Украинцы по-разному отстаивают независимость и целостность своей страны - кто-то физически, с оружием в руках, кто-то материально, а кто-то - интеллектуально. После аннексии Крыма творческая интеллигенция тоже "ввязалась в драку".
Поучаствовав в боях I мировой войны, немецкий писатель Эрих Мария Ремарк пронес воспоминания о ней через все свои произведения. Как правило, главный герой его книг - бывший солдат, психологически травмированный представитель "потерянного поколения".
Так что украинским писателям и художникам еще только предстоит осознать последствия боевых действий на территории родной страны и увековечить их в своих произведениях.
И мы будем наблюдать эти воспоминания и переживания в творчестве отечественных авторов на протяжении еще долгих десятилетий. Однако уже сейчас появились работы, посвященные войне с Россией.
Мы лепим пули из хорея
Первыми на военные события отреагировали фотохудожники и поэты. Первые - самые оперативные. Зачастую, они были в качестве фотокорреспондентов на баррикадах Майдана и в зоне АТО.
Вторые - восприняли свое творчество как возможность быстро и бесплатно донести до народа соседней страны, что братство у Украины и России закончилось.
Поэтические интернет-баталии развернулись с подачи студентки Анастасии Дмитрук - ее стихотворение "Никогда мы не будем братьями" вызвало воодушевление в рядах не только соотечественников, но и прибалтийцев. Литовский композитор Виргис Пупшис написал музыку к стихотворению украинской поэтессы. Клип одноименной песни набрал уже несколько миллионов просмотров на Youtube.
Россияне ответили Дмитрук в социальных сетях своим поэтическим "залпом". Но получилось как-то неинтеллигентно - с матом, тюремной лексикой и упоминанием гениталий. Наверное, от стыда Пушкин с Есениным перевернулись в гробу.
Также каждую строчку стихотворения украинки разобрал под творческим микроскопом маститый российский поэт-песенник, автор жизнерадостной песенки о плоте Юрий Лоза. Вынес вердикт - завидовать Украине нечему. У нее Майдан грязный.
![]() |
В творчестве поэтессы Олеси Венгринович много стихотворений, посвященных событиям Майдана и войне. В разговоре с INSIDER на вопрос должен ли писатель вести за собой народ и пробуждать дух патриотизма во время военных баталий отвечает:
- Разве поэт может быть обязан? Одни могут писать радикальные вещи, зазывные, патриотические, а другие - не могут. Знаю много поэтов, которые сейчас не могут написать и строчки. Они словно оцепенели. Поэзия - это не задача, тут не просчитаешь. Но есть и такие, которые успели книги выпустить, не побывав даже на Майдане.
Говорит - война зацепила ее знакомых и друзей:
- Сейчас на Востоке два очень близких мне человека. Они герои - стольких ребят спасли, столько из их тел пуль достали. Я просто хочу снова увидеть их живыми, - говорит поэтесса.
Олеся Венгринович рассказывает, что после Майдана не могла писать стихотворения. В горле словно ком стоял, а сейчас тема войны изливается как-то болезненно - перетекает из произведения в произведение. Думает, что это состояние охватило украинских поэтов надолго:
- Это еще не конец. И конца не видно. Думаю, после того, как закончатся все бои, еще несколько лет война будет самой актуальной темой.
Фильмотерапия
![]() |
Украинский режиссер Аксинья Курина, одна из авторов проекта "Украина, гудбай" (сборник видео рассказов об эмигрантах и отечественных жизненных и бытовых реалиях, - ред.), не собирается в будущем снимать фильм о военном противостоянии с Россией. Тем не менее, тема ее волнует.
Она считает, что украинцам еще долго придется лечить эту травму. В том числе с помощью фильмов:
- Мы переживаем коллективный травматический опыт. Безусловно, кино может быть одним из способов проработки этой травмы. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы на этой теме спекулировали и манипулировали сознанием зрителя. Мы видим, к каким трагическим последствиям приводят эксперименты с пропагандой.
По мнению режиссера, творческие личности должны не патриотизм в украинцах будить, а напоминать о важности гуманистических ценностей и соблюдении прав человека.
- Это могут быть спектакли, кинопоказы в освобожденных городах, выступления артистов перед солдатами, арт-проекты, подобные тому, которые делал Владимир Кадыгроб с украинскими художниками: они приходили к раненым защитникам Майдана, слушали их истории и создавали образы.
Аксинья Курина говорит, что есть некоторые вещи, которые художники во время войны делать не должны:
- Например, поддерживать своим участием такие гламурно-пафосные проекты, как Одесский кинофестиваль. Устраивать красную дорожку и вечеринки, когда каждый день убивают и калечат солдат и мирных людей, это - жлобство.
На вопрос, будет ли Украина с Россией воевать не только с помощью поэзии, но и фильмов, режиссер и киновед отвечает: "Кино, в отличие от поэзии, - дорогой процесс. Тем более военное. Какие-то отдельные фильмы и сериалы могут появляться, но для пропаганды средства массовой информации - гораздо более подходящий инструмент".
Завершает разговор с надеждой:
- Как бы ни было сейчас тяжело, мы должны осознавать, что война закончится, и нужно предложить пострадавшим регионам новый образ будущего. Очень хочется надеяться, что кино и современное искусство сыграют свою позитивную роль.
Инсталляции делают войну сложнее
3 июля в Санкт-Петербурге прошла встреча украинских и российских художников в рамках проекта "Между молотом и наковальней".
В программе встречи представители искусства декларировали: "Производители культуры несут особую ответственность за то, что наделены правом говорить, анализировать, чувствовать и продолжать формировать ценности, которые не только способны освобождать людей от воздействия пропаганды, но и создавать защиту от кажущегося неизбежным будущего: когда катастрофичность нашей ситуации станет полномасштабной и мы все поймем, что больше не можем так жить".
![]() |
От украинской стороны во встрече принял участие художник Никита Кадан. Говорит, что в его творчестве уже много работ, посвященных войне, а будет еще больше.
- Я работаю с украинской реальностью. Ее война проедает до глубины, до костей, поэтому и в моей работе она будет присутствовать. Это не зависит от планов сделать что-либо "на тему". Собственно, "тема" содержится не в самой войне, а в том, как ты, художник, располагаешь себя внутри действительности, зараженной войной.
По мнению художника, пропаганда использует инструменты и техники искусства, но действует в другом регистре. Война упростила восприятие мира - он поделился на своих и чужих. И пропаганда ищет образы, соответствующие этому упрощению, фиксирует разделенность.
- Искусство же восстанавливает сложность, задает вопросы, на которые пропаганда никогда не сможет дать ответа. Однако искусство может дать пропаганде свои инструменты. А художник, посчитав, что для сложности сейчас не время, может найти себе полезное дело как в области пропаганды, так и в других местах, где хронически не хватает рабочих рук, - детально отвечает Никита Кадан на вопрос, должен ли художник вести за собой народ и первым взбираться на баррикады.
Художник рассказывает: искусство уже помогает иностранцам осознать, что наши локальные взрывы - общемировая проблема.
На берлинской выставке The Ukrainians была дискуссионная программа, которая в своих пределах вполне эффективно противодействовала информационной кампании, направленной против Украины:
- Работы на выставке подрывали плоский масс-медийный образ. Украина с ее восстанием и войной оказалась для зрителей чем-то, находящимся, по сути, рядом, не отдельным от их жизней.
Миролюбивые украинцы батальные сцены не рисуют
![]() |
- В отечественном современном искусстве собралось уже достаточно "военных" работ, из которых можно составить тематическую выставку, - рассказал INSIDER руководитель службы стратегии музейного планирования и развития "Мистецького Арсеналу" Александр Соловьев. Такое мероприятие ко Дню независимости "Мистецький Арсенал" и готовит:
- Например, здесь будут работы Александра Чекменева, в которых он постарался раскрыть психологический аспект войны, человека в войне - изображения раненых людей. И все это на фоне военного ландшафтного пейзажа, который сделали фотокорреспонденты разных изданий.
Александр Соловьев говорит - украинских художников никогда не тянуло к изображению батальных сцен. Однако в 1990-е годы, во время раздела Черноморского флота, появился проект "Алхимическая капитуляция", в котором участвовали харьковские творцы - Борис Михайлов, Сергей Братков, Сергей Солонский. Ряд их работ отражал как раз тему взаимоотношений Украины и России.
- В первую очередь после военных событий появляются фотографии и плакаты. Причем плакаты тиражируют через интернет, их больше не рисуют, как во время прежних воен, а создают компьютерным способом. А рисованные полотна на эту трагическую тематику появятся значительно позже, - прогнозирует эксперт.
Александр Соловьев считает, что со временем украинские "военные" работы станут сложнее. Противостояние будет изображаться не прямолинейно, в виде фоторепортажа, а с помощью символов, опосредованно - так, как войну в свое время изобразил Пабло Пикассо на картине "Герника".
И кто знает, может, когда-нибудь одно из украинских творений тоже станет шедевром мирового искусства.