Искусство без мужчин, или В театре только девушки

Как INSIDER побывал за кулисами современного женского театра
Фото с Fаcebook театра
19 мая 201414:00

Название Первый женский театр только звучит грозно. На самом деле это шесть очаровательных актрис, которые ценят творчество больше, чем свое время. Восемь лет назад выпускницы театрального курса решили не расставаться и играть вместе. Так появился их необычный во всех смыслах коллектив.

В этом театре нет роскошных декораций и пышных нафталиновых костюмов. Здесь ваши вещи могут стать частью реквизита на сцене, а вас самих потрогают или даже попытаются укусить – для художественной убедительности, конечно.

Первый женский театр – представитель целого пласта современной украинской сцены. Того, который ютится в небольших, но малочисленных театральных центрах, вроде киево-могилянской "Пасіки". Того, где профессиональные актеры создают декорации из подручных средств, репетируют у знакомых, а для грима используют обычную косметичку. В таком театре зачастую один раз побывать приятнее, чем в огромном зале с позолотой и 500-й вариацией "Ромео и Джульетты" на сцене.

В театре

В узком зале на обычных советских стульях начала спектакля ожидали от силы человек пятнадцать. С первого взгляда и не скажешь, что пришли в театр: кто в спортивной кофте, кто в такой же футболке. Колоритная девушка с большим красным бантом на голове сразу напомнила то ли Солоху из "Вечеров" Гоголя, то ли волшебницу из сказок братьев Гримм. Кроме нее, больше никто не был похож на любителей альтернативного искусства. От скучного ожидания все спасались разговорами.

У входа на столике стоит ящик для оплаты билетов, которых, к слову, здесь не существует. Сколько платить – решаете сами. Кладу туда 50 гривен, парень-администратор с приятным удивлением говорит: "Щедро". А ведь это всего лишь стоимость салата в киевском ресторане.

Зрителей приглашают в зал. Десять рядов офисных стульев, отсутствие сцены, черная драпировка по бокам, приятный полумрак – простота современного театра. Все рассаживаются, остается полно свободных мест. Появляется чувство неловкости перед актерами.

Актрисы выходят в джинсах и трико, без грима, надевают прямо на сцене юбки и остаются в аскетичных, но женственных платьях. Меркнет свет, и на сцене разворачивается драма о 16-летней Сюзанне, которую мать насильно отдает в монастырь. Она вынуждена скитаться по религиозным обителям Франции и провести в заточении всю жизнь.

Фото со спектакля "Исповедь монахини"

Уже на 20-й минуте становится понятно, что мужчины в этом спектакле были бы, пожалуй, даже лишними. Чтобы так убедительно сыграть женскую ненависть, алчность, соперничество, предательство, любовь и дружбу, нужен изолированный женский коллектив.

Музыкальное оформление для спектакля по мотивам романа Дени Дидро (18-й век) – это коктейль из Вивальди и Патрисии Каас. Одна из сцен в монастыре – с легким эротическим флёром, но пошлости в ней совсем нет. Зато есть откровенность и правдивое изображение жизни.

Время бежит незаметно - в зале никто не зевает и не роется в телефоне. И зазвонил он всего-то раз. Спектакль заканчивается, зрители долго аплодируют стоя.

Константин, зритель
Вы потом, наверное, перекрутите мои слова, и я ничего ровным счетом не узнаю. Самое яркое, что мне запомнилось, – это перевоплощение. По сути, одна и та же девушка, ничего не меняя или меняя только прическу, одними своими эмоциями показывает совершенно другого человека. Я не знаю, результат ли это маленького бюджета – насколько мне известно, такие театры еле сводят концы с концами. И слава Богу, что они существуют, потому что мне здесь нравится намного больше, чем в театре Леси Украинки, к примеру. Живее намного. Я советую всем своим друзьям-мужчинам уже на протяжении полугода прийти сюда, и никто не жаловался до сих пор. Да, пошли, конечно, не все. Но те, кто пошел, доволен. Да, иногда нужно и в боулинг ходить. Но я ни секунды не жалею, что провел вечер понедельника именно так.
Фото со спектакля "Исповедь монахини"

Из зала выходят парень с девушкой, оживленно обсуждая "Монахиню".

Роман, единственный, кто пришел в театр в костюме
Идея прийти сюда принадлежит моей девушке. Но мне понравилось. Женщины и женская тематика не могут существовать отдельно - это часть нашей жизни. В спектакле показана еще одна сторона жизни – существование в монастырях. Идея такого театра мне интересна. В мужской компании я его посоветовал бы. Наверное, сейчас отсутствие костюмов и грима – это нормально. Главное – идея, задача, остальное – второстепенно.

За кулисами женского театра

Еще в 2005 году актрисы фактически убедили режиссеров и своих преподавателей Юрия Непшу (Юрия не стало в марте этого года, - ред.) и Владимира Абазопуло не расходиться после обучения и создать свой театр. После премьеры первого спектакля - "Исповеди монахини" – один из телеканалов в сюжете рассказал, что в Украине появился первый женский театр. Это название буквально прилипло к коллективу, и придумывать что-то другое уже не было смысла.

Наталья Шилова, работает в театре с момента его создания
Наше преимущество как современного театра в том, что мы свободны. А еще у нас все красивы. Многие зрители говорят: это же надо, сколько на сцене красивых девочек! Еще мы стараемся обходиться без лишнего загромождения сцены. Вообще-то у нас на голом энтузиазме все создано. От большой любви к театру. Появились мы случайно, и серьезно занялись этим. Так как прибыли театр не приносит, у каждой есть своя работа, съемки. И премьеры происходят не так часто, как хотелось бы.

Когда актрисы основали театр, они считали себя революционерами, потому что готовы были принять всех выпускников, которым негде играть. Не потому, что их никто не берет. Актеров много, а театров – мало.

Вопреки предположениям, никакого феминизма в женском театре нет. Девушки считают: им удается раскрыть смысл пьесы с общечеловеческой точки зрения, сделав при этом игру душевнее. В их постановках мужчины просто не нужны. Но они работают за кулисами: осветителями и звукорежиссерами. И даже если приходят на замену, остаются потом надолго.

 

Каким-то непостижимым образом коллективу удается избежать сплетен и интриг. У них нет главных ролей, за которые можно драться. Кому достанется персонаж, определяет режиссер. Удивительно, но состав труппы при этом не менялся последние шесть лет.

Татьяна Несвидоменко, актриса театра
У нас нет классического женского коллектива. Мы давно дружим. Так давно друг друга знаем, что мы - семья. Естественно, иногда хочется кого-то задушить, можем поссориться, поругаться и разбежаться. Однажды мы почти на год разошлись из-за серьезного конфликта и думали, что перестали существовать. Но потом вновь собрались. Ну пусть кто-то что-то резкое сказал. Но вдруг у нее проблемы? Стараемся понимать.

В репертуаре театра есть комедия – "Хроники хронопов и фамов" по Хулио Кортасару. Это буффонада о жизни фантастических бесполых существ. Первые – доверчивые, веселые, вторые – угрюмые и замкнутые. Часть обоих есть в каждом человеке. В этом спектакле почти нет слов – нашу заносчивость и жадность, сочувствие и слабость актрисы показывают с помощью жестов и крайне выразительной мимики.

Татьяна Несвидоменко, актриса театра
Наш спектакль "Хроники хронопов и фамов" многие любят, а кто-то не понимает его совсем. Помню момент, когда наш режиссер Юрий Непша сказал, прочитайте Хулио Кортасара "Жизнь хронопов и фамов". Я прочла и подумала, что он сошел с ума. Это была моя первая реакция. Что это? Как это можно сыграть? Это такой спектакль, в который мы вкладывали одно, а зрители находят в нем смыслы, о которых мы даже не подозревали. Зрители показывают нам больше граней.

В этом году впервые театр работает с режиссером-женщиной. Именно эту постановку – "Письмо незнакомки" - актрисы называют самой женственной среди своих работ. В основе - история о любви женщины к мужчине, пути которых трижды пересекались, но каждый раз при встрече он ее не узнавал. Роль героини будут исполнять четыре актрисы.

Фото со спектакля "Хроники хронопов и фамов"

Девушки признают, что работать проще с опытным режиссером, который может "взять в кулак". При этом не столь важно, женщина это или мужчина. Дело – в характере.

В декорациях театра вы не увидите сложных конструкций. Зачастую это маленький стол, пару стульев, вешалка для одежды и самое изысканное – рама для картины. Минимализм в оформлении сцены позволяет сосредоточиться на сути происходящего, не отвлекаясь на детали. И при солидных спонсорах сцена не стала бы выглядеть как-то иначе.

Татьяна Несвидоменко, актриса театра
Мы существуем за счет выручки от билетов и чьей-то помощи. В первую и во вторую очередь все упирается в деньги. Но на самом деле не нужны шикарные декорации. Да, если бы было финансирование, макияж был бы лучше. Может, юбки из более дорогой ткани и стулья прочнее. Вот и все. Ни к чему нам излишества. Конечно, любому театру хочется не подбирать музыку из того, что есть, а пригласить композитора, чтобы он написал ее. Но наши спектакли не создаются, отталкиваясь от бедности и на подручных средствах. Это прием, мы так хотим. Для "Письма незнакомки" мы шили костюмы, создавали декорации с помощью художников.

За восемь лет театр сменил много площадок: ДК "Росток", Молодой театр, малый зал дворца "Украина", и вот сейчас оказался в Киево-Могилянском культурном центре "Пасіка". В "Украине" театралам удавалось собирать полные залы, потому что зрители, как правило, идут только в знакомое или раскрученное место. Заманить людей в малоизвестный центр гораздо сложнее.

Актрисы признаются: из "Украины" им пришлось уйти из-за большой арендной платы. При том, что зал создавался в помощь труппам, у которых нет своих площадок. Сейчас там играет государственный "Театр на Подоле", который просто выгнали из помещения в Гостином дворе. Репетировать женскому театру неоднократно приходилось в офисе или дома у знакомых.

Наталья Шилова, работает в театре с момента основания
Однажды было крайне мало зрителей, мы отменяли спектакль. Пришел один настойчивый зритель, который так хотел его посмотреть, что побежал на улицу и нашел больше зрителей. Мы уже начали снимать аппаратуру. А он говорит: а если еще семь человек, вы будете играть? Это было уникально! Я стою в растерянности. Девочки переодеваются в гримерке. В итоге мы вышли на сцену. Жалеем, что не сфотографировались с ним.
Фото со спектакля "Хроники хронопов и фамов"

Зрители у Первого женского театра разные – от пожилых и степенных театралов до студентов-хипстеров. И узнают о нем чаще всего благодаря старой проверенной схеме  - сарафанному радио. Те, кто побывал на спектаклях, в следующий раз приводят своих знакомых и друзей.

Наталья и Татьяна, актрисы театра
Многие люди считают, что театр – это крайне нудно. Непременно зашореная пьеса, например, плохие классические спектакли, на которые нас водили в детстве. Мы, маленькие, засыпали на них и думали, какой ужас! Театр – это ужасно. Вышел актер, что-то играет свое, а меня оно не затрагивает, я - школьник. У многих отбита охота ходить в театр. И потом к нам приходят люди, мы меняем сознание. Зрители говорят: "Я раньше терпеть не мог театр! А у вас классно! Что есть еще?" А так у нас в стране беда с культурой. Сплошное опопсение. Телевидение – это популяризация туфты, расслабление и разжижение мозга. Не хочется ни думать, ни чувствовать. Кому нужны все эти символы, метафоры. Театр – это просто не модно.
Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 12:01
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 31 марта 2020

    Land Rover, Lexus и элитные часы: что задекларировал новый глава Минздрава

     
    • 31 марта 2020

    Авто за миллион гривен и наличные: что задекларировал новый заместитель Венедиктовой

     
    • 30 марта 2020

    Рада поддержала "антиколомойський" законопроект

     
    • 30 марта 2020

    Рада со второй попытки избрала руководителей Минздрава и Минстерства финансов

     
Система Orphus