Минкульт: казнить нельзя помиловать

Кресло министра культуры пророчат Нищуку, но деятели культуры в большинстве не поддерживают его
Фото с Facebook Мирослава Ольшанского
26 февраля 201415:20

Захват Министерства культуры на всеобщей революционной волне для многих прошел незамеченным. Тем более, что случилось это в субботу, 22 февраля, когда на Майдане не прекращалась панихида по погибшим, а в "культурном" пространстве  случился захват поинтереснее - легендарное Межигорье, как и Минкульт, пало без боя, открыв свои двери тысячам зевак.

Титульная табличка "Министерство культуры" теперь перечёркнута чёрным маркером. Вместо нее появилась надпись "Прачечная", апеллирующая к известному анекдоту. В помещении размещаются сотники Самообороны, сюда постепенно собираются представители культурной среды, которые давно недовольны деятельностью Министерства.

Это недовольство - предмет отдельной статьи, но сам факт того, что госструктура, занимающаяся культурной политикой, является чем-то мифологическим и результаты ее работы не видны - серьёзный повод задуматься об её уместности.

Чтобы решить, что делать с Министерством дальше, координаторы от гражданского сектора Сергей Фоменко (группа "Мандры") и Лариса Артюгина (участница проекта BABYLON’13) инициировали Ассамблею деятелей культуры. Эту идею подхватили художники-участники Инициативы самозащиты трудящихся (на протяжении революции они организовали несколько пикетов под Минкультом) и активисты Центра визуальной культуры (кому как не ЦВК - для них институциональная критика находится в поле профессиональной деятельности), а также многие "автономные" участники художественных процессов.

Заседание Ассамблеи

Согласно первому же решению Ассамблеи, она "берёт контроль над госаппаратом управления культурной политикой Украины" и блокирует работу министерства до тех пор, пока не будет проведён аудит его деятельности и люстрация чиновников. Кроме того, кандидатура нового министра должна быть утверждена с участниками ассамблеи. Одним словом, новообразовавшаяся организация заявляет о себе как об органе прямого влияния на решения Верховной Рады.

Звучит неплохо, но есть несколько "но", дающие основания для скепсиса и параллелей с 2005 годом. Тогда победа Оранжевой революции тоже объединила деятелей культуры в подобную ассамблею, но она фактически ликвидировалась вскоре после назначения министром культуры Оксаны Билозир.

Во-первых, разность интересов, озвученных среди приблизительно трёхсот регулярных участников (художники, музыканты, театралы, циркачи, кинематографисты, музейщики, культурологи).

Уже на второй день было принято решения разбиться на соответствующие цеха, представители от которых делегируются на общую встречу, где, как оказалось, так же часто не хотят слышать друг друга. То есть необходимая (согласно немного разбирающемуся в культурных революциях французскому философу Ги Дебору) консолидация культурных единиц осуществляется пока только формально, а пропаганда звучит сильнее, чем желание работать вместе на демократических основаниях.

Во-вторых, нестыковки между молодыми теоретиками, вооружившимися знаниями о ризоме и немолодыми практиками, знающими, как тяжело руководить оркестром в течение двадцати лет. Неприкрытый  эйджизм и нежелание идти на компромисс - проблемы решаемые, но сейчас, когда ситуация подчиняется логике революционного времени, счёт идёт на часы и, пока ведутся споры о том, является ли игра на бандуре современным искусством, идёт активный делёж министерских портфелей и уже завтра решать будущее культуры может быть поздно.

И в-третьих,  отсутствие общего понимания самого важного для Ассамблеи вопроса - нужна ли украинской культуре такая структура как Министерство, или его нужно заменить на более подходящие времени культурные агентства? Стоит ли подумать о создании аппарата контроля Министерства или о механизме "прозрачной работы" для него?

 

Лариса Венедиктова, перформер, участница группы TANZLABORATORIUM, ИСТМ:

"Министерство культуры было создано в СССР с целью обслуживания идеологии. Для этого был совершенно необходим цеховой подход, поэтому создавались отделы: театра, музыки, цирка, кино. Этот подход нельзя повторять. Как и возвращаться к обслуживанию каких-либо идеологий. Вместо этого можно внедрить систему культурных агентств".

Идея упраздненья Минкульта, работу которого Никита Кадан описывает как "имитационную деятельность по производству "творчих звітів",  звучит постоянно, но вызывает встречные комментарии. Начиная с вопроса о том, кто будет заниматься учётом имущества и прочей бумажной работой до фундаментальных - как Ассамблея, не имея за собой никаких научных исследований и даже не будучи законодательно закреплённым органом, может заниматься культурной политикой страны?

 

Оксана Мельничук, эксперт по вопросам культурной политики, Институт стратегических исследований:

"Агентства и Минкульт - абсолютно разные вещи. Есть отрасли, не попадающие под рынок: музеи, театры, академическая музыка. Поэтому чтобы распределять бюджетные средства - необходимо Министерство. Как оно работает - совсем другой вопрос. Украинское Министерство культуры, к сожалению, не избавилось от советской системы управления и на сегодняшний день демонтаж советской системы - наиболее острый вопрос. Я бы посоветовала сузить круг компетенции и быть тем контролирующим органом, который будет всё время снизу давить на Министерство культуры".

Как ни странно, о низовой инициативе за четыре дня говорилось меньше всего: один раз прозвучала идея написать по результатам встречи письмо Майдану, которое Фома, вызвавшийся лоббировать Ассамблею в Раде Майдана, мог озвучить с главной сцены. Вместо этого снова были споры о том, как упразднить министерство, затем всякий раз звучала фраза: “Будем реалистами, давайте лучше выдвинем свою кандидатуру на должность министра”. После такого споры переключались в другое русло и уже решался не вопрос о том, будет ли Министерство, а кто его возглавит.

Здесь снова возникали разногласия, поскольку единого мнения о будущем кандидате нет, а часть предложенных кандидатур не соответствовала критериям, предложенными самими деятелями культуры. Петицию с требованиями к кандидату можно было подписать в онлайн-режиме уже с понедельника; к популяризации требований подключился "СтрайкПлакат", который с самого начала революции ориентирован именно на низовые инициативы.

Среди кандидатов доминировали имена Олеси Островской-Лютой (руководитель программы "Динамичная культура" в фонде "Развитие Украины"; активно поддерживаемая "цехом" современного искусства), Владислава Троицкого (продюсер, основатель театра "Дах" и фестиваля "Гогольфест") и Евгения Нищука (актёр, ведущий Оранжевой революции и Майдана, в его поддержку творческие союзы написали целое письмо). Позже к шорт-листу кандидатов были добавлены Мирослав Маринович (сооснователь Украинской Хельсинской группы) и Тарас Возняк (основатель культурологического журнала "Ї").

Кстати, Влад Троицкий пока единственный из фигурантов по делу будущего министерского кресла, который посетил Ассамблею. Согласно его видению ситуации, участники процесса в первую очередь должны разобраться, с чем имеют дело, говоря о культуре в Украине.

Владислав Троицкий, продюсер, основатель театра "Дах" и фестиваля "Гогольфест": 

 

"Пытаясь предъявить требования к Минкульту, мы пытаемся отремонтировать в разгромленном здании туалет, положить красиво плитку, не обращая внимание на то, что канализация забита. Перед тем, как обсуждать кандидата на пост министра культуры, нужно понять, какую функцию сейчас выполняет Минкульт. Это кладбищенская организация, которая работает по постсоветскому принципу. И какой бы золотой и умный менеджер не пришёл, без законодательно закреплённой реформы гуманитарной сферы страны - это всё безнадёжно. Моё предложение: замахнуться на большее - разработку стратегии гуманитарного развития страны. К сожалению, в нашей стране никогда не было никакой концепции. Более того, в нашей элите отношение к культуре выражено на уровне танцев и плясок после ужина. Если мы не займёмся формированием своей идеологии - а это составляющая часть культуры - этим займутся другие. И сейчас, после Майдана, получился вакуум, предчувствие идеологии”. 

Сам Троицкий, как сообщил сегодня Евгений Карась, поддержал кандидатуру Олеси Островской-Лютой.

Невозможность договориться о единых кандидатах побудила участников Ассамблеи организовать интернет-голосование, в котором, правда, приняло участие всего несколько десятков человек и результаты которого, в виду отсутствия коммуникации, вряд ли могут быть услышаны и поддержаны Майданом и регионами.

Пока проходит голосование и продолжаются споры относительно будущего Минкульта, становится известно, что уже сегодня, 26 февраля, в 19.00 на Майдане состоится Народное вече, на котором будет утверждаться ориентировочный список кандидатов в Кабмин. По данным журналиста Мустафы Найема, кресло министра культуры предлагается Евгению Нищуку.

 

Вероятность того, что Майдан одобрит кандидатуру Нищука очень высока. Он три месяца простоял на сцене Майдана, стал одной из символических фигур революции, и в целом, Евгений, как сказал на собрании Ассамблеи голосующий за него режиссёр Лесь Танюк, - "хороший молодой парень". Это, в общем, неплохо, но явно недостаточно для качественного менеджмента в сфере культуры.

В случае назначения Нищука министром можно было бы пойти на компромисс и подумать о том, каких советчиков к нему приблизить, какой экспертный совет создать для того, чтобы озвученные Ассамблеей идеи постепенно внедрялись. Такое предложение также не раз звучало на Ассамблее, однако было воспринято, как педалирование кандидатуры Нищука и поддержки не нашло.

Как написал на страничке Ассамблеи Евгений Карась: "Ассамблея - это пока творческий хаос мыслей. Важно, чтобы Ассамблея как можно раньше стала  субъектом переговорного процесса между властью и экспертной средой культуры".

Посмотрим, сможет ли, как предполагал умный Ницше, из Хаоса родиться Танцующая Звезда, но тянуть некуда: сегодня-завтра ситуация будет решена и раздробленные мнения культурного меньшинства в очередной раз могут быть не услышаны.

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 11:51
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 31 марта 2020

    Land Rover, Lexus и элитные часы: что задекларировал новый глава Минздрава

     
    • 31 марта 2020

    Авто за миллион гривен и наличные: что задекларировал новый заместитель Венедиктовой

     
    • 30 марта 2020

    Рада поддержала "антиколомойський" законопроект

     
    • 30 марта 2020

    Рада со второй попытки избрала руководителей Минздрава и Минстерства финансов

     
Система Orphus