Для художника Анатолия Белова прошедший год выдался удачным. Он оказался в шорт-листе номинантов на премию PinchukArtCentre Prize - 2013 и получил финансовую возможность реализовать мюзикл "Секс, лекарственное, рок-н-ролл". За эту работу он впоследствии получил приз зрительских симпатий.
В Украине и за рубежом Белова знают в разных амплуа. Чаще всего его называют графиком (многие киевляне видели работы из серии "По(чем) мораль", расклеенные в центре города), перформером и музыкантом (в 2012 году появилась группа "Людська подоба", в фан-клуб которой записался весь культурный андеграунд), а в последнее время еще и режиссёром - благодаря уже упомянутому мюзиклу.
Уже в этом месяце графику Белова можно будет увидеть в новом формате: в Киеве будет представлен созданный по мотивам неопубликованной повести Юрия Андрухвича литературно-музыкальный перформанс "Альберт, или Наивысшая форма казни", для которого художник сделал сценическое оформление.
Накануне представления INSIDER встретился с художником, чтобы расспросить его о личных мотивах в творчестве, планах и участии в Евромайдане.
- Сегодня ты в равной степени график, перформер, режиссёр, музыкант - что из этого главное?
- В последнее время - музыка и кино. Рисовать стал заметно меньше: в прошлом году не сделал ни одного рисованного проекта. Но это не значит, что совсем бросил. Думаю в будущем сделать еще одну книгу.
Техническое воплощение зависит от идеи. Иногда рисунок превращается в текст песни или наоборот. Все мои работы так или иначе объединены общими темами: квирность, человечность, любовь.
Слова некоторых песен, написанных для "Самой порнографической книги", перекочевали в репертуар "Людськой подоби", а затем одну из них я использовал в эпизоде мюзикла "Секс, лечебное, рок-н-ролл".
В музыке я нахожу для себя большую свободу, независимость от условностей околохудожественных раскладов: взаимоотношений с галереями или выяснения стоимости работ.
- "Людська подоба" за небольшое время существования собрала большое количесвто поклонников. Тебе важен отклик аудитории?
- Конечно, я очень радуюсь положительной реакции на то, что мы с Гошей (второй идеолог группы, - ред.) и друзьями делаем. "Людська подоба" - не мой сольный проект, хотя часто акцентируют внимание только на мне, это неправильно.
Мы все счастливы, когда получаем ответную реакцию на нашу музыку.
- На последнем конкурсе PinchukArtCentre Prize – 2013 ты получил приз зрительских симпатий за видеоработу, фрагмент мюзикла "Секс, лекарственное, рок-н-ролл". На чём здесь больший акцент: на одиночестве "другого" в обществе либо на недостатках самого общества?
- Для этой работы поддержка со стороны зрителя - лучшее, что можно было пожелать. Это знак, что наше общество достаточно толерантно к ЛГБТ, несмотря на разжигание ненависти со стороны России и отдельных украинских политических сил.
Общая идея фильма – мирное сосуществование людей разных взглядов на жизнь, философий и сексуальных ориентаций. На примере любовного треугольника между главными героями, подобно модели микрообщества, хочу показать, что, преодолевая мифы и условности, люди способны услышать и принять друг друга.
Но для этого, конечно, нужны усилия. Вопросы к себе, друг другу, обществу провоцируют героев сделать эти внутренние усилия, чтобы понять что-то о себе и мире. Они встречаются с разными людьми, которые рассказывают о своем представлении счастья. Порой эти идеи безумные и абсурдные, но они все из жизни.
Гей-тема выбрана не случайно. Это мой жест против набирающей обороты гомофобной риторики в украинском и российском обществах. Очень круто было узнать, что наше общество в лице посетителей PinchukArtCentre поддержало меня!
![]() |
Фото Вадима Ількова |
- Насколько эта работа политична, особенно, если учесть уже ставшую крылатой фразу "преступить сакральное карается”?
- Слова песни, хотя в ней и поется о личном, имеют политический подтекст. Но личное - всегда политично. Преступить сакральное - значит не следовать манипулятивным правилам, которые выдаются под понятием "традиционные духовные ценности".
В Украине ультраправые творят дикие дела под предлогом сохранения традиций. В России вообще на государственном уровне карают инакомыслящих, осмелившихся "преступить сакральное". Яркий пример тому - дело Pussy Riot.
- Для развития украинской квир-сцены вы уже сделали очень много, а в условиях доминирования в обществе крайне правых взглядов такая деятельность требует определённой смелости…
- Для меня важно говорить о гомофобии и слышать голос ксенофобии, так как это преступления против человека и культивируемая ненависть. Об этом нужно говорить, с этим необходимо бороться. Голос меньшинства должен быть в обществе: каждый человек может быть меньшинством, если не испугается. И дело не обязательно в сексуальной ориентации.
Моя политическая позиция заложена в моих работах - даже если это песня про моль или пташку. Напрямую не нужно считывать в каждой песне декларацию чего-то или призыв. Сама музыка, заставляющая людей танцевать и петь, способна делать людей добрее и веселее.
- Что является твоей движущей силой: поиск собственной идентичности либо борьба за социальную справедливость?
- Всё вместе, я не разделяю эти элементы своей работы. Я ещё давным-давно написал манифест "Суперискусство Толика", где указал, что мне нравится рисовать, писать песни, петь и так далее. То есть порыв для меня важнее, чем стратегия.
![]() |
Фото Вадима Ількова |
- Узнаешь ли что-то новое о себе в процессе творчества?
- Да, причём на разных уровнях. Физическом, например: когда начал делать упражнения по вокалу, обнаружил, что могу брать низкий тембр. Когда работал над фильмом, вместе с актёрами и хореографом мы занимались контактной импровизацией, что для меня стало невероятным открытием.
- Бывали ли случаи нападения на тебя, связанные с твоими взглядами и творчеством?
- Были случаи, когда знакомые или незнакомые мне люди проявили гомофобию. А еще был случай, когда мне сломали нос из-за того, что я приезжий - просто так, на ровном месте.
Не важно, художник ты или нет - нужно продолжать свою работу, жизнь, отстаивать свою позицию. Общественное мнение может быть разным. Я реагирую на него, делаю выводы и продолжаю заниматься своим делом.
- Каковы твои политические взгляды?
- Я бы себя охарактеризовал как квир-феминист.
- Принимаешь ли ты участие в Евромайдане? Можешь ли сказать, что это "твоя революция"?
- Происходящее сейчас касается каждого гражданина Украины и меня тоже. Это революция разнообразных индивидуальностей, объединившихся в общий бунт.
Это моя революция, хотя я и не хожу регулярно на Майдан. Делал несколько критических плакатов - это была моя реакция на некоторые события на Майдане, с которыми я был не согласен. Ещё была совместная с Катей Мищенко работа - плакат "Нам нема що втрачати, крім наших майданів!"
- Когда случаются подобные исторические события, может ли художник способствовать им, оставаясь внутри профессиональной деятельности?
- Сейчас за всем интересно наблюдать, а время рефлексии и осмысленных отрефлексированных проектов придёт позже. Художнику самому решать, как ему поступать - как действеннее и уместней будет. Так что правильного ответа нет. Если говорить о себе: я сейчас больше гражданин, чем художник.
Художник может проявлять себя по-разному: рисовать плакаты или писать революционные песни. Но может сложить кисти и сражаться как обычный гражданин. Во время революции все действия направлены на результат, и художник тоже должен работать на эту идею, если поддерживает ее. О результатах деятельности художника или об уместности сделанного им можно будет судить после революции.
![]() |
Фото Вадима Ількова |
- В этом месяце в Киеве будет представлен литературно-музыкальный перформанс "Альберт, или Наивысшая форма казни", в котором ты проявил себя как сценограф. Что побудило тебя принять участие?
- Я бы назвал себя только художником, поскольку сценографию придумала Оля Михайлюк, которая и пригласила меня в проект. Я не был уверен, что могу принять в нём участие, поскольку он очень отличается от того, чем я обычно занимаюсь.
Но в процессе работы, обговаривая с Олей сюжет и идею проекта, наблюдая работу Марка и Ульяны, я проникся проектом и работал с большим интересом. В итоге получилось цельное произведение.
- Это произведение было написано и поставлено до событий Майдана, но можно сказать, что оно оказалось вещим. Взять хотя бы звучащую со сцены фразу "Правосудие? Какое может быть правосудие в этой стране?". Реактуализуют ли события нынешнего Майдана этот перформанс?
- Да, сама идея борьбы добра со злом, как банально это ни звучало бы, вполне соответствует сегодняшним событиям.