Зачем Новинский банкротит свой судостроительный завод

Причина - в спасении завода от "друга Путина" и планах по строительству порта на его территории
Вaдим Hoвинcкий нa ЧСЗ/ Фото: news.pn
18 февраля 201408:00

Хозяйственный суд Николаевской области 4 февраля начал процедуру банкротства ПАО "Черноморский судостроительный завод" (ЧСЗ), принадлежащего "Смарт-холдингу" народного депутата Вадима Новинского.

Специфика ситуации в том, что завод банкротит Балаклавское рудоуправление (БРУ), также принадлежащее Новинскому.

Холдинг банкротит свое же предприятие

БРУ – ведущее предприятие в Украине по производству металлургического известняка. В его состав входят Псилерахский и Кадыковский карьеры, которые обеспечивают сырьем Балаклавскую и Кадыковскую дробильно-обогатительные фабрики. Их проектная мощность составляет 4,5 млн и 4 млн тонн соответственно.

Сумма требований БРУ сравнительно невелика и составляет всего 510 тысяч гривен. Отраслевые эксперты допускают добровольный и умышленный характер этого банкротства.

Еще более странной сумма иска о банкротстве выглядит на фоне того, что Фонд госимущества 11 февраля проводил аукцион по продаже 9,64% акций ЧСЗ со стартовой ценой 34,3 млн грн.

Об умышленном характере банкротства свидетельствует пассивная позиция должника в суде и полное признание как самого долга, так и плачевного состояния предприятия в целом.

  Фото: сайт ЧСЗ

Как следует из решения суда, представитель должника подтвердил факт признания долга перед кредитором и неспособность погасить его из-за отсутствия денежных средств.

Суд постановил назначить распорядителем имущества арбитражного управляющего Олега Молоша из города Новая Каховка Херсонской области. В марте он обязан подать в хозяйственный суд акт инвентаризации имущества и план санации предприятия. Рассмотрение дела назначено на 25 марта.

Черноморский завод основан в 1897 году в Николаеве. Он занимается строительством и ремонтом танкеров, балкеров и других типов судов. Это судоверфь с наибольшим техническим потенциалом в Украине.

Для строительства судов и кораблей водоизмещением до 105 000 тонн завод располагает двумя наклонными стапелями. Производство специализировано для серийного производства судов дедвейтом (максимальная масса грузов) до 9000 тонн. Предприятие вместе с Херсонским судостроительным заводом входит в состав судостроительного холдинга Smart Maritime Group (SMG) украинского бизнесмена Вадима Новинского.

Долговое очищение

Бывший высокопоставленный сотрудник завода, пожелавший остаться неназванным, предположил, что целью маневра является очищение активов от долгов и перераспределение их на более "спокойные" структуры холдинга.

Комментируя ситуацию с судебным иском, пресс-секретарь ЧСЗ Нина Хмелевская заявила, что стоимость активов завода многократно превышает финансовые требования кредитора.

 Фото: сайт ЧСЗ

"Из-за очень странного законодательства в Украине на наших судостроительных заводах висят иногда совершенно нелогичные обязательства. Это мешает их развитию. Возможно, так холдинг пытается избавиться от этих обязательств", - предположил Виктор Лисицкий, первый вице-президент Ассоциации судостроителей "Укрсудпром". В прошлом Лисицкий работал заместителем гендиректора по экономике ЧСЗ.

По словам менеджера по связям с общественностью "Смарт-Холдинга" Вячеслава Ржеутского, в судостроительной отрасли оплата за выполненные заказы поступает неравномерно. На момент проведения действий, связанных с исполнением решения суда по взысканию задолженности, у ЧСЗ была пауза в поступлении денежных средств на счета.

Эти трудности носили временный характер, говорят в холдинге. "Мы уверены, что реализация новых контрактов наряду с ожидаемым погашением "дебиторки" в ближайшее время снимет вопросы, связанные с текущим финансовым состоянием предприятия", - прогнозирует Ржеутский.

Завод-банкрот продолжает строить

Каким образом завод, находящийся в стадии банкротства, собирается выполнить заказ ОАО "Преображенская база тралового флота" (Россия) на постройку серии универсальных транспортных рефрижераторных судов проектов типа "Бухта русская" - не понятно.

Сомнительным также выглядит заявление о строительстве траулеров и газовозов для Российской Федерации на 4 миллиарда долларов до 2020 года.

  Фото: сайт ЧСЗ

Еще в ноябре прошлого года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин отзывался о судостроительных заводах Николаева весьма нелестно: "Вот Николаев на верфях. Это "61 Коммунар", это Черноморский судостроительный завод – они стоят просто мёртвые, заброшенные. Как в фильме "Сталкер" Тарковского - примерно такое состояние".

Однако пресс-секретарь ЧСЗ Нина Хмелевская заверила INSIDER, что банкротство не повлияет на судостроительную программу. "Возбуждение производства по делу о банкротстве не скажется на своевременном и полном выполнении условий контрактов", - говорит Хмелевская.

По информации пресс-службы холдинга, свои прошлые обязательства ЧСЗ выполнял. В 2011-2013 годах был реализован контракт с голландской Damen Shipyards на постройку серии из пяти контейнеровозов. В 2000-2012 годах были построены два больших морозильных траулера по заказу все той же "Преображенской базы тралового флота".

Завод и порт

Информация об интересе "Смарт-Холдинга" к приобретению портовых мощностей существует давно. В свое время очень сильно анонсировалась постройка глубоководного порта в городе Очаков Николаевской области.

ЗАО "Смарт-холдинг" заявляло о намерении инвестировать более 1,55 млрд евро в проект по строительству крупнейшего на Черном море глубоководного порта с угольными, рудными, контейнерными и зерновыми терминалами на базе ООО "Порт Очаков".

 Фото: сайт ЧСЗ

Предполагалось, что уже на первом этапе в 2012 году порт будет обрабатывать 12 млн тонн грузов. Судя по всему, кризис 2008 года помешал реализации проекта.

Очевидно, что потребность в перевалке до сих пор присутствует. Не исключено, что вместо постройки с нуля или покупки чужих мощностей холдинг предпочтет использовать уже существующие.

Такой порт может быть построен на территории ЧСЗ. Земля на берегу Днепро-Бугского лимана уже принадлежит холдингу. Железнодорожная и автомобильная инфраструктура имеются, коммуникации подведены. Портовый город Николаев с несколькими профильными учебными заведениями – гарантированный источник кадров.

Работа в этом направлении уже ведется. Согласно распоряжению Кабмина №858-р от 30 октября 2013 года на территории ЧСЗ открывается международный пункт контроля пропуска через государственную границу Украины для морского грузового сообщения с постоянным режимом функционирования и круглосуточным временем работы.

"Если бы у холдинга не было намерений развернуть портовую деятельность, то они не получали бы разрешение Кабмина на открытие пункта пропуска через границу. Более того, на сегодняшний день все судостроительные и судоремонтные заводы, кроме основной деятельности, занимаются и портовой, так как это позволяет получить стабильный денежный поток", - рассказал главный редактор информагентства "Морские бизнес-новости Украины" Александр Диордиев.

Между тем, в "Смарт-Холдинге" о портовых перспективах завода говорят открыто.

"Выгодное географическое положение и наличие удобной внутренней акватории позволяют рассматривать площадку ЧСЗ как потенциально востребованный логистический узел, - говорит Ржеутский. - Организация портовой деятельности на площадках крупных верфей является широко распространенной мировой практикой, а ЧСЗ сегодня располагает избыточными земельными участками, которые не смогут быть использованы даже при полной загрузке".

По его словам, приоритетом для ЧСЗ останется судостроение и судоремонт.

Штраф в $15 миллионов

Еще одна возможная версия банкротства ЧСЗ – нежелание отдавать имущество после неуплаты гигантского штрафа. 29 января Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение о том, что ЧСЗ обязан выплатить $14,863 млн российскому предприятию ООО "Конкорд Менеджмент и Консалтинг".

Это штраф за нарушение сроков строительства двухпалубного однокорпусного самоходного судна – плавучего ресторана для питерской фирмы. Контракт с ЧСЗ был подписан в октябре 2012 года. Минувшим летом николаевские судостроители должны были спустить корабль на воду, но затянули со сдачей.

По данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины за весь 2012 год ЧСЗ в  целом получило чистого дохода 99,4 млн грн ($11,63 млн).

Евгений Пригожин

Россияне на строительство судна перечислили миллион долларов, говорится в материалах судебного дела. ЧСЗ направил 2,8 млн грн субподрядчику – "Николаевскому судостроительному заводу "Океан" для изготовления корпуса судна. Хотя это и было сделано в срок, график строительства секций начал нарушаться и к лету 2013 года.

Кроме расторжения договора, заказчик требует выплатить огромные штрафные санкции, а также намерен изъять у завода готовый корпус судна и взыскать убытки. В "Смарт-Холдинге" INSIDER сообщили, что считают необоснованными исковые заявления и все обязательства выполняют в срок. "В настоящее время предприятие готовит апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции", - говорится в сообщении пресс-службы холдинга. 

Группа "Конкорд", в которую входит заказчик строительства судна, принадлежит российскому бизнесмену Евгению Пригожину. Российский журнал Forbes в своем расследовании "Как личный кулинар Путина накормит армию за 92 млрд рублей" утверждает, что в 2008 году "Конкорд" сервировал церемонию инаугурации президента РФ Дмитрия Медведева, а в 2012 году – президента Путина. Пригожина называют "приятелем главы РФ Владимира Путина".

Вполне возможно, что к моменту вероятной победы Пригожина в апелляционном суде, активы ЧСЗ будут принадлежать совершенно иным юрлицам на вполне законных основаниях.

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

21.11.2018, 22:04
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 31 марта 2020

    Land Rover, Lexus и элитные часы: что задекларировал новый глава Минздрава

     
    • 31 марта 2020

    Авто за миллион гривен и наличные: что задекларировал новый заместитель Венедиктовой

     
    • 30 марта 2020

    Рада поддержала "антиколомойський" законопроект

     
    • 30 марта 2020

    Рада со второй попытки избрала руководителей Минздрава и Минстерства финансов

     
Система Orphus