- Это лучше, чем в реальности. Ты в своем компьютере, а я в своем. Мы соединены с помощью компьютерных схем. Здесь мы в безопасности.
Чем не метафора о российском виртуальном мире: СМИ врут, "компьютеры" врут, а люди млеют от радости в этом радужном мире. Млеют и утопают в глобальной информационной дыре.
Такое тоталитарное общество будущего высмеивает культовый режиссер Терри Гиллиам в своем фильме "Теорема Зеро".
Безумный ученый Коэн Лет (в исполнении оскароносного Кристофа Вальца) трудится в главной лаборатории страны. Все сотрудники тут очень заняты: постоянно играют в тетрис. На мониторах кубики из старой-доброй детской игры. Все счастливы и ничего не хотят менять.
Но однажды Менеджмент - власть, которую здесь называют в углу и шепотом - поручает Лету доказать таинственную "теорему зеро", вывести формулу "о тупой бессмысленности человеческой жизни". При этом Коэн Лет, пожалуй, единственный, кто еще во что-то верит и ждет звонка от неизвестного, который однажды чуть не рассказал ему всю правду о жизни..., но звонок оборвался.
Гиллиам в своих фильмах всегда задает вопросы, а не дает на них ответы.
- Меня то и дело уличают в том, что я пытаюсь протащить в фильмы слишком много идей, но речь ведь идет о фантазии. А разрозненные идеи зритель, хочется верить, соберет сам, - признался он как-то в интервью.
Грешно не попробовать. Тем более, что кино создано от руки и похоже на вычурное кондитерское изделие, которое хочется даже не пощупать, а лизнуть, по примеру детей, которые поначалу так и познают мир.
Фильм вкусен, но его мир оказывается бутафорно-пластмассовым. Познавать нечего: вокруг хорошо спланированное большими корпорациями настоящее. Все под контролем. У распятого Иисуса вместо головы видеокамера. Они же в ванной, в микроволновке и на остановке у автобуса.
Корпорации контролируют всю жизнь, даже самое интимное. В снах главный герой Коэн проваливается в черную дыру, а в реальности к нему заглядывает секси-француженка с предложениями покутить на тропическом острове, созданным компьютером и фантазией.
- И без физического проникновения-прикосновения, и безопасно.
Искусственная реальность, созданная корпорациями, подобно черной дыре поглощает лишние человеческие желания и голоса. Оставляя вымышленный остров в голове, где так легко подбрасывать в небо радужный мяч.
Не это ли происходит, когда пляжи Рио-де-Жанейро в русских новостях превращаются в пляжи Крыма, утопающие в туристах? Или когда фото со съемок российского боевика "Мы из будущего" выдают за реального кровожадного украинца?
Люди хотят зрелищ, а не сомневаться.
Российские медиа-реквизиторы такие зрелища дают, и россияне не ждут звонков от неизвестных, которые расскажут, какова на самом деле жизнь.
А может им стоит позвонить?
Родственникам, друзьям-знакомым, например. И если рассказать о том, что происходит на самом деле в Украине. Может, их не засосет в черную дыру и они перестанут быть инструментом в чужих руках.