Михаил Козырев: Я уже свыкаюсь с чувством, что мне стыдно за свою страну

Российский радиоведущий и музыкальный критик о политике, пропаганде в СМИ и музыке
Фото с Facebook Михаила Козырева
28 августа 201415:00

Михаил Козырев – человек-легенда в российской рок-музыке. Без его прямого участия или тайного влияния не обошлось ни одно знаковое событие: появление в эфире музыкальных радиостанций "Максимум", Ultra и, конечно же, "Нашего радио". Громкое рождение рок-фестивалей "Максидром" и "Нашествие". Звучание первых аккордов Земфиры и "Океана Эльзы" на российских радиоволнах.

В свое время Козырев талантливо воплощал образ музыкального продюсера в спектаклях и фильмах "День радио" и "День выборов", выходил на сцену в поэтическом спектакле Веры Полозковой и написал трехтомник "Мой Rock-n-Roll", в котором рассказал о знаковых личностях и закулисье современной рок-сцены.

Сейчас он управляет кораблем под названием "Козырев online" на российском телеканале "Дождь", собирая в прямом эфире мнения телезрителей "на злобу дня". И вместе с соведущей Феклой Толстой уже 8 лет уверенно дрейфует на радиоволнах станции "Серебряный Дождь" с программой "Мишанина".

INSIDER поговорил с Козыревым о пропаганде на российских телеканалах, ограничении свободы слова и современной рок-музыке.

- Почему в России такой высокий уровень доверия к государственным СМИ? Почему в эпоху соцсетей, когда факты можно легко проверить, россияне верят потокам лжи об Украине?

 - Небольшого окна, которое нам было даровано, когда рухнул Советский Союз, и сформировались независимые государства, оказалось недостаточно, чтобы мы привыкли к разным точкам зрения в обществе, научились их воспринимать и слушать, стали гражданами своей страны.

Увы, сегодня назвать население России гражданами я не могу. Это просто народонаселение. Это люди, которые не смогли перебороть привычку смотреть ящик, когда в нем есть всего два телеканала? и оба вещают одну и ту же точку зрения. Не смогли усомниться в том, что "газеты всегда правы". И та единственная газета, которую они вынимают из почтового ящика, это и есть абсолютная правда.

При всех соцсетях и возможности получения информации из разных источников, должна быть голова, которая может ее фильтровать. Этого навыка у россиян нет. Если среднестатистический житель моей страны сталкивается вдруг с противоположной точкой зрения, он ее моментально обрубает, не хочет слышать. И скорее зачислит человека или издание в национал-предатели и враги Родины, чем попытается прислушаться и сопоставить факты.

Я предполагаю, что огромное количество жителей Украины тоже не обладает таким навыком. Это даёт политикам непаханое поле незрелых, готовых вкушать что угодно потребителей. Их можно окучивать комбикормом или навозом, день ото дня поливать тоннами вымышленной, бездумной, отвратительной пропаганды. А мы готовы это хавать, и сомнений в ее истинности не возникает.

Фото с Facebook Михаила Козырева

- Матвей Ганапольский (ведущий радиостанций "Эхо Москвы" и "Вести", – ред.) выразил уверенность в том, что российские журналисты занимаются пропагандой ради денег. Вы согласны с этой точкой зрения?

 - Гость в моей студии - Андрей Архангельский - стоял на позиции, что выросло не просто поколение Путина, а поколение, еще более остервенелое, чем Путин. И что эти журналисты делают свое дело убежденно, страстно и неистово. В то же время Матвей утверждал, что не надо их романтизировать: это люди, которые действуют по принципу "5 минут позора, а потом квартира на всю жизнь". В той полемике я придерживаюсь скорее стороны Андрея.

По моему опыту общения с этим новым поколением, им не на что больше опираться, кроме того, что они слышат отовсюду, из ящика. Они выросли и не видели жизни без Путина. У них не было жизни без Путина. Все, что они помнят, – это Путин. Сегодня 2014-й на дворе, он пришел к власти в канун 2000-го. Что может понять человек, которому тогда было 15 лет? Это те, кому сегодня 30. Ничего не может.

Для этого человека есть тезис: Россия поднимается с колен. И почему? Только благодаря Путину. Сомнений в его мозгу особо не возникает. А как еще? Кто, если не он? Как иначе?

Мы переживаем сейчас абсолютно то же, что предшествовало формированию четкого всеобъемлющего культа личности Сталина.

- Существует ли максимально возможный градус нагнетания лжи и пропаганды? Наступит ли момент, когда российские зрители перестанут верить в нее?

 - Я включаю каждый вечер после своего эфира телевизор – мне надо по работе его смотреть. Как правило, темы у нас и у федеральных каналов совпадают. Я даже представить себе не могу, как люди, которые говорят с экранов, живут сами с собой. Единственный возможный сценарий - они истово верят в то, что говорят. Невозможно жить во лжи до такой степени – каждый вечер выходить в эфир и вопрошать страну: так не пора ли ввести войска? Начать войну? Не пора ли поработить Украину?

Нет ни одного дома в этой стране, куда не добирается Первый канал. И если он рассказывает чудовищную, непереносимую ложь о распятом мальчике в Славянске, то несколько десятков человек могут сказать: вдумайтесь, это чушь, фальсификация. Но мы (телеканал "Дождь") достучимся до ничтожно малого количества людей. А вся страна в эту ложь поверит, и будет поминать этого несуществующего мальчика месяцами и годами, обвиняя в этом Украину.

Главный урок, который Путин усвоил с младенчества – а точнее, с того момента, когда его сделали национальным лидером, – не важно, какой ты. Важно, каким тебя показывает телевидение. Имя Владимира Путина за три месяца до передачи ему власти не было известно никому в России, за три месяца он был сделан "преемником" и национальным лидером, и он понял - с этой страной с помощью ТВ можно делать все.

Завтра будет назначен новый преемник под названием Микрофон, пройдет месячная кампания Микрофона – это даже не человек – Россия проголосует за него. Потому что ей так сказали из телевизора.

- Можно ли что-то изменить в ситуации с отменами концертов в России, или дверь для украинских музыкантов на этом пространстве уже захлопнулась?

 - Я разговаривал с парой моих друзей, которые занимаются гастролями западных артистов, они говорят один и тот же текст: ситуация совсем хреновая. Это после протестов против концертов Мадонны, Элтона Джона, отмены концерта Мэрилина Мэнсона, гастролей дум-металлической группы Behemoth – каждый западный артист, который слышит сейчас слово "Россия", поднимает руки и говорит: "Спокойно, пока без этого, до свидания".

Но что-то мне подсказывает, что в отношении самых ярких и талантливых украинских артистов не было никакого государственного постановления. Все то, что слетело у Славы Вакарчука, было формально подано, как несостыковка площадок, нежелание местных властей, и в результате весь тур рухнул якобы из-за формальностей.

Но декларативно, специально, чтобы продемонстрировать "добрую волю", никто закрывать эту страну ни для "ВВ", ни для "ОЭ" или "Бумбокса" не будет. Эти артисты, если не в этом, то в будущем году приедут и порадуют своих поклонников в России. Это будет сделано так: смотрите, у нас же есть свобода слова, и никаких запретов для артистов нет.

Но в целом ситуация отвратительная, чудовищная и низкая, за которую мне стыдно. Но я уже как-то свыкаюсь с чувством, что мне стыдно за свою страну, и я живу с ним каждый день.

Фото с Facebook Михаила Козырева

- Тем не менее, несмотря на отсутствие официальных запретов, украинские музыканты говорят, что их не приглашают сейчас в Россию.

 - Это результат, в первую очередь, опасений промоутеров, что они "попадут" на деньги. Потому что в любой момент концерт могут отменить. Того сценария, который я описываю, еще нужно дождаться.

"ОЭ" прокатывает крупнейшая компания в России. Понятно, что у них есть еще десяток артистов, которых они могут отправить в тур. Поставьте себя на их место, я их ни в чем не упрекаю: они могут идеологически быть во всех взглядах солидарны со мной. Но… что легче? Прокатить аполитичную выдающуюся певицу Земфиру или "Чайф", или вписаться в историю с "ОЭ", когда как по минному полю шагаешь в каждом городе?

- Российские музыканты Юрий Шевчук и Андрей Макаревич неоднократно в СМИ поддерживали Украину. Не пострадали ли из-за этого их гастроли, количество ротаций на телеканалах? Гонения ограничились травлей в соцсетях?

 - Честно говоря, не знаю, потому что я этот вопрос Андрею не задавал. Но ситуация с Макаревичем абсолютно патологическая. Думаю, что она и для него была ошарашивающей. Человек в течение 40 лет своей жизни пишет песни, их наизусть знает каждый из 140 миллионов этой страны.

Что страна в одночасье отвернется от него, он ожидать не мог. Но век живи – век удивляйся.

Фото с Facebook Михаила Козырева

- Закон о запрете нецензурной лексики в искусстве и СМИ, который уже действует в России, - это лишь звено в последующей цепи запретов или одиночный шаг? Нужно ли протестовать против него?

 - За последние несколько лет с нынешней российской Госдумой мы привыкли жить в состоянии абсурда. Не случайно ее окрестили "взбесившимся принтером". Мы набрали туда таких редкостных остолопов, что в какой-то момент вошли в режим "нечему удивляться". То есть, от запрета на кружевное белье до регистрации блоггеров в соцсетях, у которых более 3 тыс. читающих - мы привыкли ко всему.

В этом отношении запрет ненормативной лексики – классическая история о том, что лечится не причина, а следствие. Мат существует не по потому, что люди слышат его в художественных произведениях, на сцене, в кино или песнях. Мат продолжает существовать, потому что большинство родителей – малообразованные недалёкие люди, которым наплевать на своих детей, и они их не воспитывают. От того, услышит ли ребенок слово "бл*дь" в фильме Кирилла Серебренникова, на сцене у Кости Богомолова или в песне группы "Ленинград", ничего не изменится.

Это шаг на ограничение территории культурного пространства, подавление инакомыслия, на сужение территории свободного самовыражения для художников.

Есть ощущение, что русский рок "постарел". Новые имена появляются гораздо реже. Вы согласны с этим? Даже если эти новые имена есть, как им пробиться в эфир?

- Не переношу термин "русский рок". Он обо всем и ни о чем. Звучит, как отжившее и оскорбительное определение. Точно знаю, что страна невероятно богата талантливыми людьми, и никогда меньше их не становилось, сколько бы ни истребляли, ни уничтожали бы в лагерях, ни убивали на полях войны.

Сейчас происходит пересмотр самой идеи того, как донести творчество до поклонников. Как работать с медиа-пространством. Я уверен, что радиостанции или ТВ сегодня ничего не решают в судьбе артиста. Они могут лишь ускорить его путь к славе.

Интернет дает удивительную возможность достучаться до каждого из твоих будущих поклонников. Записываешь за 5 копеек на кухне песню, снимаешь бесплатно клип на iPhone. Песню придумал вечером – утром она открыта для всего земного шара. Другое дело, что в этом безбрежном океане в сети должны быть лоцманы – люди, которые привлекают внимание любителей музыки к произведениям. С этими лоцманами беда.

- А за украинскими музыкантами наблюдаете?

- В первую очередь за теми, кого знаю и люблю. Это не относится к поп-сегменту украинской музыки, как и российской. Каждую новую песню любимых артистов – "Бумбокс", ТНМК, Сережи Бабкина, Андрея Запорожца aka SunSay, "Вопли Видоплясова" - я стараюсь ловить. И украинская музыка очень сильно радует.

- Из вновь появившихся можете кого-то назвать?

- Мне очень понравился альбом, который записал Гуша Катушкин с украинской артисткой Марией Чайковской – они поют и на украинском, и на русском. Гуша – автор той песни "Эхо тысячи вокзалов". Потрясающие песни выдает "на гора" Дима Шуров – Pianoбой. Его клип "Родина", который он снял с этим жутким бульдозером, сравнивающим с землей пианино, - один из самый сильных клипов, если не самый крутой в этом году. Все время играю его в своих программах. Недавно сильно меня порадовал Иван Дорн.

- Музыка перестала быть в авангарде увлечений. Какие символы сейчас у новых поколений?

- Музыка перестала быть властителем дум. Великих групп на планете осталось считанное количество. Мало кто достигнет в ближайшем будущем масштаба U2, Coldplay, Muse или Rolling Stones. Они, как гигантские светящиеся дирижабли, курсирующие над планетой. И люди смотрят на них завороженно, потому что эта высота для них недостижима.

Музыка никуда не уйдет. Она обладает способностью вдохновлять людей, быть убежищем для большинства жителей планеты, где можно укрыться и найти покой, умиротворение в чудовищном аду, в котором мы живем. Она все переживет, она сильнее, чем вся та х*рь, которая творится на планете.

Но музыка сейчас - болезненная, мучительная, в большинстве случаев - бесперспективная деятельность.

Михаил Козырев и Святослав Вакарчук. Фото: Elena Malinovskaya

- Вы человек, который дал "Океану Эльзы" путевку в жизнь в России (впервые в России песни группы зазвучали на "Нашем радио", - ред.). Недавно они отпраздновали 20-летие и собрали 70-тысячный "Олимпийский". Как думаете, это пик их карьеры?

 - Есть еще стадион "Уэмбли" и премия "Грэмми". Уверен, что "Океан Эльзы" заслуживают и того, и другого. Мне очень радостно слышать о том, что они стали одной из главных, если не главной группой страны. Я мечтаю о том, что буду сидеть на стадионе в России, где столько же людей будет хором петь вместе с ним (Вакарчуком, - ред.) его песни. Я надеюсь, что это скоро все-таки произойдет.

- В вашем активе есть роль в поэтическом спектакле Веры Полозковой, роли в фильмах и спектаклях "Квартета "И" – "День радио" и "День выборов". Есть ли сейчас планы сыграть что-то новое?

 - Я всегда очень аккуратно отношусь к вопросу о планах на будущее. С Верой мы этот спектакль отыграли и уже закрыли, что жалко, потому что это был очень хороший творческий проект. Его поставил в Политеатре Эдуард Бояков. И мне, конечно, хотелось бы играть больше и больше. При том, что роль у меня там крайне незавидная. Мой образ – человек, у которого все самое сильное и значительное в жизни уже было и прошло. Я, как в одном из ее стихотворений "Гордон Марвел": "…похмельем дьявольским не щадимый". Сложная была для меня роль: мне порой неловко становилось на сцене, настолько эти строки резонировали иногда с моим состоянием.

Второй сезон в полную силу мы будем играть спектакль "МКАД", который придумали вместе с Алексом Дубасом. И я мечтаю о том, чтобы привезти его в Украину. Спектакль светлый, он пробуждает в людях разные эмоции. Когда видим, что люди плачут в зале, – это дорогого стоит. Но, как обычно бывает с театрами и гастролями артистов, – нужно, чтобы кто-то нас пригласил.

- Вопрос к вам как к радиоведущему: есть ли будущее у информационных программ на радио? Или трек-листа достаточно?

- Что можно ответить, кроме как: конечно, есть. Будущее есть у любого талантливого проекта, артиста. Все зависит от таланта. У людей бездарных, отрабатывающих задачу, будущего нет. Дело не в жанре. Дело в таланте.

- Тем не менее, радиостанции часто просто крутят музыку и принимают звонки с приветами. Все. И они пользуются популярностью.

 - Популярность к радиостанциям приходит волнами. Сегодня все ударяются в музыкальный ряд, завтра в разговоры, послезавтра принимают звонки, потом - в аналитику или тематические музыкальные подборки. Все жанры хороши, главное, чтобы у слушателя был выбор, и никто этот выбор не ограничил. Это самое большое мое опасение, моя паранойя.

- Кого из молодых российских музыкантов можете посоветовать послушать? О многих мы не слышим в Украине…

 - Очень интересный артист Василий Уриевский. Он делает актерскую песню, потому что актер по профессии. Это очень забавно, прикольно и смешно. Другое имя, которое я назову, – Василий Зоркий. Его группа, выпустившая первый альбом, называлась "19:84", сейчас просто называется "Зоркий". То, что он делает, - ярко. Если говорить о группах, которые играют музыку с прицелом на весь мир – не только на население России и Украины, – здесь я назову три имени: это Tesla Boy - Антон Севидов, группа Pompeya и группа On-The-Go.

 

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

  • А где, интересно. Михаил в последний раз видел русский народ? В "Ашане"? Он дальше МКАДа вообще отъезжал в поледние ..цать лет? Креаклы, блин...

  • Какая же ты мразь, Михаил! Если население России нельзя назвать народом, то кем тебя назвать? Не буду пачкать бумагу....... Пособник фашистов и подонков, которые называют себя патриотами и с параноидальной радостью убивают женщин и детей юго-востока. Об этом уже вся Европа говорит, не смотря на враньё укрофашистов и их заокеанных хозяев, а у тебя, кретина, так глаза и не открылиь. Врешь и не моргаешь. Скоро тебя будет проклинать не только Россия, но и твоя мамаша, которая подарила жизнь такому подонку как ты. Гнать тебя надо в шею из России.

  • Спасибо Михаил!

16.11.2018, 17:47
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 31 марта 2020

    Land Rover, Lexus и элитные часы: что задекларировал новый глава Минздрава

     
    • 31 марта 2020

    Авто за миллион гривен и наличные: что задекларировал новый заместитель Венедиктовой

     
    • 30 марта 2020

    Рада поддержала "антиколомойський" законопроект

     
    • 30 марта 2020

    Рада со второй попытки избрала руководителей Минздрава и Минстерства финансов

     
Система Orphus