26 мая в Киеве состоится самое крупное ежегодное спортивное мероприятие в мире – финал Лиги Чемпионов УЕФА. В этом день тысячи болельщиков приедут посмотреть матч вживую и сотни миллионов будут наблюдать трансляцию. Для Киева это событие станет очередным в полосе крупных мероприятий после песенного конкурса Евровидение в 2017 году.
INSIDER поговорил с уполномоченным Киевской городской государственной администрации по вопросам подготовки к Финалу Лиги Чемпионов Андреем Мирошниченко и узнал, чему научило киевские власти Евровидение, а чему учило УЕФА, попадет ли Киев в рейтинги самых дешевых столиц Европы и столиц секс-туризма, и не пожалело ли УЕФА о решении провести Финал в Киеве.
Согласно договору, Киев освобождает УЕФА и Футбольную федерацию Украины (ФФУ) от ответственности за все убытки, иски или расходы, которые возникнут в результате невыполнения киевскими властями своих обязательств согласно договору. Следовательно, если УЕФА посчитает меры безопасности, которые обеспечит Киев недостаточными и это приведет к актам вандализма или значительным убыткам для городских властей, то никакой компенсации Киев не получит.
Подписав договор с УЕФА, город обязался выполнить все условия, при этом, не рассчитав сумму, которая будет списана из городского бюджета на 2018 год. По разным оценкам, сумма будет составлять от 20 до 25 млн гривен.
Но Мирошниченко предпочел говорить о позитиве.
![]() |
"Я вообще футбол не люблю. Не обязательно любить футбол, чтобы заниматься организацией города к финалу Лиги Чемпионов, нужно любить и понимать организационные процессы. По большому счету, в прошлом году мы делали Евровидение, это же не значит, что мне нравится та или иная песня. Мне нравится заниматься большими проектами", говорит Мирошниченко.
Слабые места
В ходе подготовки к Евровидению-2017, мы обнаружили слабые места в планировании и подготовке таких мероприятий. Это проблемы взаимодействия структур. Мы научили делать по-другому многие организационные вещи. Все концентрируется на основе правильного взаимодействия, чтобы мы сначала прокладывали кабель, потом ремонтировали дорогу, потом садили цветочки, а не в другом порядке. Инфраструктурно, по большому счету, проблем не было.
Здорово понимать, что все службы активизируются не только при подготовке больших мероприятий. Все они понимают, что за один месяц это сделать нельзя. Мы было очень приятно, когда, после Евровидения мы общались с европейскими коллегами, и они охарактеризовали работу Киева как "In last moment, but excellent". Мы поставили себе цель убрать первую часть этой фразы и сделать все просто "excellent". План подготовки мы утвердили в октябре прошлого года, а не за 3 месяца. Все распоряжения вышли на этой неделе, транспортная схема разработана. Настоящая подготовка началась когда нас (команду КГГА) вывезли на учения в Кардифф, где проходил прошлогодний финал. Это отличная практика УЕФА. Неважно любишь ты футбол или нет, понимание "внутренней кухни" очень важно. Нам дали пощупать все, вплоть до полотенец в раздевалках перед началом матча.
"Повысили цены, дороги перекрыли, лучше бы школу построили"
Разумеется, существуют люди, которые высказывают сомнения, нужны ли подобные мероприятия городу. Я привожу пример годового опыта после Евровидения. Действительно, мы потратили на него большую сумму денег. Но, если посмотреть график приезда к нам туристов в прошлом году, был прирост количество туристов на 30%, в абсолютных цифрах +300 тыс. В мае подскочило количество гостей города и мы вышли на новый уровень посещаемости города. Что такое 300 тыс. туристов для города? Иностранец в среднем тратит 100 евро в сутки. Среднее пребывание – чуть больше 2 суток. Если мы посчитаем только прирост туристов, то город заработал около 11 млрд гривен. Это то, что заработала община, наши предприниматели, не только власти города, которые положили деньги в бюджет. Я хочу посмотреть, где есть еще такой "бизнес" в мире, где можно вложить 200 млн гривен и получить 11 млрд. Это также повышает престиж города, улучшает имидж и увеличивает популярность. Хотите, считайте прибыль в экономике, хотите – в эмоциях, хотите – в стремлении к Европе. Без таких мероприятий – нас просто не будут знать. Два года подряд Киев становится столицей Европы. 26 мая нас будут смотреть минимум 600 млн людей.
Вся линейка игр этого года проходит под девизом "Road to Kyiv". Все фанаты всей Европы, все комментаторы, все телеканалы повторяют на протяжении сезона этот девиз.
Дешево и сердито или дорого и неоправданно
Мы будем поддерживать имидж Киева как лояльного и комфортного для туризма города. На каком-то этапе мы будем говорить "Ребята, приезжайте к нам, у нас можно за 1 доллар выпить хорошего пива европейского качества". На следующем этапе будем говорить "У нас лучшие гостиницы и рестораны". Потом наступит этап "К нам, конечно, попасть тяжело, у нас все для элиты, но вы приезжайте". Будем развиваться, будем изменять акценты. Касательно подорожания гостиниц перед финалом, думаю, что то, что имеем сейчас – это идеальная ситуация. 100% заполнение гостиниц, несмотря на повышение цен, свидетельствует о том, что нашли идеальный баланс. Помните, в 2012 году все задрали цены, и киевляне селили туристов у себя бесплатно? Во всем мире повышаются тарифы на отели во время таких мероприятий. Но у нас подняли так, что всем было комфортно.
Фанаты в безопасности
Независимо от крупных мероприятий, в Киеве стартовал проект установки видеонаблюдения и сейчас мы имеет тысячи камер в городе. Это интегрированный комплекс, который позволяет анализировать и номера, и лица и в целом следить за ситуацией. Это совсем новый уровень создания комфорта и обеспечения безопасности, который создает "некомфортные" условия для преступника. Также на государственном уровне создал целый штаб обеспечения безопасности. Мы создаем возможность оставить в центре города рюкзак и через 2 часа забрать его в целости и сохранности. Пока это вызывает улыбку, но мы стремимся к таким показателям.
Для нас многое будет зависеть от того, кто будет в финале. Не буду комментировать кто для нас "более опасный". Есть нюансы, есть разные традиции у разных болельщиков. Вопрос не в названии клуба, ведь каждый клуб по-разному берет на себя ответственность за своих болельщиков. Существуют отдельные сценарии для каждого из клубов, которые могут оказаться в финале. На сегодняшний момент все структуры разрабатывают 4 разных сценария по транспорту и безопасности. Мы готовы к любому из них.
![]() |
Организаторы несут ответственность за благоустройство города в случае его повреждения. Главный организатор мероприятия на территории Украины – Федерация футбола Украины, для остального есть законодательство.
У нас в планах есть возможность проведения "Маршей болельщиков" для всех команд. Все маршруты проложены, но мы не знаем, какое количество болельщиков от каждого клуба приедет. Будут разделяющие потоки болельщиков. Они не должны пересекаться нигде. Представители разных клубов будут прилетать в разные терминалы, у них свои маршруты экскурсий и следования автобусов, разные зоны встречи, разные входы на стадион.
Секс-туризм и бордели
Честно говоря, этот вопрос неожиданный. Я не слышал ни о каких специальных мероприятиях по предотвращению секс—туризма в столице. Этот вопрос больше к правоохранителям. Если бы это был легальный бизнес с лицензиями, то тогда это к нам, в Управление торговли и предпринимательства.
Как убить пару часов до матча в Киеве
Мы в ближайшее время огласим совместный с УЕФА конкурс для болельщиков и туристов. На 8 локациях будут установлены трехметровые "Звезды УЕФА". Нужно будет сделать фото на 8 локациях, разместить на страницах в соцсетях и зарегистрироваться на специальном сервисе. Среди участников будут разыграны приятные фан-призы, мы попросили УЕФА предоставить с десяток мячей с подписями победителей.
С нас закуска, пиво – с Вас
Я не знаю, сколько УЕФА тратит на подобные мероприятия. Можем прикинуть и посчитать. Аренда стадиона, Фестиваль чемпионов на Крещатике, часть оплаты транспорта – это все расходы УЕФА. Я бы оценил в несколько миллионов евро. Также клубы вкладывают средства на это мероприятия.
Город в свою очередь украшает улицы, создает фото-зоны, баннеры, флаги команд, устанавливает 20-метровую модель Кубка УЕФА на Софийской площади, создает несколько объемных моделей в виде мячей и прочей символики. Мы следует традиционной схеме УЕФА, не превращаем весь город в фестивальный городок, а создаем ощущение праздника и нарядности города.
Мы бережно относимся к деньгам, которые выделил Киевсовет (25 млн гривен). Если их не разбрасывать направо-налево, но должно хватить.
Для нас приоритетно спровоцировать каждого гостя столицы поделиться своими позитивными эмоциями про город. Возвращаясь к теме конкурса селфи на точках локаций. Сегодня крупнейшие туристические ресурсы формируют маршруты по геотегам в социальных сетях. Если мы добьемся того, что в один день 20 тыс. человек сфотографируются на 8 точках, мы войдем в ТОП-мест дня. Пусть на день, но мы появляемся на карте мировых туристических локаций.
Купите брелок с Реалом на Крещатике
На Евровидении была замечена продажа несертифицированной продукции. Но в финальном отчете к нам не было никаких замечаний по нарушению авторских прав. Есть жесткие требования о нарушении условий торговли. Но я показал представителям УЕФА фотографии из Кардиффа и спросил, являются ли эти фотографии продаж в центре Кардиффа вещами нетерпимыми. Поступил овеет, что со всем миром бороться невозможно. Эта история не только киевская. Очень важно, чтобы те, кто работает легально не нарушали. Будем стараться с этим бороться. Если приедете в Барселону, увидите торговцев, которые раскладывают контрафакт на улице на белых простынях.
Есть отдельный вопрос по рекламе. Наши коллеги были удивлены, что мы либеральны и не имеем права влиять на содержание рекламы на внешних носителях. А в некоторых странах ситуация, когда можно запретить из-за ненадлежащего содержания. Но мы нашли компромисс. В Киеве нет грязного белья, которое стыдно показывать иностранным журналистам и гостям.
Кто купил билетов пачку, тот получил долгий срок
Отдельная проблематика для нас, это торговля билетами. Мы провели отдельное совещание с представителями юридических служб УЕФА и начнем борьбу с нелегальными продажами билетов. Мне очень обидно видеть, когда появляются украинские фирмы, которые работают в легальном поле и занимаются перепродажей несуществующих билетов, якобы от спонсоров. Это афера, от спонсоров могут быть только пригласительные, а не билеты. Понятно, что если информация на сайте, зарегистрированном на Гаити, мы ничего не можем сделать. А если это украинская фирма, то последуют действия, судебные иски, правовые ограничения и прочее.
УЕФА заценит
УЕФА оценивает подготовку очень хорошо. В начале апреля мы были в Ньоне на жеребьевке полуфиналов Лиги Чемпионов. Ни по одному из вопросов не было замечаний. Делегации клубов также посещали столицу для инспекции условий для футболистов. У всех разные требования к транспорту и условиям размещения. Некоторые команды не были готовы к проходу в финал. Я думаю, у условной "Барселоны" уже готов райдер с требованиями из-за настроя на первые места. Некоторое клубы заявили, что будут добираться обычными авиарейсами. А их нет в принципе, все равно придется добираться чартерами. Команды не знают, сколько привезут болельщиков, официальных и нет. Это зависит от команды, кто-то богаче, кто-то беднее, кто-то готов привозить болельщиков, кто-то нет.
![]() |
Кличко и Каллен в Ньоне |
Наша забота обеспечить для всех условия пребывания, прибытие, транспортировку и прочее.