Как "игра в театр" поможет пережить войну

"Театр для диалога" дает возможность пройти психологическую реабилитацию. Коллективно и самостоятельно отвечая на важные, порой жизненно важные вопросы
Фото facebook.com/theatrefordialogue
26 сентября 201408:27

Как часто мы можем позволить себе остановиться и спросить у незнакомых людей на улице, что они ощущают из-за войны? Страшно ли им? Нужна ли им помощь? Думаю, что ответ очевиден.

На днях в индустриальном павильоне кинотеатра ГогольFest, среди кирпичных стен и деревянных лавок, совершенно незнакомые друг с другом люди с помощью театральной постановки пытались выразить свои мысли и чувства, связанные с войной.

Это была презентация новой концепции социально-политического "Театра для диалога", где актером может стать любой зритель.

С помощью простенького реквизита актерам удается создать образы, навеянные сюрреалистичной украинской действительностью: уже через пять минут после начала работы на сцене стоят Безразличие, Насилие, Жадность, Агрессия и Горе.

Интерактивность, непривычная для классического театра, моментально захватывает зрителя: не секрет, что на сцену хоть раз в жизни мечтали подняться, пожалуй, все. И вот уже они поделились на две мини-труппы, которые сообща поставили сценку о войне.

В одной герой пытался снять квартиру в столице, имея в кармане паспорт с донецкой пропиской. В крыше над головой, несмотря на солидную арендную плату, ему отказали - хозяйка квартиры боялась, что не сможет потом выселить квартиранта.

По сюжету второй, отец троих детей проведал раненого в АТО друга в больнице и неожиданно для себя оказался перед выбором: остаться дома или идти в армию? Защищать семью или страну?

Обе ситуации уже знакомы многим украинцам не понаслышке.

Прелесть "Театра для диалога" в том, что любой зритель из зала может остановить действие на сцене, заменить актера и предложить свое решение ситуации. Вот так просто.

Знаете, как можно уговорить владельца квартиры войти в положение людей, вынужденных бросить свой дом и начать жизнь с нуля?

Вашим идеям здесь будут рады. Вы - хозяин театрального, а заодно и жизненного конструктора: можете построить дом, а можете его разрушить.

- Это хороший способ высказаться. Не только словесно, но и с помощью языка тела, взаимодействия с другими персонажами, - делится впечатлениями 25-летний Захар.

- Сейчас люди оказываются в схожих ситуациях. И очень сложных. Если мы будем говорить о них и вместе искать решения, всем будет легче. Нужно не держать в себе, а обсуждать, - обращается к группе участница Анна.

После небольшого перерыва в следующем акте каждый участник пытается изобразить свой самый большой страх, связанный с войной. Изобразить с помощью жестов и движений. В таком положении актер застывает.

Кто-то из актеров боялся, что его убьют, кто-то - что никто не придет на помощь. Один человек опасался стать плохим и самому навредить окружающим.

Когда в одной безмолвной и недвижимой миниатюре замирают более дюжины человек - с условным оружием в руках, или сжавшиеся в комок от безысходности, - дыхание перехватывает. А ведь это отражение скрытых переживаний чуть ли не каждого второго украинца.

Когда сцена закончилась, у каждого спросили, что он чувствует. Самые плохие ощущения были у тех, кто стоял под прицелом воображаемого оружия.

Честно признаюсь: поначалу мне показалось, что эти упражнения - всего лишь игра. Ведь театр непрофессиональный, а на сцене - не драма Шекспира. Но "Театр для диалога" ценен тем, что он дает практическую возможность и проявить себя, и пройти психологическую реабилитацию, коллективно и самостоятельно отвечая на важные, порой жизненно важные вопросы: переводить ли деньги на счета раненых, идти ли в добровольцы или Нацгвардию, оставляя дома семью, но защищая страну.

- "Театр для диалога" - это формат социально-политического театра. Здесь у каждого человека есть инструменты, как у любого профессионального актера, с помощью которых он может выразить себя, - рассказала сооснователь театра Яна Салахова.

- На "Гогольфесте" мы подняли тему войны. Фан - это фан, но каждый человек должен разобраться, какова его роль в происходящем. Для того, чтобы поняв, где она, применить в нужном направлении свою энергию. Если голос каждого будет услышан, есть шансы, что можно поменять жизнь к лучшему, - уверена она.

Сейчас инициатива набирает обороты: "Театр для диалога" будет работать в местах проживания переселенцев с Востока, а поставленные спектакли покажут всем желающим. И может быть, хотя бы крохотной части этих людей станет легче реабилитироваться.

Идеализм, скажете вы?

Безусловно. Но пробовать и надеяться нам уж точно никто не может запретить.

Завершу рассказ показательным случаем. В середине сентября на станции метро Крещатик мужчина и женщина средних лет вместе, держась за руки, прыгнули с платформы под поезд.

Как стало известно позже, они приехали в Киев из Луганской области, оставив там дом и работу. Супруги не смогли справиться с ситуацией.

Может быть, у них не было средств к существованию.

Возможно, они чувствовали себя одинокими.

Или им просто не с кем было поделиться переживаниями.

Разделы :

КОМЕНТАРІ

13.11.2018, 23:28
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 21 марта 2019

    Суд не задовольнив апеляцію Мангера щодо його відсторонення

    На засіданні 21 березня адвокати озвучили клопотання, в якому попросили скасувати рішення Шевченківського суду Києва

     
    • 21 марта 2019

    В суде озвучили документ о том, как готовилась антитеррористическая операция на Майдане

    На скамье подсудимых по этому делу - бывший руководитель СБУ Киева генерал-майор Александр Щеголев

     
    • 20 марта 2019

    Суд отказался допрашивать так называемых "грузинских снайперов" в деле расстрелов на Институтской

    Адвокат Александр Горошинский подал ходатайство допросить четырех граждан Грузии

     
    • 20 марта 2019

    Прокуроры по делу Ефремова просили суд назначить ему защитников за счет государства

    Заседание по сути было запланировано на 19 марта. На нем адвокаты имели озвучить свой список свидетелей

     
Система Orphus