Владимир Чекмарев: "Власти обещают уплотнить застройку - это сделает жизнь в Киеве невыносимой"

Плохие новости для киевлян - город будет развиваться в пределах действующих границ, его население вырастет, а новые здания будут строить выше и ближе друг к другу
15 октября 201311:24
  • 9
  • 2

Это предусматривает новый Генплан Киева, который обещают принять до конца года. INSIDER пообщался с Владимиром Чекмаревым - директором ДП "Институт генерального плана Киева" ПАО "Киевпроект". Институт разрабатывал все Генпланы Киева с 1947 года. Однако в этот раз подготовка документа обошлась без него.

- Зачем город разработал новый Генплан, если действующий истекает только через семь лет?

- Чтобы узаконить спорные землеотводы. Многие участки, которые выделялись в последние 11 лет, противоречат Генплану. Этот документ, разработанный нашей организацией, действует до 2020 года, поэтому при желании землю в любой момент можно было бы вернуть Киеву. Вместо этого власти города разработали новый Генплан - до 2025 года. Если Кабмин и Киевсовет его поддержат, спорные землеотводы станут законными. Абсурдность ситуации в том, что документ обошелся бюджету в десятки миллионов гривен, готовился пять лет и рассчитан на столько же. Хотя все предыдущие Генпланы разрабатывались на 20 лет.

- А сколько таких землеотводов?

- Очень много. Например, в 2002 году Киевсовет, принимая Генплан, в тот же день проголосовали за поправки к нему (решение №370/1804). Это около 1200 решений о землеотводах. Нынешняя власть их даже не пыталась оспорить.

 

- И что вы сделали? Почему не отстояли Генплан в первоначальном виде?

- Мы пытались, но это закончилось конфликтом с мэрией. "Киевпроект" открыто критиковал решения города по земле. В ответ в 2008 году власти сменили разработчика Генплана и лишили нас полномочий согласовывать проекты строительства. Мэрия заключила договор с коммунальной организацией "Центр градостроительства и архитектуры" (позже переименована в "Киевгенплан"), в штате которого даже не было градостроителей. Для сравнения: наша организация делала все четыре Генплана, созданные после войны.

- Кто персонально отвечает за новый Генплан?

- Когда я задавал этот вопрос, мне ответили оригинально: Генплан - это коллективный документ, у которого не может быть одного ответственного. Раньше главный архитектор проекта назначался городской администрацией и нес персональную ответственность за него. Я считаю, что какая ответственность - такой и Генплан.

- Что конкретно вас не устраивает в этом документе?

- Он не решает проблем города, а предлагает, я процитирую сам Генплан, "развивать Киев вглубь, вверх и сделать его плотнее". К 2025 году, по их расчетам, в городе будет жить 3,15 млн человек - то есть население вырастет на 310 тыс. Территория при этом останется прежней - власти отказались от нашего предложения расширять границы города. А значит дома будут строить ближе друг к другу, сэкономят на инфраструктуре и, похоже, не решат транспортные проблемы. Этот Генплан устарел почти на 30 лет - развивать город в его границах предлагалось еще в документе 1986 года.

- Но ведь границы города не удается расширить из-за позиции области...

- Принципиальная идея нашего Генплана - сделать Киев просторнее. Город не должен быть в петле, его нужно расширять за счет области. В противном случае мы получим город с пробками и невероятно плотной застройкой. Киев был первым городом на постсоветском пространстве, который принял решение развиваться вширь за счет области. Это закреплено как стратегический вектор развития на ближайшие 50-100 лет, который менять нельзя.

- Да, но это решение не было согласовано с властями области. Как вы теперь их убедите?

- Власти области действительно не заинтересованы в таком решении. Последние 30 лет они работают без схемы планировки и не спешат ее делать - это позволяет бесконтрольно выделять земли. Но мы предлагаем компромисс - создание столичного округа, где главы города и области совместно решали бы что и где строить. Создать такой административный район может только Верховная Рада, в 2002 году мэрия обращалась в парламент с таким предложением. Тогда была создана комиссия, которую возглавил Владимир Рыбак. Потом эта идея почему-то заглохла, но думаю к ней еще вернутся.

 

- Вы не думаете, что в нынешней экономической ситуации все больше людей будет переезжать в Киев, а поскольку границы города расширить не удается приходится увеличивать плотность застройки?

- Думаю наоборот - ситуация будет меняться. Жизнь в Киеве дорожает, будут расти коммунальные тарифы. Поэтому людям в какой-то момент будет выгоднее уехать из столицы и жить в пригороде. Власти обещают уплотнить застройку, это сделает жизнь в Киеве просто невыносимой - город превратится в гигантский муравейник. По нашим расчетам, плотность населения в Киеве вырастет минимум на 40%.

- А сейчас вы предлагаете самоограничиться - остановить любое строительство до решения вопроса с границами города?

- Нужен системный подход. Мы в Генплане настаивали на том, чтобы построить еще хотя бы два моста и только потом продолжать застраивать левый берег. Важно закончить окружную дорогу до улицы Богатырской, реконструировать Ленинградскую, Харьковскую площадь, а также площадь Шевченко, проспекты Московский и 40 лет октября. Обязательно нужно построить метро на левом берегу, а также запретить строить высотные дома в центре. Иначе город станет.

- Но в новом Генплане ведь как раз ввели максимальную высотность зданий в центре...

- На самом деле все наоборот - они увеличили допустимую высотность. Мы вводили ограничение в 27 метров, то есть около 8 этажей. Это обычная практика - такая норма, например, действует в Париже и Вене. А они хотят сейчас увеличить допустимую высоту до 16 этажей - 54 метров.

- Насколько реальны планы по строительству метро на Троещину?

- И в нашем, и в новом Генплане это предусмотрено. Но есть принципиальные отличия. Наш Генплан предусматривает строительство отдельной ветки от Харьковского массива до Троещины с выходом на зеленую зону, где будут расположены спортбазы по развитию водных видов спорта. У них метро упирается в промзону, а сама ветка проходит не по улице Бальзака, которая гораздо шире, а по Маяковского. По нашим расчетам, это увеличивает стоимость проекта минимум в два раза: во-первых, с Маяковского прийдется переносить все коммуникации, а во-вторых, на ней не удастся разместить паркинги, офисные и торгово-развлекательные центры. В этом случае проект окупить гораздо сложнее. По улице Бальзака при этом решили пустить скоростной трамвай, который, похоже, и станет основным видом транспорта для 350 тыс. жителей Троещины. А его пропускная способность в разы меньше, чем у метро.

Это, кстати, не единственный пример выбора заведомо более дорогого решения проблемы. Например, вместо мостов в новом Генплане предлагается строить туннели. Это гораздо дороже в строительстве и в обслуживании. Единственное объяснение такому решению - кому-то выгодно, чтобы смета строительства была больше.

- Есть ли расчеты, как будет развиваться ситуация с "пробками" в Киеве?

- Особенность нового Генплана в том, что там практически нет расчетов. Например, не понятно, какой сейчас машино- и пассажиропоток в Киеве, нет матриц корреспонденции грузопотоков и т.д. Судя по документу, разработчики просто взяли наш Генплан и внесли в него свои изменения. Но теперь непонятно, как пользоваться таким документом - в нем сплошные несоответствия. Мы объясняли, что документ сделан непрофессионально, но нас игнорируют. Например, после того, как мы раскритиковали Генплан, нас решили не приглашать на заседание Градсовета, где утверждался этот документ.

- Сейчас документ проходит обсуждения. Как вы считаете, его примут?

- Очень похоже, что да. Многие депутаты в этом заинтересованы - речь ведь об их землеотводах. Но мы надеемся, что документ не пропустит Градостроительный совет при Минрегионстрое. Кроме того, есть шанс, что горадминистрация разберется с документом, ведь этот Генплан больше всего подставляет Александра Попова. Администрация ошиблась дважды: с одной стороны потратить бюджетные средства на разработку ненужного Генплана, с другой - из-за этого не выполнила действующий, последние 5 лет не разрабатываются детальные планы территорий.

INSIDER обратился к "Киевгенплану" с предложением высказаться по поводу разработанного Генплана.

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
2
ПРОСМОТРОВ
9
КОММЕНТАРИЕВ

КОМЕНТАРІ

  • Конечно, и Киеврада и Киевгенплан это из тех, что "понаїхали". Они не киевляне, они не любят Киев. Цель их - делать деньги, а на всё и всех плевать!

  • Конечно, и Киеврада и Киевгенплан это из тех, что "понаїхали". Они не киевляне, они не любят Киев. Цель их - делать деньги, а на всё и всех плевать!

  • Какова вообще цель генплана? Ведь дело не в узаконении землеотводов. И тут налицо либо непонимание сути высокоплотного города (как верно заметил Владимир: "Не надо путать высотную и высокоплотную застройку"), либо игра на неосведомленности. Город должен предпринимать все усилия, чтобы удержаться в своих границах и не поддаться соблазну расползтись.. Москва уже поддалась такому соблазну, а теперь после широкого жеста задумалась, а нужно ли это? Вся проблема транспорта лежит 1) в резком снижении плотности дорожной сети от центра к периферии при обратно-пропорциональной численности; 2) в низкой социальной, деловой и производственной активности на периферии по отношению к центру, улучшение которой как раз лежит в компетенции высокоплотной застройки.

  • Совершенно верно, что у нового генплана одна цель, увы - узаконить незаконные стройки. В центре был запрет на дома выше 8-9 этажей - и что? кто из чиновников поплатился хотя бы должностью за многоэтажное безобразие? Квартальная застройка домами средней и малой этажности - это прекрасно. Но кто будет этим заниматься, когда торжествует идеология, при которой, урвав участок, застройщик выжимает из него максимум квадратных метров, без оглядки на генпланы и проблемы города - и кто ему может помешать? Пока это не изменится, ожидать чего-то хорошего в застройке Киева не приходится. А сколько лет разговоры о выносе промзон? Только разговоры...

  • Безусловно, развитие может идти и интенсивным путем - повышение плотности застройки, так и єкспансивным - за счет освоения новых территорий в пригородной зоне. Оба направления могут вполне сочетаться без противоречия дополняя друг-друга. И мостов в городе много не бывает, сколько ни построй, и вылетные магистрали могут стать каркасом роста, если не замыкать город кольцом элитных коттеджных поселков. Все мегаполисы обрастают городами-спутниками - это нормально. Надо наконец разобраться со столичной функцией. Киев уже давно не центр "союзной республики", а европейская столица. Пора вынести государственные учреждения в отдельный кампус, а не распихивать всякие суды и департаменты по транспортным развязкам. И конечно, правильный путь для Киева - квартальная застройка. Наш город был компактным, по нему было приятно ходить пешком, поэтому надо вернуться к забытой традиции и строить жилье малоэтажное, доступное и высокоплотное.

  • Главное чтобы мамонты микрорайонного типа мыщления вымерли не успев наблодить приемников

  • Квартально активную зону нужно создавать. Никто и не спорит. Но центр остается центром. И пока не решен вопрос выноса админфункции из исторического центра, коллапс будет. И хоть пять мостов построй, центр не резиновый, и пробка начавшись на узком Подоле будет тянуться по этим новым мостам. Проблема как раз в том, что мало увеличения этажности, так растет еще и плотность застройки. рассказы о том, что киев малоплотный город... Так вы отнимите зеленые зоны, а их 67% от общей площади, и не получится у вас уже 42 чел/га. Хотя конечно да, давайте застроим зеленые зоны - и все будет в порядке, места всем хватит.

  • Очень характерное, но противоречивое заявление, которое ставит с ног на голову целый ряд понятий. Начнём по порядку: 1) Не нужно путать плотную застройку и высотную застройку. Высотная застройка, как раз низкоплотная, за счёт санитарных и противопожарных разрывов. Все исторические города Европы, которыми мы привыкли восхищаться, имеют высокоплотную застройку (напр. Барселона, Париж, Вена). Во всём цивилизованном мире плотность это синоним компактности, рациональности,, комфорта, ведь компактная среда больше насыщена разными ф-циями. Да, чуть не забыл, плотная среда, как правило среднеэтажная. Центральная историческая часть Киева, как раз развивалась по этим принципам. 2) То что Киев останется в прежних границах, как раз свидетельствует о курсе на плотную застройку (правда не понятно осознанное ли это решение). И как раз такое решение будет требовать переосмысления принципов застройки в городе. В данный момент застройка осуществляется по микрорайонному принципу: застройщик строит на свободных участках высотные здания с большими разрывами между ними, в итоге получается много ничейных территорий, на содержание которых у города нету денег. Неизменные границы должны способствовать в освоении заброшенных промзон, реконструкции и переосмыслении уже существующей застройки и направлены на остановку процесса расползания города. 3) "Город превратится в гигантский муравейник", да это правда, если продолжать застраивать Киев монофункциональными территориями спальных микрорайонов, которые слабо насыщены функцией, что обуславливает центричность Киева. Где я живу -- на Позняках! Где я работаю, отдыхаю, покупаю -- в Центре! Плотная застройка создает потенциал для размещения там большого количества наполняющей ф-ции и исключает необходимость поездок в центр. 4) Киев низкоплотный город. Плотность населения в нём -- 42 чел/га, площадь улично-дорожной сети около 5-7%, при норме 15--25% в развитых городах. 5) "Построить еще хотя бы два моста" -- это поможет ездить в Центр с Троещины или Харьковской и усугубит транспортный коллапс, освоит бюджет, который можно было бы направить на создание квартальной активной среды в малокомфортных районах.

27.05.2016, 11:20
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 1 февраля 2016

    INSIDER: Лучшие материалы

    Здесь мы оставляем тексты, которые нам показались самыми знаковыми

    • 0
    • 72
     
    • 31 января 2016

    Роман Безсмертний: "Росія зацікавлена, щоб ця війна тривала без кінця"

    "З появою Гризлова мало що змінилося. Ви дискусію навколо Сталіна уявляєте?"

    • 3
    • 36
     
    • 29 января 2016

    Как проститься с прошлым

    Как прощаться и открываться новым возможностям, рассказывает психолог

    • 1
    • 48
     
    • 29 января 2016

    Крымские ультрас: «Предателей мы не забудем»

    Что означало быть проукраинским ультрасом в Крыму в начале оккупации, и как они живут сейчас

    • 1
    • 47
     
Система Orphus