В конце июня губернатор Одесской области Михеил Саакашвили явился на заседание комиссии Госавиаслужбы по выдаче назначений на авиамаршруты и устроил скандал.
Бывший президент Грузии обвинил главу ведомства Дениса Антонюка, который ранее работал в МАУ, в коррупции и лоббировании интересов крупнейшего украинского авиаперевозчика. Конфликт случился после того, как компания "Атласджет" не получила маршрут "Одесса-Стамбул". Его отдали МАУ.
"Атласджет Украина" создана в сентябре 2013 года. Является дочерней структурой турецкой Atlasjet.Ее. Учредители – турецкая компания "Атласджет Гавацилика.С.", львовская компания "АИС Групп Украина" и Сергей Подгородецкий.
Позже Антонюк был отстранен от выполнения своих обязанностей на время служебного расследования.
7 июля отстраненный руководитель Госавиаслужбы на своей страничке в Facebook опубликовал заявление в адрес генерального прокурора Украины Виктора Шокина, в котором он просит изучить действия главы Одесской областной государственной администрации Саакашвили, а также проверить законность отстранения с поста главы Госавиаслужбы.
В свою очередь, глава наблюдательного совета и совладелец МАУ Арон Майберг 7 июля собрал пресс-конференцию, чтобы ответить губернатору Саакашвили.
Компанию МАУ связывают с днепропетровским олигархом Игорем Коломойским. Как известно, Коломойский был против назначения Саакашвили губернатором Одесской области, поскольку грузин сменил на этой должности Игоря Палицу – ставленника группы "Приват".
INSIDER публикует конспект пресс-конференции Майберга, который решил ответить на обвинения бывшего президента Грузии.
Мы анализируем заявление губернатора Одесской области Саакашвили. Он пользуется большой популярностью среди населения, и мы этому очень рады, потому что Украине нужны политики, которые готовы решать проблемы. Наша задача ни в коем случае не повлиять на популярность губернатора Одесской области. Наша задача - чтобы посудная лавка была цела и чтобы слон не пострадал. Приведу цитаты уважаемого губернатора (из заявления, сделанного накануне, - INSIDER).
Первая его цитата: "Самый выигрышный маршрут на Стамбул был полностью монополизирован".
Ответ. Нет, на маршруте работает три перевозчика: МАУ – семь раз в неделю, "Турецкие авиалинии" 11 раз в неделю и еще одна турецкая компания - тра раза в неделю. Турецкие компании летают 14 раз в неделю, МАУ – семь раз. Таким образом, при трех перевозчиках монополизации тяжело ожидать.
Следующая цитата Саакашвили: "МАУ в Одессу летает только потому, что у нее есть представитель в государственном авиационном комитете. Было много заявок, но никому больше не разрешают летать".
Это не соответствует действительности. На маршрут "Киев-Одесса-Киев" назначено пять перевозчиков, которые имеют право выполнять 60 частот в неделю. Фактически летают МАУ - 21 рейс в неделю, "ЯнЭйр" – 5 рейсов в неделю. Детализирую. МАУ имеет право летать 21 раз в неделю и столько же летает. "ЯнЭйр" имеет право летать 14 раз в неделю, а летает только пять, "ЮТэйр Украина" имеет право летать 14 раз в неделю, но вообще не летает, "Мотор Сич" имеет право летать 14 раз, но тоже не летает, "Атласджет" – 14 раз в неделю, но рейсы не выполняет. Как видите, огромное количество авиакомпаний имеет право летать по этому направлению, но не летают по своим соображениям.
Следующая цитата Саакашвили: "В Тбилиси и Кутаиси летал Wizz Air, почему он больше не летает, а МАУ летает? Если это экономически не выгодно, то авиакомпания ушла и зашла монополистская компания".
На мой взгляд, этот вопрос несколько странный для политического деятеля. А почему МАУ летает? Это плохо или хорошо? Если бы МАУ ушла с маршрута, то это было бы лучше? А теперь по существу. МАУ начала летать в Тбилиси с 2007 года. "Wizz Air Украина" в 2007 году еще вообще не существовало. Второе - "Wizz Air Украина" никогда не летала в Тбилиси, а только в Кутаиси. Сегодня "Wizz Air Украина" перестала летать, но ее материнская компания продолжает летать в этот город.
Следующая цитата бывшего президента Грузии о высоких ценах МАУ. Он, в частности, заявил: "Я плачу, в лучшем случае, $160-170 за билет, а обычно - $250-300 за эконом-класс, он должен стоить минимум в три раза дешевле".
Мы подняли те рейсы, о которых идет речь. Вот, посмотрите на рейс "Киев-Одесса". Господин Саакашвили летел на нем 2 июня 2015 года. Он купил билет за $200, но не в эконом, а в бизнес-классе. Всего Саакашвили пролетал на МАУ с 1.01.2014 по 30.06.2015 года 33 раза. Для нас он очень уважаемый пассажир. Из них он 17 раз пролетел в эконом-классе, 16 – в бизнес-классе. Вернемся к рейсу 2 июня. Саакашвили купил билет за один день до рейса. На этом же рейсе 4% пассажиров купили билет от $150 до 200. 15% пассажиров – от $100 до 150, 23% летевших купили билеты от $50 до $100. И 47% пассажиров приобрели билеты от $22,5 до $50. То есть, на самом деле, ожидания Саакашвили оправдываются: 47% пассажиров этого рейса купили билеты в десять раз дешевле, чем купил он. Естественно, они заблаговременно покупают билеты.
На следующий день, 3 июня, Саакашвили купил билет за $220 на рейс "Одесса-Киев". Только опять же – в бизнес-классе, а не в эконом-классе. На этом рейсе 53% пассажиров купили билеты от $22,5 до $50.
![]() |
Идем дальше. Цитата Саакашвили: "Я летаю самолетами этой авиакомпании. Они никчемные. У них плохие и жуткие самолеты".
Мы провели возрастной анализ флота украинских авиакомпаний. Средний возраст самолетов МАУ - 11 лет. У "Атласджет" - 16,5, "Днепроавиа" – 16,5, "ЮТэйр" – 16,8, "Роза Ветров" – 17 лет, "ЯнЭйр" – 21 год.
О лоббировании интересов. Цитата Саакашвили: "Мне все равно, кто эта другая компания. Я бы хотел, чтобы вместо "Атласджет", были "Ранэйр", "Wizz Air", "Эйр Берлин" и много других, которые могут летать по этим маршрутам".
Мы не согласны с этим заявлением. Саакашвили не сказал публике, что накануне заседания комиссии по распределению маршрутов он встречался с акционерами "Атласджет". Эта компания сказала ему, что она готова миллиарды долларов инвестировать в Одессу, но для нее важно получить маршруты из Одессы в Стамбул. То есть Саакашвили не оказался там случайно. Для него очень важно, чтобы эти маршруты получила "Атласджет". Ничего плохого в этом нет, если бы он об этом рассказал. Было хорошо, чтобы Саакашвили рассказал, как он попал на эту комиссию, как он знал, что на ней рассматривается маршрут "Одесса-Стамбул", с кем был на связи.
Не можем не коснуться темы "Атласджет". Задал себе вопрос: что эта авиакомпания уже сделала для экономики Украины? За все это время они совершили один рейс. Слетали 18 июня по маршруту "Киев-Львов" и исчезли снова. Я считаю, что они инвестировали огромные средства в информационное пространство Украины. За это их надо поблагодарить, потому что те люди, которые пишут по их просьбам, тоже создают продукт, получают за это деньги. Что касается авиации, то мы предлагаем сделать точку отсчета. Более 12 месяцев "Атласджет" имеет внутренние маршруты, но не сделали ни одного маршрута. Они говорили, что у них нет международных рейсов. Ок, сейчас они получили огромное количество международных рейсов. Получили все, за исключением одного маршрута, который хотели. Мы надеемся, что они начнут полеты, будем внимательно следить.
Сегодня "Атласджет" как авиакомпании нет, а есть миф и бесконечные претензии и угрозы к МАУ. Лично мое мнение: я не верю (в авиакомпанию, - INSIDER). Я не могу понять их коммерческую логику, когда они начнут летать, тогда мы увидим. Сейчас просто много шума.