Как изменилась жизнь киевских театров за время Майдана

INSIDER спросил театралов о "пустых залах" и уместности развлекательных спектаклей в период революции
28 февраля 201415:11

После трагических событий последних месяцев, которые забрали жизнь больше ста украинцев, Киев постепенно возвращается к жизни. Это касается и сферы культуры.

За три месяца революции театры неоднократно меняли свои афиши, а еще недавно бывший министр культуры Новохатько жаловался журналистам на якобы пустые залы и непроданные билеты из-за революционеров в центре столицы.

INSIDER решил узнать, какой видят ситуацию сами театралы и хватает ли им зрительского внимания.

_______________________________________

 

"Люди все равно продолжают жить, любить, ненавидеть, смеяться, радоваться, огорчаться, грустить"

Заведующий литературной частью Национального театра русской драмы им. Леси Украинский Борис Курицын

Был ли спад? Да, небольшой. Но в декабре-январе мы ни разу не отменяли спектакли. Шли вечерние и дневные, а на каникулах - детские спектакли. Зрителей было немного меньше, но сказать, что театр перешел критическую линию, нельзя - зал обычно заполнен на 70-80%.

Из-за трагических событий в Киеве был изменен репертуар. В Дни траура мы вообще не играли свои спектакли, потому что считали, что просто заменить одни на другие будет нехорошо, нечестно с нашей стороны по отношению к погибшим людям.

Знаете, даже в Великую отечественную войну в блокадном Ленинграде Театр оперетты был полон. Люди все равно продолжают жить, любить, ненавидеть, смеяться, радоваться, огорчаться и грустить.

Человек не может пребывать в состоянии депрессии все время. И я допускаю, что были люди, которые днем ходили на Майдан, а вечером - к нам на спектакли. Человеческая психика требует релаксации.

Театр в отличие от украинского телевидения более чуткий к своему зрителю. Это то, что происходило в американском кинематографе в 30-е годы во время Великой депрессии. Начал активно развиваться жанр "мюзикл", музыкальные кинокомедии.

Сейчас нужны и комедии, и мелодрамы, и театр выполняет свою миссию: он дает надежду. Человеку важно общение с живым человеком, а не со стеклом.

_______________________________________

 

"Если люди покупают билеты на комедию и хотят отвлечься от сложных эмоциональных потрясений, мы должны подарить им эту радость"

Художественный руководитель Молодого театра Андрей Белоус

В декабре и январе мы продали на 2 тысячи меньше билетов, чем в прошлом году. Но это столько же, сколько было в предыдущие два года. В среднем зрителей на каждом спектакле примерно на 30% меньше, чем обычно.

Были дни, когда люди просто боялись приезжать в центр. Билеты проданы, а зрители не пришли. Мы возвращали деньги или переписывали людей на другие спектакли.

Коллектив к этому относится спокойно - все понимают ситуацию в стране. В самые опасные дни сотрудники театра тоже боялись приходить на работу. Опасаясь, что когда на сцене будут играть спектакль, кто-то устроит провокацию в зале.

Из-за трагических событий на Майдане 18 и 20 февраля у нас не было спектаклей всю прошлую неделю. Единственное мероприятие – 21 февраля мы сдали в аренду театр для постановки "Альберт, або Найвища форма страти" Юрия Андруховича. Организаторы не захотели от него отказываться, зал был полон.

На ближайшее время мы не меняем нашу афишу, но планируем сделать несколько спектаклей для всех людей, которые на Майдане. В целях психологической реабилитации. На днях мы приглашали группы на наши прогоны спектакля к юбилею Шевченко, мы увидели, что людям это нужно, они с удовольствием смотрят. Нужно тем, кто вышел из огня буквально.

Есть мнение, что театры не должны работать в такое время. Но это непрофессионально. Мы все-таки врачеватели душ человеческих. А если бы врачи отказывались в это время работать, это было бы неправильно.

Если люди покупают билеты на комедию и хотят отвлечься от сложных эмоциональных потрясений, мы должны подарить им эту радость. Даже во времена войны, всех революций, блокадного Ленинграда театры работали. Актеры это хорошо понимают.

_______________________________________

 

"В театре остался директор, бухгалтеры, уборщица и дворник"

Директор и художественный руководитель Киевского академического театра кукол Николай Петренко

В январе-феврале детей перестали водить на спектакли. Еще 19 декабря театр работал в обычном режиме, а уже с последующих дней и почти до конца февраля в кассе не было продано ни одного билета.

При этом мы хозрасчетное учреждение - все коммунальные расходы должны платить самостоятельно. Тепло мы не можем отключить или без воды остаться. Поэтому у нас были большие проблемы.

Из-за вынужденного простоя до конца февраля театр работал в режиме репетиций. Для того, чтобы накопить на выплату коммунальных платежей, в простое находился не только актерский состав. В театре тогда остался директор, бухгалтеры, одна уборщица и один дворник.

Сейчас касса начала продавать билеты на март. 1 и 2 марта запланированы представления. Готовим премьеру по мотивам украинской сказки "Соломенный бычок".

_______________________________________

 

"Жизнь должна продолжаться"

Художественный руководитель Национальной филармонии Владимир Лукашев

Когда на Майдане возникало особое напряжение - а мы здесь находимся в эпицентре событий - народу было меньше. Не все рисковали, чтобы не натолкнуться на неприятности. За предыдущую неделю несколько концертов мы отменили.

26 февраля Национальная филармония провела концерт, посвященный памяти погибших Героев Майдана. Академический симфонический оркестр филармонии под руководством дирижера Романа Кофмана сыграл программу "Небесная сотня", в которую вошли произведения Бетховена, Грига, Чайковского, Бибика. Концерт транслировали на экране Майдана.

Решение о проведении концерта приняло руководство, инициативу поддержал весь коллектив, включая Большой симфонический оркестр, главного дирижера и всех артистов.

_______________________________________

 

"Жизнь продолжается, но в такой ситуации неправильно играть какие-то развлекательные вещи" 

Заместитель директора театрального Центра им. Леся Курбаса Александр Чайка

В декабре мы не играли принципиально. Был призыв к забастовке, и настроение было такое, что не время играть спектакли. Но в январе начали играть, потому какие-то представления имели гражданское звучание.

У нас было четыре проекта. Зрителей - примерно как всегда. Мы показываем экспериментальные работы, которые интересуют ограниченный круг людей. Но, по ощущениям, зрителей было не меньше и не больше - не скажу, что были какие-то видимые изменения.

Мне кажется, что в такой ситуации неправильно играть комедии. Хотя, если это творческие работы, в них всегда много слоев. Мы дискутировали об этом в коллективе. Одни руководители проектов считали показ несвоевременным, их работы не показывались. Другие - связывали свою работу с общественным контекстом. Судьба каждого проекта в руках его авторов, и мы пытались услышать все мнения.

У нас до сих пор на флаге черная лента висит. Мое личное мнение таково: конечно, жизнь продолжается, но в такой ситуации неправильно играть какие-то развлекательные вещи.

_______________________________________

 

"Театр должен работать в любой ситуации"

Заместитель гендиректора по организации зрителя Национального академического театра имени Ивана Франко Иван Ожеван

Декабрь и первая половина января у нас прошли очень хорошо. Но со второй половины января и буквально до 7 февраля упали продажи билетов и очень ощутимо.

Мы не добираем около 40% в деньгах и в зрителях. Лишь 8 и 9 февраля зритель немножко пошел: на спектакле "Эдит Пиаф" в зале было 80% зрителей впервые с того периода.

К большому сожалению, мы звоним организациям, предлагаем билеты, а нам говорят, что боятся подъезжать к театру Франко. Хотя здесь все спокойно, есть парковка, никаких инцидентов ни с машинами, ни со зрителями не было. Играет свою роль психологический аспект.

Всех майдановцев мы пропускали на наши спектакли, и они приходили. Понятно, что в трагические дни 18-20 февраля, когда все происходило, зрителей не было. У нас перенесено семь спектаклей. Наши сотрудники с пониманием относятся к этому: люди купили билеты - надо отработать.

Наш осветитель Андрей Мовчан погиб в эти трагические дни. Он работал в театре больше двух лет. Очень хороший парень, с большим уважением относился к окружающим, к сотрудникам театра. Всегда улыбался искренне, излучал доброту. Когда в театре прощались с телом героя пришли все сотрудники, негде было стать.

Что касается целесообразности комедий... Мы играем по репертуару, составленному за 2-3 месяца. С другой стороны, у нас немного очень уж комедийных спектаклей. Другие представления социальные - вот "Квітка будяк" рассказывает о современных днях, проблемных днях. Мы не изменили ни одного спектакля.

Вспомните те времена, когда была оккупация Ленинграда, филармония работала, симфонии играли. Так оно и должно быть. Театр должен работать в любой ситуации.

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

17.11.2018, 15:11
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 31 марта 2020

    Land Rover, Lexus и элитные часы: что задекларировал новый глава Минздрава

     
    • 31 марта 2020

    Авто за миллион гривен и наличные: что задекларировал новый заместитель Венедиктовой

     
    • 30 марта 2020

    Рада поддержала "антиколомойський" законопроект

     
    • 30 марта 2020

    Рада со второй попытки избрала руководителей Минздрава и Минстерства финансов

     
Система Orphus