Наталья Лебедева: Культура должна поддерживаться деньгами. Она не может быть босой и "в дырках"

Пианистка о музыке, жизни и проблемах культуры
21 мая 201414:00

Музыка киевской джазовой пианистки Натальи Лебедевой иногда проста и доступна, иногда сложна и непредсказуема, но всегда очень честная. 

Лебедева - отличный аранжировщик, композитор и бенд-лидер. Она преподает музыку в Киевском институте им. Глиера и является директором Международного детского джазового фестиваля "О'Кешкин Джаз".

Публика ценит её талант, яркость музыкального стиля, внутреннюю открытость, умение импровизировать, а она в свою очередь не любит попсу и считает, что музыканты должны нести доброе и сеять хорошую энергию.

INSIDER поговорил с композитором о музыке, жизни, политике и проблемах культуры.

Джаз в Украине

Прошло мало времени, чтобы говорить о какой-то джазовой традиции в Украине. Должно вырасти новое поколение. В СССР была сильная инструментальная школа, а не джазовая. Фортепианная классика в русской музыке – это традиция; инструментальное развитие, скрипка, всякие народные инструменты – это тоже традиция.

У нас хорошие пианисты? Да, хорошие. Дирижёры хорошие? Да. Традиция пения тоже есть. Однако не стоит говорить, что у нас уже есть джазовая школа. Сейчас мы в состоянии впитывания.

Джаз не может быть американским в Украине, он должен найти свое лицо

Джаз должен развиваться на культурной почве. На фоне гимна СССР он не мог развиваться. Существует всегда интонационная основа. Крымский татарин Энвер Измайлов использует джаз language, но он основывается на народной традиции. Это важно.

Джаз должен обратиться к национальным корням или ориентироваться на какие-то индивидуальные интонационные краски. Он не может быть американским в Украине, он должен найти свое лицо. То, чем сейчас он (джаз) и занимается. Такой путь наметился, например, у львовских музыкантов.

Музыканты должны кушать

Музыканты мало ездят с концертами даже недалеко - в Польшу, Чехию. Это основная проблема, которую я вижу.

Мы недавно с Давыдовым (пианист, композитор, педагог из Харькова Сергей Давыдов - ред.) общались, и он говорит, что нет денег, все закрывается. Однако культура должна поддерживаться какими-то деньгами, она ведь не может быть голой, босой и в дырках. Музыканты должны кушать.

 

Беда в том, что приходится бегать, там зарабатывать, там зарабатывать. Все время приходится этими категориями разговаривать: а сколько платят там, а там? Это унизительно, но это жизнь. От этого не денешься никуда.

А сколько на попсе зарабатывают наши джазовые музыканты? И там урвал, и там халтура, и там тур. Поехал – гитару купил. Следующий тур объездил – еще что-то купил. Вот так и живут.

Публика ведется на попсу

У нас публика частично безграмотная, ведется на попсу, на фокусы, на понты. Какая-то часть - очень прекрасная, грамотная, отзывчивая, тонкая публика. Публика такая, как везде. Просто там (заграницей - ред.) люди знают, что такое джаз, и они на него конкретно идут. Те, которые не идут на попсу. У нас могут люди прийти на джаз, думая, что это будет какая-то попса. 

На радио нужно выключить половину попсы. Взять - и выключить

Кабак и безвкусица — это табу. И попса наша — это безвкусица. Её подавляющее большинство. Пусть она (попса) умирает сама. Публику надо воспитывать. На радио нужно выключить половину попсы, взять и выключить. Это должна быть такая политика.

Министерство культуры - это все пережитки Советского Союза. Должен быть какой-то комитет, какая-то структура, менее формализованная, более неформальная, которая представляет разные направления искусства, которая занимается в первую очередь искусством, а не мероприятиями для галочек, никому не нужными методичками.

 

Джазовая музыка – это обмен живой энергией. Ты видишь, как человек на твоих глазах импровизирует, создает сюжет, рассказывает. Это нормально. Публика должна наблюдать этот процесс. Джазовая музыка существует ради  этого неожиданного процесса.

Преподавание оставляет желать лучшего

Желающих учиться много. Очень хорошая музыкальная подготовка в восточных областях Украины, там, где есть традиция криворожского оркестра. Оттуда приезжают хорошие товарищи, которые в Киеве закрепляются и развивают нашу джазовую музыку.

В музыкальных школах оставляет желать лучшего педагогика, несмотря на то, что туда пришли наши выпускники и уже преподают, но честно скажу — это печально.

Диплом должны получать те люди, которые реально могут играть, а не те, кто просто платит деньги за обучение

Я бы поменяла количество студентов на курсе в сторону уменьшения, чтобы получали диплом о высшем джазовом образовании люди, которые реально могут играть, а не те, кто просто платит деньги за обучение.

Майдан: культура должна влиять

Майдан пережила трудно. Очень нервничали. Все время сидели в интернете. Ходили туда, носили. Я устала уже от этих переживаний, ничем не могла заниматься и не только я.

Из Польши приехал приятель Виталик Иванов. Мы с ним играли джаз в мэрии (в здании КГГА). Культура должна влиять. Message должен быть какой-то. Джазовые музыканты должны жить, играть, стараться, нести доброе, сеять хорошую позитивную энергию, поддерживать людей. Мы должны строить украинский джаз.

Дай Бог, чтоб в Украине воцарился какой-то созидательный мир. Я в очень многое не верю, в многие идеалистические закидоны типа наше сознание. Какое сознание, если нас обворовала куча народу за 23 года, куча политиков обманула? Во что верить? Но веришь всегда, в любом случае, до последнего.

Нужно быть честным в музыке

Музыкант по-своему худо-бедно отражает жизнь, окружающую бытность, рефлексирует по её поводу, отторгает её или принимает.

Нельзя делать то, что ты не любишь, нельзя обманывать никого

Философия простая: нельзя делать то, что ты не любишь, нельзя обманывать никого. Если ты искренне хочешь играть это — играй это, если ты хочешь играть рок — играй рок, не играй джаз.

Если ты хочешь искренне играть блюз — играй блюз, то есть нужно быть честным в музыке. И к тебе потянуться люди.

Джем – это общение

Импровизация дает очень много для молодых музыкантов. Первая стадия – это когда музыкант должен преодолеть свои комплексы. Выходя на джем (jam session — музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения), все комплексы нужно оставить позади. Если ты сомневаешься в том, что ты умеешь играть, то все равно лучше выходить. На джеме все простительно.

Музыкант должен преодолеть свои комплексы. Выходя на джем, все комплексы нужно оставить позади

Очень хорошо, если взрослый музыкант поможет корректно молодому своим аккомпанементом так, чтобы он почувствовал себя более уверенно. Вот эта сторона джема у нас меньше учитывается.

Я когда-то работала в Японии и увидела, как взрослые музыканты помогают молодежи, вплоть до того, что стоят и рядом для подстраховки играют тему в унисон, и пальцем показывают, где и в каком такте играет ритм-секция (группа инструментов в джаз-оркестре, обеспечивающая ритм). Джем – это общение.

***

Список лучших пианистов по версии Лебедевой: Brad Mehldau, Fred Hersch, Jason Moran, Michel Petrucciani, "Esbjörn" Svensson, Leszek Możdżer, Bernardo Sassetti, Mário Laginha, Enrico Pieranunzi, Stefano Bollani, Håvard Wiik, Vijay Iyer.

Проекты: Первый альбом Трио Натальи Лебедевой "PAINTS" (пианист Наталья Лебедева, бас-гитарист Игорь Закус, барабанщик Алик Фантаев; студия "Лемма", 2005 год), второй альбом "Medium cool" (Лебедева, Закус, Фантаев; студия "Лемма", 2008 год), третий альбом "Татранский чай" (Лебедева, Ионенко, Фантаев, 2013 год).

Также существуют проекты Лебедевой с Юлией Ромай (украинская джазовая певица, педагог, композитор), Андреем Арнаутовым (украинский и американский бас-гитарист и контрабасист), Аликом Фантаевым (альбом "First Kiss"), армянский проект (альбом "KRUNK", 2011 год, лидеры проекта - Лаура Марти и Кристина Марти), проект с Анико Долидзе ("Ethnic Travel Project"), бразильский проект "New brazilian project" с Лаурой Марти. 

Наталья Лебедева
Еще существует проект с маленькими скрипачами (Ильей Бондаренко и Татьяной Жмендак). Я на детей посмотрела и поняла, что они реально хорошие. Они действительно профессионалы, которые хотят, умеют играть. Я пару очень сложных аранжировок сделала и все это играется

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

5.12.2018, 20:00
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 31 марта 2020

    Land Rover, Lexus и элитные часы: что задекларировал новый глава Минздрава

     
    • 31 марта 2020

    Авто за миллион гривен и наличные: что задекларировал новый заместитель Венедиктовой

     
    • 30 марта 2020

    Рада поддержала "антиколомойський" законопроект

     
    • 30 марта 2020

    Рада со второй попытки избрала руководителей Минздрава и Минстерства финансов

     
Система Orphus