От "А" до "Я": как создаются пластилиновые мультфильмы

INSIDER побывал на студии "Новаторфильм" и посмотрел, как мультипликаторы "оживляют" целые пластилиновые миры
Фото: Максим Кудимец/INSIDER
4 сентября 201414:00

Накануне Дня Независимости на Первом национальном телеканале начался показ пластилинового 26-серийного мультфильма "Моя країна – Україна". Этот познавательный сериал рассказывает об истории и легендах городов и сел разных регионов страны.

Руководитель проекта – режиссер Степан Коваль – в свое время покорил Европу мультфильмом "Шел трамвай девятый номер", получившим "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля, и снял получившие награды фильмы "Злыдни", "Глинечка", "Стать твердым".

Сейчас студия продолжает работу над анимационным сериалом "Профессионалы" и планирует снять проект "Родовое дерево" о том, как появилась украинская нация, и какие народности в ней есть. Пластилиновые мультфильмы, созданные на "Новаторфильме", - правдивые и добрые, смешные и грустные.

INSIDER узнал, как мультипликаторы "оживляют" целые пластилиновые миры.

Режиссер студии готовит героев мультфильма к съемке. Фото: "Новаторфильм".

От идеи до техники, или В анимации оживает все

Создание мультфильма – процесс не быстрый. В среднем небольшой анимационный фильм снимают за три-четыре месяца, а если режиссер неопытный – то за полгода - год.

Но и в таком творческом деле существуют государственные нормативы: 9 минут мультика за 9 месяцев. В коммерческой мультипликации, где команда проводит серьезную подготовку и творчество "поставлено на конвейер", времени требуется меньше: 7-9 минут снимают за шесть месяцев.

"Идея у режиссера часто появляется тогда, когда его что-то мучает в жизни. Что-то такое он пережил – трагедию или радость. Он хочет поделиться ей. В анимации толчком для идеи бывает услышанная музыка, случайная фраза прохожего, витрина, картина, кошка, ветер или даже тишина, - начинает рассказ о создании мультфильма главный человек в студии - Степан Коваль. - Режиссер придумывает картинку, интересную для зрителя, сцены, героев, музыку, гэги (комедийные эпизоды, - ред.). Фильм не обязательно бывает смешным, он может быть трагичным или лиричным. Почему-то принято считать, что в анимации смешат и развлекают. Хотя существует много фильмов, в которых говорят о серьезных вещах".

Рассказывая о секретах мультипликации, режиссер "на ходу" лепит нового героя – смешного желтого человечка.

 
Степан Коваль создает пластилинового героя. Фото: Максим Кудимець/INSIDER

После того, как появилась идея, мультипликаторы создают некое подобие сценария – несколько строчек рукописного текста, фабулу. Иногда для этого привлекают сценаристов. И уже потом выбирают технику, в которой будет сделан мульт.

Выбор техники зависит от фантазии, потому что оживать в анимации может все: рисунки, пластилиновые человечки, пуговицы, песок. "У известного режиссера-мультипликатора Гарри Бардина были фильмы из проволоки, еды, бумажек и даже перьев. Главным персонажем может стать и боксерская перчатка. Двигаться в анимации может все. Это же одушевление. Но выбор технологии - очень ответственный момент, ведь режиссер ограничивает себя каким-то материалом и создает новый мир с законами, по которым будут жить персонажи", - объясняет Степан.

Работа в студии. Фото: "Новаторфильм".

Творческая команда придумывает сцены, из которых будет состоять фильм, выбирает размер героев и плана. Раньше, например, считалось, что в одном 10-минутном мультфильме должно быть в среднем 60 планов, а в 4-х минутной серии проекта "Моя країна – Україна" - их 80.

"Приходят преподаватели или мэтры к молодым режиссерам, смотрят и говорят: воздуха в фильме не хватает. Очень все динамично, ритмично. Но и мир поменялся, и восприятие зрителя. Молодежь воспринимает информацию клипово – появляется телеграфный стиль. Поэтому молодые режиссеры в этом же ритме передают информацию, стучат как телеграфный аппарат. Темпоритм сейчас очень увеличился. Даже семилетние дети начинают зевать на старых фильмах, им тягостно. Они быстро прочувствуют эмоцию".

Степан Коваль, режиссер
В анимацию идут одержимые идеей, чтобы удивить мир. Бизнесом это не назовешь. Это не та работа, которая приносит бешеные дивиденды. Во всем мире авторское кино делается на коленках, на чердаках, на кухнях людьми, которые не могут отвязаться от своей идеи. Они не могут спать, есть, жить, пока не сделают это кино. Вдохновение настолько сильное

Как создают героя, или Полет пластилиновой мухи

Чаще всего мультяшного пластилинового героя сначала рисуют на бумаге – делают эскиз в цвете. И лишь потом лепят. Вылепить персонажа сразу, без рисунка, под силу только очень опытным аниматорам. Да и всегда лучше "поискать" образ. По словам режиссера, здесь важны все мелочи: каким будет взгляд, улыбка фигурки, будет ли у нее, например, горб, какого цвета одежда, какими качествами будет обладать герой - положительными или отрицательными. Все это продумать нужно заранее.

Фото: Максим Кудимець/INSIDER

Эскизы могут быть не только профессиональными, но и любительскими. Случается, что мультипликаторы доверяют придумывать героев детям.

"10-летний мальчик у нас выдумал персонажей. Мы ему не подсказывали. Он как видел, так и делал. Смотришь на детский рисунок –  в нем сама наивность, но в этой корявой графике заложено все. Ребенку придумать смешного персонажа легче, чем взрослому", - говорит режиссер. Именно поэтому в профессиональной студии мультипликации обучают и детей.

"Самому старшему нашему мультипликатору 10, младшему – 45", - шутит Коваль.

По эскизам героев вручную изготавливают из пластилина. При этом на одну серию уходит от 10 до 50 кг пластичного материала. Персонажей мультипликаторам нередко приходится лепить по несколько раз за съемку – в процессе работы они деформируются. Фигурки не сохраняются, а материал вновь используют до тех пор, пока он пригоден для работы.

Часть сюжетов снимают по технологии, придуманной более 100 лет назад Эмилем Колем (создателем графической анимации, - ред.). С помощью закрепленной вверху фотокамеры пластилиновых персонажей фотографируют в придуманных позах, в положении "лежа" на прозрачном стеклянном столе с однотонным фоном разных цветов – так называемым рир-экраном.

 Фото: Максим Кудимець/INSIDER

Есть и другой тип съемки. В нем используют пластилиновых кукол, которые за счет твердости могут "стоять на ногах". В особом студийном павильоне их, как в кукольном театре, размещают на фоне декораций. И снимают каждое движение покадрово, как того требует сюжет.

И горизонтальная покадровая съемка, и съемка в павильоне называется стоп-моушн. Степан Коваль признает, что процесс этот трудоемкий.

Видеосъемку применяют редко – тогда, когда нужно показать "живые", не покадровые движения героя. Но чаще все же используют цифровой фотоаппарат. На одну секунду мультяшной истории уходит 25 кадров, на минуту – 1500.

Есть у мультипликаторов и свои хитрости. "Один известный аниматор Андрей Слесаревский умудряется снимать даже полет мухи. Пластилиновую муху он подбрасывает в воздух и фотографирует камерой в полете, покадрово. У нас свои шалости", - смеется главный режиссер.

Способ сделать движения персонажей плавными придумал еще знаменитый Уолт Дисней и создал для этого специальные инструкции. Их вместе с более поздними разработками других мультипликаторов используют до сих пор. Но заставить героя двигаться на экране компьютера – не самое сложное. Его нужно "разыграть" по правилам актерского мастерства.

Личность уже созданного персонажа не менее важна, чем его внешний вид. Поэтому режиссеры тщательно продумывают, что и как будут говорить в мультфильме их пластилиновые протеже. А параллельно накладывают звуковой ряд: шумы, музыку.

"В моих мультфильмах мне ни один герой не нравится. Я бы их всех переделал. Проходит время, появляется новое виденье. И всегда сожалеешь: почему я не придумал это раньше", - улыбаясь, говорит режиссер.

 

Сведение звукового ряда и анимирование сцен происходит параллельно. Потом материал монтируется в один ролик – это означает, что все сцены мультфильма готовы.

"Кино должно быть необычным, чтобы зрителя заворожить. Новым, оригинальным и технически современным. Еще Федор Хитрук (советский мультипликатор, - ред.) говорил, что все "застолблено". Все технологии. Ищите новое. Новое найти все сложнее, как нефть добывать. Сначала она сверху, а потом – попробуй, докопайся до нее", - рассказывает Коваль.

"Что я сделал!", или Зачем идут в анимацию

Когда фильм закончен, творческая группа собирается на первый показ.

"Это ответственный момент, когда режиссер говорит: "Блин, что я сделал!" Аниматор: "Надо было лучше санимировать, а вот тут хорошо!". Монтажер: "Ритм одинаковый". Художник: "Ой, Ба! Цветокоррекция не та!". Если каждый недоволен, значит, каждый талантлив. Если все считают, что кино сразу получилось – команда не переживает за судьбу фильма", - рассказывает о волнительном моменте Степан.

Если команде не нравится результат – начинаются доработки и изменения.

"Когда все уже "выдохлись", трепетно, дрожащим пальцем фильм выкладывается в интернет или отправляется на фестиваль. Если есть заказчик – например, Госкино – он сдается комиссии. Собираются компетентные дяденьки и тетеньки. И говорят: "Да, можно было что-то изменить, но в целом - неплохо". Это всех радует и успокаивает. Иногда фильм не принимают, говорят: "Стыдно, что вы наделали!" Хорошо, что есть и такое жесткое и требовательное отношение к кино", - рассказывает мультипликатор.

Случается, что неплохой мультфильм отправляют на фестивали, а его не принимают. Режиссер объясняет, что это – не показатель качества работы. Мультфильм может быть сделан правильно с точки зрения ремесла, но в нем должно быть еще и открытие, которое "зацепит" жюри. Степан считает, что большинство украинских мультфильмов сейчас – просто хорошее кино.

 Фото: Максим Кудимець/INSIDER

"В анимацию идут одержимые идеей, чтобы удивить мир. Бизнесом это не назовешь. Это не та работа, которая приносит бешеные дивиденды. Во всем мире авторское кино делается на коленках, на чердаках, на кухнях людьми, которые не могут отвязаться от своей идеи. Они не могут спать, есть, жить, пока не сделают это кино. Вдохновение настолько сильное", - делится переживаниями режиссер "Новаторфильма".

"Человек приходит на площадку и понимает, что может с персонажем сделать все, что угодно. Создать его хорошим, плохим. Он начинает выдумывать новый мир, где бы его эмоция была еще смешнее, или ищет выход из жизненной ситуации. То есть пытается сделать мир другим. По большому счету, весь наш мир – анимационное кино", - говорит он.

 

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

20.11.2018, 15:02
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 31 марта 2020

    Land Rover, Lexus и элитные часы: что задекларировал новый глава Минздрава

     
    • 31 марта 2020

    Авто за миллион гривен и наличные: что задекларировал новый заместитель Венедиктовой

     
    • 30 марта 2020

    Рада поддержала "антиколомойський" законопроект

     
    • 30 марта 2020

    Рада со второй попытки избрала руководителей Минздрава и Минстерства финансов

     
Система Orphus