Вадима Гулько.

Расскажите об услуге. Какая ситуация для абонентов сейчас, и как все будет после ее введения?

Ранее, если вы пользовались каким мобильным оператором, и узнавали, что у другого оператора лучшие условия, выгодные тарифы, то при переходе к другому оператору вы вынуждены были менять свой номер.

Но если у вас этот номер давно, его знают все друзья, знакомые, коллеги - это очень неудобно. Поэтому большинство людей пытались оставаться на своем номере.

Теперь услуга MNP позволит любому оставить свой ценный (для некоторых - прямо "золотой") телефонный номер, и пользоваться тарифным планом другого оператора.

Что нужно сделать, чтобы изменить номер, не меняя оператора?

Первый шаг: вы должны убедиться в том, что вы - зарегистрированный абонент. Ключевое условие этой услуги - она ​​может предоставляться только идентифицированным абонентам. Если вы купили карточку где-то в киоске и пользуетесь ею, вам необходимо прийти в сервисный центр своего оператора с паспортом и зарегистрироваться. Тогда в базе будет видно: вот этот номер зарегистрирован на этого человека.

Также есть специальные страницы операторов в интернете. Там так же можно зарегистрироваться, но нужно иметь электронную цифровую подпись.

Где можно взять цифровую подпись?

Много возможностей. Самое простое - в фискальных органов. Также в территориальных органах Минъюста. Получение этой подписи занимает 10-15 минут. Это бесплатно. Приходите с флешкой, и вам дают электронную подпись.

Подчеркиваю, что это нужно только тем, кто имеет незарегистрированный номер. Если же с электронной подписью затруднения, можно пойти "ножками" в сервисный центр, и все там оформить без него.

 



Хорошо, что дальше?

Далее вы идете в сервисный центр оператора, которого вы выбрали на замену старого. Также можно зайти на его сайт. Везде есть вариант - физически прийти, или воспользоваться сайтом.

Подаем заявку - письменную или электронную. "Я такой то, хочу перенести такой то номер, на такой то тарифный план". Указываете фамилию, имя, отчество и желаемую дату переноса.

Далее все делает оператор - обрабатывает вашу заявку, отправляет старому оператору, они между собой согласовывают технические и бюрократические вопросы.

И в конце этой процедуры уже точно придется прийти в офис нового оператора, чтобы забрать новую SIM-карту и сдать старую.

 


Есть какой-то срок, сколько должна длиться эта процедура?

Минимум три рабочих дня. Но если, например, сегодня 1 число, а абонплата у вас действует до 15 числа, то вы можете не терять свои средства. Вы можете сказать оператору, что подаете заявку сейчас, но хотите, чтобы перенос осуществили 14 числа, когда все средства будут использованы.

Есть какие-то причины, по которым оператор может отказать в этой услуге?

Есть ряд оснований, но все они абсолютно логичны, и не будут болезненными для граждан.

Например, вы подали заявку о переносе одному оператору, а через день пошли и подали такую ​​же заявку другому. Это невозможно. Вы должны либо отказаться от одного оператора, или номер переведут на любого из указанных вами операторов.

Следующее основание - недостоверные данные, или ошибка в заявке.

Еще одним основанием вам отказать является то, что вы через неделю после переноса подаете аналогично заявку. Действует ограничение 30 дней. Грубо говоря, переносить номер можно раз в месяц.

Еще есть ряд технических оснований. Если, например, в вашем селе просто не работает какой-то из операторов. Но это единичные случаи.

В этот период, когда я подал заявку и мне проводят замену, я могу звонить по старому оператору?

В этот день, когда вам переносят номер, может быть незначительный период, когда у вас не будет связи. Но вас об этом обязательно предупредят. Это связано именно с техническим процессом переноса номера.

Максимум это может длиться до трех часов, но я уверен, что в большинстве случаев этот процесс будет занимать несколько минут и абонент ничего даже не будет чувствовать.

(Переход к новому оператору осуществляется только после того, как абонент активировал новую СИМ-карту. Пока переход не произошел, связь по новой карточке происходит по "старому оператору" и его тарифам, - ред.).

Это бесплатно?

Оплата устанавливается оператором, но на сегодняшний день все операторы заявили о том, что это будет бесплатно. Единственное, могут быть определенные условия: необходимо будет купить базовый стартовый пакет. Но не все установили такое требование.

А для чего мне стартовый пакет, если я уже сменил оператора и имею новую СИМ-ку?

Например, вам предлагают какой тарифный план за 35 грн. Вы покупаете этот пакет и эти деньги попадают вам на счет, и будут вами в дальнейшем использованы.

Пока это ввел только один оператор, не помню какой, возможно он это отменит.

[Ред.: похоже, речь идет о "Киевстар". На его сайте указано: "Для абонентов предоплаченной формы обслуживания стоимость услуги переноса номера в сети Киевстар входит в стоимость стартового пакета."]

В дальнейшем у операторов есть право устанавливать какую-то плату за эту услугу?

Да, они могут ее установить в любом размере, но мы понимаем, что для них нет смысла этого делать. Оператор заинтересован, чтобы к нему переходили клиенты.

Ему же лучше, чтобы человек платил абонентскую плату и пользовалась именно его услугами, чем разово поставить ограничение в какие 50 грн. Кто-то не захочет из-за этого перейти, и оператор потеряет клиента, который потом мог бы принести ему 500 грн.

У каждого оператора есть свой код - первые три цифры. Если я перейду из одного оператора на другой, первые три цифры изменятся, или останутся такими же?

В этом и есть суть услуги, эти коды полностью остаются.

То есть, может быть путаница, когда я вижу код одного оператора и звоню на этот номер, но попадаю на другого оператора. С меня могут снять средства без моего ведома?

Этот вопрос решен. Когда вы звоните, будет определенное голосовое сообщение. Каждый оператор его устанавливает лично, но оно должно быть коротким и понятным. Например, некий гудочок и фраза: "вы звоните на номер другого оператора".

Это будет сообщение, аналогичное тому, что "абонент сейчас занят" или "абонент сейчас разговаривает". Затем у вас будет пару секунд, чтобы сбросить вызов.

Сколько операторов присоединились к этой услуге?

Пять.

А всего сколько их в Украине?

Всего 6 операторов. Один оператор занял позицию, что он не имеет технической возможности подключиться. Это "PEOPLEnet". Но в них абонентская база очень маленькая.

Сколько продолжалась подготовка к запуску этой услуги, и были какие-то сложности?

Вообще это продолжается с 2014 года. По сути 5 лет. Все это время проводилась работа, создавалась нормативная база, велись переговоры с операторами мобильной связи.

Почему так долго? Потому что, к сожалению, почти на 3 года затянулись судебные процессы между двумя поставщиками, которые боролись за то, чтобы выиграть наш тендер на построение базы данных.

Мы в прошлом году ждали решения судов, пока будет понятно точно, кто победитель. Затем за год смогли закупить оборудование, программное обеспечение, настроить это все.

Операторы то же самое смогли сделать. Последние три месяца мы работали над тестированием этой системы. И вот сейчас мы можем сказать, что мы готовы, и с 1 мая запускаем эту услугу.

Что это за ситуация с судебной волокитой?

Все просто: одна компания говорила: "я победитель торгов", другая говорила - "нет, я". Вот они и судились, чтобы определить кто победитель. Тогда еще не было "Прозорро", это проводилось по старому закону. Мы хотели провести этот тендер в "Прозорро", но было поздно - уже длились суды. Даже если бы мы провели в "Прозорро", то у нас было бы не 2 участника, а 3, которые решали бы спор в суде.

Справка Insider:

Судебный спор развернулся между двумя компаниями - "Диалинк" и "SI Center". В 2016 году УГЦР провел тендер, победителем которого стала компания "Диалинк". Их предложение составило 72 млн грн. Тогда руководство компании в комментарии программе "Наші гроші" аргументировал указанную цену тем, что "учли ​​абсолютно все".

Зато "SI Center" раскрыл свою смету, согласно которому он должен был заработать на реализации тендера около 5 млн грн, а общее предложение было на 32,5 млн грн меньше и составляла 39,5 грн.

Позже УГЦР провел повторную оценку предложений конкурсных торгов. В результате победителем тендера признали компанию "SI Center", а "Диалинк" обжаловал решение в Хозяйственном суде.

В 2017 году УГЦР пытался через суд признать договор с "SI Center" недействительным, а также провести повторный тендер за "Прозорро". Суд отказался отменять договор.

В конце концов, борьбу в суде выиграла компания "SI Center", которая и реализовала проект.

Сколько денег потратили на реализацию?

Около 40 млн грн.

А операторы закупали оборудования за свой счет?

Так, только за свой.

Что будет в вашей базе? Для чего она нужна?

Это центральный сервер, то есть основной центр обработки данных, к которому подключились операторы. Все заявки о переносе номеров будут проходить через нас. Наша задача - отслеживать, чтобы обработки этих заявок было своевременным.

То есть, если в порядке указано, что оператор не более 8 часов на обработку заявки, значит мы должны проконтролировать, что это действительно занимает не более 8 часов. К тому же наша база будет получать информацию о том, сколько номеров от какого и до какого оператора ушли.

Не было ли сопротивления со стороны операторов? Ведь теперь вы будете владеть информацией, от какого из операторов чаще всего отказываются. Очевидно, что этот оператор предоставляет наименее качественные услуги.

Да нет, уверен, что они об этом даже не думали. Это не показывает, что оператор плохой, а свидетельствует лишь о том, что он проиграл какую-нибудь маркетинговую войну.

Я, по крайней мере, ожидаю увеличения конкурентной борьбы за абонентов. Потому что их задача сейчас - сохранить существующих абонентов и переманить чужих. Поэтому они придумать целый ряд "плюшек" и бонусов, чтобы обеспечить это. В отдельных странах это приводило к уменьшению тарифов. В других к каким-либо невероятных бонусов. Посмотрим, что придумают наши операторы. Будет интересно.

1 мая уже можно будет подавать заявки?

Технически - да. Но я не знаю, какую стратегию выберут мобильные операторы. Потому что они 1 числа могут принимать уже заявки, а могут еще не принимать. Поэтому официально сама процедура переноса номеров осуществляется в рабочие часы, в рабочие дни.

Поэтому, если вы подадите заявку 1 мая, то в работу она пойдет только 2 мая. А учитывая, что рабочие дни у нас только 2-3 мая, а затем снова выходные, то первые переноса в Украине могут быть только 6 мая.

Предусмотрены какие-то санкции к оператору, который сейчас не подключился к оказанию этой услуги, или, если какой-то оператор передумает и отключится?

Есть общие правила, операторы обязаны соблюдать законодательство и своих лицензионных условий. Если пойдут жалобы о том, что какой-то оператор отказывается предоставлять эту услугу, я думаю, ему будет плохо. Регулятор может инициировать проверки, после которых может принять решение даже об аннулировании лицензии. Это серьезные потери для операторов, я думаю, они с этим шутить не будут.

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

1.05.2019, 19:53
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 28 сентября 2019

    "Кто следующая Гандзюк?": Активисты пришли к Офису президента

     
    • 26 сентября 2019

    "Пожалели его, живой остался, а он теперь в суде свидетельствует", - в суде о расстреле группы спецназначения обнародовали "прослушку" фигуранта

     
    • 21 сентября 2019

    Члены "Демократической сокиры" обратились в миграционную службу относительно тройного гражданства Коломойского

     
    • 18 сентября 2019

    В Киеве поблагодарили бывшего директора Украинского института национальной памяти Вятровича

     
Система Orphus