Пока главные игроки алкогольного рынка стараются сохранять оптимизм и рассылают пресс-релизы с рассказами об очередных успехах - то, что украинцы стали пить меньше водки, заметили даже в барах.
"Водка продается очень и очень слабо. Тенденция такова, что пьет ее потребитель возрастной категории. Люди, которым за 50", - рассказал INSIDER метрдотель киевского ресторана Ok Bar Валентин Митрофаненко.
Сотрудник ресторана видит в падении продаж и хорошую сторону - потребитель наконец-то вырастает в своих вкусах и предпочтениях. Постепенно украинцы начинают разбираться в качественном вине.
Европейские напитки
На продажах вина падение спроса на водку пока не отражается. Однако в сегменте дешевого виски - рост. Аналитики говорят – украинцы хотят попробовать "буржуазные напитки", к которым не было доступа в советские времена и голодные 1990-е. Поэтому, если за почти одинаковую цену в супермаркете можно купить водку или виски – украинцы все чаще выбирают последнее.
"Больше это касается не вина, а дешевого виски – там действительно происходит значительный рост продаж, и он уже на втором месте после водки среди крепких напитков", - говорит Игорь Лизогуб, специалист департамента инвестиционного банкинга Procapital Investment.
По данным Госкомстата, в 2013 году показатели производства отечественной водки упали на 19% по сравнению с предыдущим годом. На общей картине сказалась также война акционеров Nemiroff, из-за чего завод остановил работу.
Производители водки традиционно жалуются на действия правительства, повышающего акцизы. За последние три года минимальная цена на водку выросла почти в два раза. С 17-ти до 30 грн за бутылку.
"В первую очередь, спад связан, конечно же, с тем, что цены на водку постоянно растут. Минимальная цена, которая повышается, - это следствие роста ставки акцизного сбора", - рассказал INSIDER директор по маркетингу компании "Олимп" Дмитрий Рыжов.
Минимальную цену Кабмин повышает каждый год. "Водочники" пытаются защитить свой бизнес, указывая чиновникам на проблемы с теневым рынком.
"Любой акциз, любая финансовая нагрузка на товаропроизводителя – это непрямой налог для конечного потребителя. Это приводит, в первую очередь, к тому, что будет уменьшаться легальный сектор, а теневой – расти", - рассказывает руководитель аналитического департамента консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник.
В то же время Арсений Яценюк заявил, что в стране необходимо повысить акцизы на алкоголь и табачные изделия. Цена бутылки водки в соответствии с законопроектом Кабмина вырастет на 10 гривен и составит более 40 гривен.
"Надо меньше пить и спортом заниматься!" - посоветовал премьер.
Чтобы сохранить прибыли, некоторые участники рынка стараются пристроить свою продукцию за границей. Так, компания Global Spirits бизнесмена Евгения Черняка запустила ТМ "Русский Север" на производственных мощностях в России и TM Leaf – на арендованном заводе в США.
Впрочем, военные события могут сильно осложнить продвижение украинской водки в Россию. Пока же Кремль намерен взять под контроль продажи алкоголя в Крыму. Местная продукция может подорожать, если крымские производители алкогольных напитков не смогут закупать украинский спирт и перейдут на российский. Ведь в России акциз на алкоголь почти в 2,5 раза выше, чем в Украине.
Операторы алкогольного рынка не указывают на теневой сектор, а сами его создают торгуя почти во сей рознице по так называемой второй форме , просто продавая без документов и не платя налоги, а акциз , та кому он нужен если они его покупают неучтенный в любом кол-ве. Так что все это сказки венского леса.
Ирландизация.