Алексей Согомонов о музыкальном рынке: 10 лет назад ситуация была гораздо лучше, чем сейчас

Музпродюсер о способах развития молодых групп, специфике украинского медиа-рынка и его финансовых реалиях
Фото с Facebook Согомонова
8 декабря 201414:10

Институт продюсирования в Украине развит, мягко говоря, слабо, да и то преимущественно в поп-музыке. Продюсеров в альтернативной музыке надо еще поискать. Алексей Согомонов - один из "серых кардиналов", и успех группы "Бумбокс" без него, скорее всего, был бы не возможен.

Согомонов занимался руководством группы Андрея Хлывнюка с ее самых первых дней, успел застать эру власти традиционных СМИ и одним из первых начал приспосабливаться к торжеству новых медиа. Чуть позже появилась "Музыка для Масс" - продюсерское агентство, которое включило в себя сначала группу "Pianoбой" Дмитрия Шурова (выпуском обоих альбомов руководил Согомонов) и совсем недавно - группу O.Torvald.

Сейчас Алексей руководит тремя группами, которые входят в авангард украинской сцены, но при этом с первого же сообщения предлагает перейти на "ты".

INSIDER поговорил с Алексеем о способах развития молодых групп, специфике украинского медиа-рынка и финансовых реалиях.

- Что входит в функции продюсера? Чем именно ты занимаешься?

- Всем. Правда, всем. Это не очень умно с точки зрения распределения обязанностей, но я не могу по-другому. Я пишу пресс-релизы, провожу кастинги, думаю над тем, где у нас пройдет концерт, слежу за бабушкой-уборщицей, которая пылесосит пол перед выходом группы на сцену, утверждаю меню, работаю над сценариями для клипов, торгуюсь с заказчиками и так со всеми нашими группами - O.Torvald, "Pianoбой" и "Бумбокс".

- Как ты вообще стал продюсером? Насколько я знаю, до этого ты был шеф-редактором журнала Maxim.

- Я работал в журналах X3M и FHM, был шеф-редактором в Maxim. Я всегда был человеком, который что-то организовывает - когда много-много лет назад я играл в группе, везде совал нос. Когда начал интересоваться татуировками, это привело к тому, что мы c друзьями организовали тату-салон. В пафосной биографии это назвали бы "задатками лидера".

Продюсером "Бумбокса" я стал очень просто. Мы с Андреем Хлывнюком, о чем сейчас смешно вспоминать, играли в одной группе. Он пел, а я ходил по сцене с микрофоном. Мы переехали в Киев, и я сказал: "Чувак, я работаю в журналах, давай я буду про тебя писать, буду помогать". Так я стал продюсером. Я думаю, что существует какая-то жилка, когда тебе надо больше всех. У тебя шило в заднице и ты бегаешь, что-то делаешь.

Фото с Facebook Согомонова

- Когда "Бумбокс" начинали, была достаточно большая плеяда групп, которые пытались куда-то пробиться. Почему это удалось именно "Бумбоксу"?

- Любая молодая банда, банда с задором, которой нечего терять, по-хорошему наглая и крепкая, - рвется наверх, и тут уже вступает в силу масса факторов. Например, уверенность в себе, желание публики слушать твой материал. Мы в себе были уверены. Нас неплохо приняла публика, люди на радио и люди на телике были благосклонны. Да, кто-то не ставил, кто-то не общался. Это нормально. Но в целом, мне кажется, ситуация 10 лет назад была гораздо лучше, чем сейчас.

То, что я вижу последние пять лет, – это, конечно, крайне уныло. Нет профильных журналистов, нет профильных изданий, идет подмена понятий - журналисты пишут либо о каком-то замороченном-навороченном клипе группы, которую знают три калеки, либо, наоборот, – о стадионном туре. Но надо копать глубже, надо делать всё, писать обо всех - от Потапа до Яремчука. Нельзя работать "по схеме". Это тупиковый путь. Хочешь пример?

Посмотри на то, что делают сейчас PR-агентства. Они же всем предлагают одинаковую схему работы: можешь пойти на "Завтрак с 1+1", "Утро на Интере", на "Новый канал", на СТБ. Мало? Есть еще "5 канал", Громадське и М1. Ты спрашиваешь: "И что - это всё?". Тебе отвечают: "Да". Если ты прийдешь с "Бумбоксом" или "Океаном Эльзы", или Кузьмой, или Олегом Скрипкой – конечно, люди будут лояльны. Может, им нафиг твой альбом не нужен. Но ты мэтр, респект, все такое. А если ты прийдешь с другим артистом, то не факт, что они даже из элементарной вежливости зададут вопрос: "А как там ваш тур?", "Как там ваш альбом?"

Никто не думает над интересными форматами. Вот мы сняли недавно фильм "Крик" о том, как записывался альбом O.Torvald. Шуточки-прибауточки, все такое. Это не "Назад в будущее" и даже не "Титаник". Но это очень неплохое видео. Объясни мне, почему бы его не показать по музыкальному каналу? Да, оно идет 30 минут, но его можно урезать, разбить на части. С ним можно работать. Нет ни одного предложения.

- Но как тогда развиваться молодой группе?

- Сейчас есть целая когорта молодых групп, которых даже с двух метров не отличишь от супер-фирмачей. Те же Jinjer.

Думаю, что выход только один: пытаться строить все самим. И тут не так важно, кто ты - новичок или ветеран. Мы, "Бумбокс", - большая команда, такие top guys, но когда ты вырастаешь до определенного уровня, промоутеры больше не могут тобой заниматься. Им неинтересно платить тебе реальную цену.

Переговоры превращаются в бесконечную торговлю вокруг условий, гонораров, другой очень важной требухи, которая отвлекает от работы. Поэтому нам пришлось создать агентство, цель которого отстаивать наши интересы. У нас есть "Музыка для Масс" - мы пытаемся обслужить три группы, у Влада Ляшенко - "Іншамузика", у "Океанов" - "SUSY". Это попытки микро-лейблов правильно представлять группы на арене.

Не надо ждать манны небесной - у нас нет меценатов или спонсоров, готовых сказать: "Давайте вокруг клуба Sentrum вырастим рок-н-рольную тусовку, будем работать, развиваться, а когда вы станете супер-звездами и будете собирать стадионы, приходите к нам - все будут от счастья плакать, и это будет круто". Или вы думаете CBGB (легендарный музыкальный клуб на Манхэттене, – прим.) вырос на голом месте? Никто не хочет думать о послезавтрашнем дне. В том числе потому, что музыкальный бизнес в этой стране никогда не был сверхприбыльным. По сравнению с доходами, которые люди получали от махинаций с недвижимостью, нефтью, металлургией – это так, пыль. Никто на это не обращал внимание.

- То есть ты считаешь, что инди-продвижение у нас в стране невозможно?

- Нет. Наоборот. Я тебе как раз про это и говорю.

- Но инди подразумевает продвижение исключительно своими силами.

- Это возможно. Но ты так или иначе приходишь к какой-то структуре, назвать которую можно как угодно: лейблом, агентством, фирмой, компанией, СПД. От этого логика не меняется. Все равно нужно ее (структуру, – ред.) создать. Все зависит от количества привлеченных людей и средств, и, конечно, поставленных задач. Я не называю "Музыку для Масс" лейблом, потому что лейбл – это, например…

- Moon Records.

- Нет. Moon Records как раз совершенно не лейбл. Это дистрибуционная компания. Лейбл, который мы с тобой обсуждаем, – это компания, которая занимается продвижением артиста.

Фото с Facebook Согомонова

- То есть Moon Records просто доставляют продукт из одной точки в другую: из студии – конечному потребителю.

- Да. Именно так. Мы давно знакомы с Андреем Пасичником (генеральный продюсер Moon Records, – прим.). Если раньше были попытки расширить сферы его влияния, со временем стало понятно, что это тупиковый путь, и мы работаем по такому принципу - отдаем альбом, четко зная все, что он будет делать. Выпустит альбом, разместит его у мобильных операторов и в iTunes, остальное мы сделаем сами. "Мун" работают так абсолютно со всеми. Это мало что дает.

Фактически, мы выпускаем музыкальный мерчендайз. Я выпускаю винил групп "Бумбокс", "Pianoбой", и это круто. Я очень благодарен за это лейблу. Но это не делает погоды. Мы об этом говорим с журналистами, пишем в соцсетях, фотографируемся с пластинками. Это часть игры, в глобальном смысле.

Если раньше альбомы "Меломанія", Family Business и "III" мы продавали десятками тысяч, то последние альбомы, дай Бог, если продались 1,5-2 тысячами экземпляров. Альбомы перешли в раздел сувениров. Лейблам надо было объяснить в свое время, что они стали выпускать не столько музыкальный объект, сколько объект коллекционирования. Тогда продажи могли бы расти.

- Ну, и заработка с этого нет?

- Если мы говорим о всех возможных путях заработка - от "физики" до авторских - это небольшие заработки. Единственная стабильная статья дохода - это концерты. Реже - реклама, какие-то песни для сериалов и кино.

- И, насколько я понимаю, по доходам должно было ударить то, что вам запретили выступать в России?

- По-моему, последние пару лет у нас было одинаковое количество концертов и в Украине, и в России. Но, конечно, потеря российского рынка - это было больно. Хотя бы потому, что это рынок, который мы строили 10 лет. И у нас его забрали. Но тут речь уже идет о том, согласен ли ты ездить в Россию и делать вид, что ничего особенного не происходит в Украине. Нет войны. Мы были не согласны. Я и Андрей (Хлывнюк, – ред.) много раз отвечали на вопрос "Почему запретили "Бумбокс?". Но ведь нас никто не запрещал! Сейчас работают гораздо тоньше - люди, которые могут запретить, никаких указов не издают.

- То есть, какой-то специальной бумаги нет?

- Конечно, нет. Ты просто приедешь, и у тебя концерт за 10 минут до начала отменят. Барабанщика не пустят на границе или найдут, что у тебя как-то не так оформлено разрешение на работу.

- В украинской музыке многие группы упираются в стеклянный потолок, и на этом развитие заканчивается. Как "Бумбокс" обошел эту проблему и где был этот стеклянный потолок?

- Он, наверное, и есть. Он в голове. И ты все время пытаешься за собственные флажки перепрыгнуть. В моем представлении, нам не хватает сбалансированного руководства, финансирования, возможно, извне, и нам, наверное, надо расширять штат, привлекая молодых спецов. Хоть штат у нас и так немаленький. Возможно, это бы помогло. На время.

Фото с Facebook Согомонова

- А на что бы пошли инвестиции?

- На создание сильной структуры. Представь, мы сидим и пьем чай, а во время нашего разговора кто-то просчитывал тур "Бумбокса" на год вперед. А потом тур "Pianoбой". И тур O.Torvald. Мне хотелось бы иметь агентов, которым бы я абсолютно доверял, например, в Америке и Канаде.

Чтобы твой собственный, "карманный" продакшн работал над архивом и на год вперед расписывал план: "Сейчас мы запустим фильм о записи альбома "Не прекращай мечтать", потом ролик с Галичем, потом дуэт с Вакарчуком…" У меня есть несколько желаний такого рода. Я бы хотел создать СМИ с хорошей грамотной редакцией, поскольку я какие-то вещи знаю, умею и примерно понимаю, что можно было бы сделать. Я бы хотел сделать что-то вроде телеканала, пусть и в рамках YouTube. Ну, и радио, наверное, было бы интересно.

- Конгломерат выходит.

- Да. Если углубиться в мечты, могу сказать, что мне неинтересно обслуживать только три своих группы, ведь есть еще Джамала, ТНМК, "Океан Ельзи", группа Slayer, Metallica, Mastodon, Everlast, La Coka Nostra и тысячи других. Понятно, что до кого-то ты можешь дотянуться, а кого-то можешь лишь ретранслировать. Но это классно. Рынок надо бодрить.

Почему то, что сделали "Океаны", – это совершенно беспрецедентное событие? Все говорят только об объеме: "Посмотрите, они собрали стадионы". Да, стадионы - это очень круто, это запредельный уровень, но это не главное. Главное, что они показали ребятам, которые сидят сейчас в Каневе или Черновцах: смотрите, это можно делать в Украине. Необязательно быть Red Hot Chili Peppers, чтобы собирать стадионы. Я расцениваю это как победу украинской музыки. Многие друзья мне говорят: "А, ты завидуешь парням". Да, завидую. Эти люди умнее меня, быстрее меня - они научились тому, как надо делать правильные вещи раньше меня. Я им респектую всячески.

- Для меня примерами групп, которые уперлись в тот самый "стеклянный потолок" всегда были "Крихітка", "Димна Суміш", "Гуцул Каліпсо" и многие другие. Что мешает им выходить на действительно масштабный уровень?

- Есть целая плеяда групп, которые сами целиком и полностью виноваты в том, что с ними случилось. А точнее в том, что с ними не случилось. Говорить сейчас об этих людях - это значит обижать их. А это мои друзья. Это вечное стремление украинских музыкантов и не обидеть, и правду сказать. Вот что, на мой взгляд, важно: надо было меньше разговаривать. Саша (Саша Кольцова – солистка группы "Крихітка") в какой-то момент начала рассказывать, что все лейблы плохие, роялти не платят… Да насрать на роялти. Мы тут не ради роялти. Ты либо рубишь - и к тебе приходят люди, либо нет. "Мы записываем новый альбом – никто не умеет работать со звуком", "Мы записываем новый сингл", "Мы собираем на то...", "Мы за экологию", "Мы против того, чтобы ели мясо"… Это, конечно, все очень важно, но дайте нам музыку, ребята. Дайте нам послушать новый материал.

- То есть, ты считаешь, что группы банально мало работают над собственной музыкой?

- Не только над музыкой. Мало работают над собой. Либо сходят с ума от осознания собственной значимости и замыкаются в себе. Я никогда не любил группу "Димна Суміш", но они были культовой бандой. Уезжать только потому, что вас здесь не понимают? А именно об этом говорит Чемеров в последних интервью. Простите, это неправда.

- И он уехал в Америку.

- Уехал, и что, его там понимают? Это не очень красиво с моей стороны, момент перехода на личности, но... Надо работать, несмотря ни на что. Люди думают, что если ты из "Бумбокса", ты приносишь песню на радио и все говорят "Чувак, это так круто - сорок раз в день будем крутить!". Ничего подобного. Ты отсылаешь трек, а люди говорят: "Ну, мы послушаем". И ты говоришь: "Ну, это же мы!". Я шучу, конечно. А тебе отвечают: "Мы подумаем". А что тут думать? Да – да, нет – нет…

Мне кажется, у нас закостенелое мышление. У всех без исключения. Мы так боимся казаться менее значимыми, что перестаем воспринимать новое. Боимся ошибаться. Вот я смотрю на O.Torvald – они больные люди. Они приезжают в 9 утра на репетицию, потом едут записывать песню, потом едут на интервью, потом еще что-то. И я не понимаю, почему они для меня – суперзвезды, и тру-фаны их тоже любят, но они не так известны, как "Бумбокс". Что это? Вопрос времени? Надеюсь. Но в нынешней ситуации я не знаю, на кого опираться, кроме себя и публики. Я знаю только то, что должен все время делать дело. Снять клип, записать песню, сделать альбом, все время работать, без пауз. Это единственный путь.

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

  • @Сергей Гусак +100500 Между ОТорвальдом и Бумбоксом пока разница весьма ощутима в крутости того самого, о чем говорит сам Алексей. Я с позволения переставлю его же фразы в том порядке который объяснит "почему ОТорвальд не бумбокс": -- Они приезжают в 9 утра на репетицию, потом едут записывать песню, потом едут на интервью, потом еще что-то. ... Это, конечно, все очень важно, но дайте нам музыку, ребята. ----

  • Сергей Гусак +100500

  • Дуже мудрі думки від мудрої людини з досвідом!

  • Океан Ельзи геніальні пісні написала і геніальні альбоми випустила(не всі звісно), те саме можна сказати про перший альбом Бумбокса "Меломанія". Тому вони в свій час стали популярними, їх просто хотілось слухати кожен день, і я не думаю шо їх хтось рекламував по всім телевізорам і радіостанціям відразу. О.Торвальд класна група, але особисто я б не назвав їх альбом геніальним (як приклад останній Ти є)

  • в америці групи по пабах співають - не соромляться... там і диски промоутять etc.

  • Каша Сальцова уже обиделась. Написала в Твиттере: "ну у мене є, що сказати, але інколи краще промовчати. І не лише мені"

  • Возникло непреодолимое желание работать на Алексея и помогать ему. Крутой дядя, всяческих удач и побед Вам.

20.11.2018, 01:34
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 28 сентября 2019

    "Кто следующая Гандзюк?": Активисты пришли к Офису президента

     
    • 26 сентября 2019

    "Пожалели его, живой остался, а он теперь в суде свидетельствует", - в суде о расстреле группы спецназначения обнародовали "прослушку" фигуранта

     
    • 21 сентября 2019

    Члены "Демократической сокиры" обратились в миграционную службу относительно тройного гражданства Коломойского

     
    • 18 сентября 2019

    В Киеве поблагодарили бывшего директора Украинского института национальной памяти Вятровича

     
Система Orphus