10 знаковых альбомов в истории современной украинской музыки

10 альбомов, которые обязательно должен послушать каждый
Фото: Юрій Стефаняк
1 сентября 201414:00

Выделить 10 знаковых альбомов в истории современной украинской музыки оказалось не так просто. К счастью, не потому что их слишком мало, а потому что пришлось нещадно отбрасывать отличные варианты.

Например, какой альбом стоит выделить – "Музичний лист щастя" "Тартака", на котором выросло целое поколение молодежи, или "В країні ілюзій" "Димної Суміші", которые первые вывели гранж на уровень мейнстрима в Украине? "Синдром Бажання"  группы ТОЛ, как первый массовый "тяжеляковый" альбом, или "Werewolf" Esthetic Education, который зачал украинскую инди-музыку?

Таких дилемм было намного больше, но мы все же взяли на себя смелость и выделили 10 альбомов, которые значительно повлияли на музыку и культуру в нашей стране.

Это не рейтинг и не константа. Это 10 альбомов, которые обязательно должен послушать каждый, чтобы понимать, что собой представляет украинская музыка в целом. Альбомы располагаем в хронологическом порядке.

 

 

1. "Брати Гадюкіни" – "Всьо Чотко!" (1989)

"Гади" - феномен украинской музыки. Группа организовалась в 1987-м, а уже в 1989-м, после выхода дебютной кассеты (да, тогда еще кассеты) "Всьо Чотко!", собирала стадионы.

Популярность шла впереди группы. Несмотря на суржик, диалектизмы и откровенно наркоманскую тематику многих текстов, за 6 лет активной деятельности "Гадюкіни" успели стать воистину культовыми.

"Всьо Чотко!" - дебютник, вышедший на кассете в 1989 году, за два года до того, как Украина стала независимой. Именно этот альбом заложил этнически-ориентированный вектор в украинскую рок-музыку. 

Практически все мало-мальски известные украинские музыканты впоследствии говорили о влиянии "Гадов" на их музыку (к слову, приблизительно такую же роль в американской музыке отыграл Neil Young).

Во "Всьо Чотко!" сосредоточены масса аллюзий на лучшие примеры мирового рока, безграничный стеб над собой и адаптация украинских народных мотивов. Этот альбом стоит слушать хотя бы ради того, чтобы понять, откуда растут ноги украинской рок-музыки в целом.

Обязательно послушать: "Приїдь до мене у Мостиська", "Наркомани на городі", "Чуваки, всьо чотко!".

 

 

2. "Скрябін" – "Технофайт" (1993)

Последние лет 10 группа "Скрябін" пишет поп-музыку, не особо отягощенную претензией на оригинальность. Но в 1993 году Кузьма, Шура и Рой в подвале студии в Новояворивське записывали, пожалуй, первый знаковый альбом в истории украинского электро-попа.

Честно говоря, в 2014 году "Технофайт" слушать довольно сложно. Слишком режут слух примитивные электронные инструменты и плохое качество записи.

Но на тот момент это была настоящая революция. "Технофайт" доказал, что в украинской поп-музыке есть место не только постсоветской эстраде. В украинской поп-музыке появились дерзкие ребята, играющие очень странную музыку, которая пришлась по вкусу аудитории.

По сей день этот альбом остается в плеерах меломанов. Например, спустя 20 лет после выхода альбома "Танець Пінгвіна" обрела новую жизнь благодаря каверу Вани Дорна.

Обязательно послушать: "Бреши мені вголос", "Танець пінгвіна", Train.

 

 

3. "Воплі Відоплясова" – "Музіка" (1997)

ВВ – еще один феномен украинской музыки. Каким-то чудом им удалось стать проповедниками "шароварщины" и первой инди-фолк группой в Украине одновременно.

Основаны "Воплі" были еще раньше, чем "Скрябін" и "Брати Гадюкіни". Но путь их пролегал не только через Дворцы культуры УРСР, а также через европейские, а особенно французские клубы  и фестивали. По сути, ВВ стали первой крупной украинской группой с международным опытом концертной деятельности.

Что украинцу танцы под водочку, то французу – этно-фолк. Руководствуясь этим принципом, Скрипка покорил Европу украинскими традициями и, чего уж там, стереотипами. И все же, творческой энергии "ВВ" хватало на куда большее, чем танцы с баяном и перепевки народных песен на рок-мотив. Так и родились "Хвилі Амура" в 1994-м и "Музіка" в 1997-м.

"Музіка" - это квинт-эссенция ВВ. Скетчи Скрипки между песнями, благодаря которым скрепляются части альбома, основательный подход к аранжировкам, роковый флер, сквозная украинская стереотипность, тонкий стеб и ирония над самими собой.

"Музіка" вывела "ВВ" в авангард украинской музыки за счет эпатажности, яркости и качества. "Весна" стала самой известной песней в репертуаре группы и по сей день является главным хитом на концертах (для особо искушенной публики, она уступает только "Танці").

Из побочного – усилила стереотипное восприятие всего украинского, которое удалось разрушить много позже.

Обязательно послушать: "Весна", "Юра", "Музіка", "Їхали козаки".

 

 

4. "Океан Ельзи" – "Суперсиметрія" (2003)

В 2000 году выходит "Янанебібув" группы "Океан Ельзи". Этот момент можно считать датой рождения украинского массового поп-рока. Три альбома подряд: "Янанебібув" (2000), "Модель" (2001) и "Суперсиметрія" (2003) стали, без преувеличения, легендарными.

Спустя 11 лет во время эпохального тура в честь 20-летия группы, стадионы всех больших городов Украины хором пели все (!) песни, исполняемые из этих альбомов, зная их наизусть. Популярность "ОЕ" трудно переоценить. "Золотой состав" до сих пор считается идеальным сочетанием концертной подачи и искреннего творчества.

"Суперсиметрія" стал вершиной творчества "Океанов". Это не просто альбом, это история, комплексная и богатая. Каждая, подчеркну, каждая песня в этом альбоме жива до сих пор. В нем нет проходных вещей. В нем есть потрясающие переходы (например, между "Мене" и "Для тебе"). В нем есть размах ("Майже весна") и поразительно близкая каждому лирика (Susy).

Песни с этого альбома крутили на поп-радиостанциях ("Холодно"), на рок-радиостанциях ("Кішка") и даже на шансоне ("Леді"). Этот альбом стал всенародным, а количество подражателей ОЕ начало зашкаливать (не говоря уже об уличных гитаристах, которые начали играть эти песни сплошь и рядом).

Творчество ОЕ буквально вылилось через край, что привело к распаду группы. Впрочем, на осколках "золотого состава" родилась не одна, и не две отличных украинских группы.

"Океан Ельзи" наконец смогли разорвать порочный круг этно-тематики в украинской рок-музыке и приблизили украинскую музыкальную культуру к мировым стандартами.

Они доказали, что можно стать первой группой страны, не используя избитых стереотипов.

 

 

5. 5’nizza – "Пятница" (2003)

Сережа Бабкин, Андрей "Сан" Запорожец и акустическая гитара. Этого оказалось достаточно, чтобы сколотить совершенно уникальный, даже по мировым меркам, коллектив.

В то время, как "Брати Гадюкіни", "Скрябін", ВВ и "Океан Ельзи" – из Западной Украины, 5’nizza – представители так называемой "харьковской тусовки", из которой впоследствии вышел целый ряд талантливых музыкантов и писателей (ТНМК, Pur:Pur, "Оркестр Че", Lюк, Сергей Жадан, Сашко Ушкалов и т.д.).

Максимально простые мелодии, построенные на четырех аккордах, растафарианские тексты, множество аллюзий, злободневная тематика. Неожиданно для самой "5’nizza", они приобрели феноменальную известность.

"Пятница" (2003) фактически был вторым альбомом после самиздатовского "Анплаггед", но формально – первым.

"Пятница" способствовала распространению в Украине регги и дворовой гитарной музыки. Сложно представить, какое количество людей училось играть на гитаре, разучивая "Стрелу" или "Солдата".

Песни разносились по Украине и России с "вирусным" эффектом. Нередко можно было встретить человека, который знал тексты наизусть, но при этом ни разу не слышал аудио.

Группы, которые пытаются "делать Пятницу" появляются с завидной регулярностью, но ни одного даже близкого аналога сколотить так и не удалось.

Группы Сергей Бабкин и SunSay смогли занять свои ниши в музыкальной среде, но как бы то ни было, сольные проекты так и не смогли превзойти сразу же ставшую легендарной группу 5’nizza.

Обязательно послушать: "Весна", "Я не той", "Стрела", "Ямайка", "Нева".

 

 

6. Руслана – "Дикі Танці" (2003)

И дело даже не в Евровидении. Руслана смогла облагородить шароварщину на массовом уровне. Предыдущий лонгплей "Мить весни" был очень милым и очень в духе ранней украинской попсы, хотя уже тогда Руслана начала формироваться, как мощная и самостоятельная поп-исполнительница.

"Дикі танці" стали настоящей сенсацией. По проторенной ВВ дорожке украинские мотивы в красивой обертке отлично зашли за рубежом. Первая в истории Украины победа на Евровидении, да еще и такая яркая.

Но заслуга Русланы и этого альбома в первую очередь в глубоком и осмысленном подходе к народному творчеству. Те же темы были у "Гадюкіних", но в совершенно другом формате.

Если "Гади" стебались, то Руслана подавала коломийки и аркан с абсолютной серьезностью. Она показала, что народное наследие – это не константа и не груз, а материал, из которого при желании можно лепить прекрасные разнообразные вещи.

Что мы наблюдаем сейчас в моде и дизайне – трансформация украинского пришла только с появлением хипстеров, после Евромайдана и последующих событий.

В музыке Руслана привила моду на этнос еще в 2003-м, именно поэтому "Дикі танці" смело можно назвать одним из самых знаковых в истории украинской музыки.

Обязательно послушать: "Знаю я", "Коломийка", "Аркан", "Це - любов".

 

 

7. "Танок На Майдані Конго" – "Пожежі Міста Вавілон" (2004)

Первые попытки писать музыку Фоззи и Котя предприняли в 1989 году. Спустя 9 лет вышел "Зроби мені хіп-хоп" - пожалуй, первый массовый украинский хип-хоп альбом.

ТНМК быстро заняли нишу менйстримового хип-хопа и репкора на украинский манер, имея в конкурентах разве что "Тартак". В 2001-м последовал "Нєформат". В 2004-м – "Пожежі міста Вавілон" - пожалуй, самый известный и комплексный альбом в творчестве группы. Последний при участии Эдуарда "Дили" Приступы.

ТНМК пошли намного дальше, чем большинство хип-хоп исполнителей. Сохраняя в себе магию уличной музыки, они оснастили ее глубокими аранжировками, взяли в команду не только диджея, но и полноформатный рок-коллектив, расширили спектр описываемых в текстах проблем.

Хватало всего: и здоровой самоиронии, и критичной любви к своей Родине, сродни страданиям Ивана Яковлевича Франко, и мощных рок-боевиков, и этно-фолковых мотивов.

Особый интерес представили скетчи между песнями, которые сделали из альбома не просто сборник рассказов об Украине, а целый роман, с сюжетной линией и ярко выраженной проблематикой.

Песни из этого альбом спустя 10 лет не только не потеряли актуальность, а обрели новые смыслы ("Файна Юкрайна", "Homo Ukraines", "Вавілон").

Обязательно послушать: "Арешт", "Ч/Б", "Вода", "Іво Бобул".

 

 

8. "Тартак" – "Музичний лист щастя" (2004)

"Тартак" всегда больше тяготели к рэпкору, чем к хип-хопу, в отличие от ТНМК. За счет этого им удалось создать большую базу фанатов, многие из которых были представителями праворадикальной молодежи или фанатских организаций.

Недаром такую популярность приобрела песня "Хулігани" из "Музичного листа щастя".

Параллельно с выходом альбома в стране разгорелась Оранжевая революция. Песня "Я Не Хочу" стала одним из лейтмотивов тех событий. Сложно было найти человека более авторитетного в молодежной среде, чем Сашко Положинский. Свой авторитет он сохранил и во время событий 2014 года.

"Музичний лист щастя" стал самым богатым на хиты и на общественный резонанс. Все попытки играть подобную музыку у большинства других украинских групп разбивались об отвратный звук, бестолковые тексты и перебор с тяжелыми гитарами.

"Тартак" нашли идеальный баланс и сделали, пожалуй, самый знаковый рэпкор-альбом в истории независимой Украины.

Обязательно послушать: "Хулігани", "Стільникове кохання", "Я не хочу", "Наше літо".

 

9. "Бумбокс" – "Меломанія" (2005)

5’nizza показала Украине, что такое рэгги, ТНМК проторили дорожку семплированному хип-хопу по-украински, "Тартак" вывел в свет "Муху" и "Валика", а в результате родился "Бумбокс".

Самая молодая из всех групп, указанных в этом списке, "Бумбокс" появился в 2004 году. В первом составе, которым были записаны три альбома, участниками были трое: Андрей Хлывнюк, Андрей "Муха" Самойло (бывший гитарист "Тартака") и Валентин "Валик" Матиюк (бывший диджей "Тартака").

"Меломанія" стала очередным вызовом форматности украинского шоубиза. "Бумбокс" пели про отношения в сети ("Супер-пупер"), про проблемных подростков ("Бобік"), про все то, что волновало молодежь на тот момент.

В отличие от большинства групп, "Бумбокс" не пытались давить на украинскую тематику. Интернациональная группа с интернациональными текстами.

В какой-то мере, "Бумбокс" – это вторая 5’nizza, только с ди-джеем. Такие же простые мелодии, проникновенные тексты и мгновенная всенародная популярность. Три альбома подряд, "Бумбокс" уверенно набирали до того момента, пока не решили сменить формат и стать Bumbox Family с полным звуком. Большинство фанатов первых альбомов до сих пор не могут простить группе это решение.

"Меломанія" пошла, как бальзам на душу украинской публике, немного уставшей от проукраинских мотивов, восставших с новой силой после Оранжевой революции.

"Бумбокс" смог оказаться в нише и популярных, и рок, и хип-хоп исполнителей. А тексты "Меломанії" до сих пор сами всплывают в голове с первыми аккордами песен.

Обязательно послушать: "Бета-каротин", "Діагноз", "Рожеві сиропи", "Гайки з Ямайки".

 

 

10. Esthetic Education – Werewolf (2007)

Единственный англоязычный альбом в этом списке, который, впрочем, смог опередить свое время. В тот период, когда об инди-музыке в Украине никто еще не слышал, а англоязычные треки украинских исполнителей крайне редко светились где-то, кроме как на их репетициях, Esthetic Education смогли выдать один из самых красивых альбомов в истории украинской музыки.

Очевидно, что без "Океан Ельзи, "эстетиков" бы не было. Но поразительно то, в какую нишу ушли Шуров и Хусточка во главе с Луи Франком, когда получили творческое раздолье. Werewolf стал вторым и последним альбомом интернационального коллектива, который просуществовал всего 4 года.

Werewolf прекрасен во всех смыслах: потрясающие клавишные партии Шурова, харизматичный вокал Франка, цепкий бас Хусточки, общая идея и настроение каждой песни.

Сама группа называла его своим "первым настоящим альбомом". Качество этого материала явно выходило за пределы Украины. Популярность Esthetic Education тоже прорывалась на международный уровень.

Но что-то пошло не так. "Эстетики" распались, а Werewolf задал новую планку для украинских групп, до которой после 2007 года почти никому не удалось дотянуться.

Обязательно послушать: Unbelievable, Crucify, Mercury Rising, Broken Arrow, Shedry Shedryk.

 

Уже после написания данного текста бросилось в глаза то, что все указанные альбомы были написаны до 2008 года. Почему за целые 6 лет не появилось альбомов, которые можно было бы смело включить в этот список – пожалуй, главный вопрос для украинской музыки на данный момент.

Да, многие считают, что альбомный формат умирает. Да, СМИ перестали действовать так, как это было еще 4-5 лет назад. Да, мало кто заинтересован в развитии непопсовой музыки в стране.

Но как показывает пример этих десяти альбомов: каждый из них не подпадал под "форматность". Каждая из этих групп делала то, что считала нужным, не особо ориентируясь на общественное мнение. Если бы "Гадюкіни" парились о том, что о них будут думать, вряд ли бы мы услышали "Всьо Чотко!". Если бы ВВ или "Океан Ельзи" прислушивались бы ко всей критике в их адрес, то эти группы должны были бы распасться еще до 2001 года.

Секрета успеха нет. Но очевидно, что во всех случаях к "знаковости" приводил основательный и комплексных подход к созданию альбома, ориентация на свою идею и главное - этим группам было что сказать.

И их голос оказался не только услышан, но и стал фундаментом для дальнейшего развития музыки и культуры в Украине.

Разделы :
Если вы заметили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

КОМЕНТАРІ

  • Здорово написано. Очень емкая статья и с явной любовью к укр шоу-бизу, который, конечно, немножко хромает. согласна во всем. а насчет комментов - ну автор же ясно назвал статью - 10.... если всех включать, это будет не 10. Ни Скай, ни Лама ничего нового не привнесли, хтя песни у них есть хорошие, даже очень. Вйо - это уж явно не прорыв, а скорее, ответ на требования масс-культуры, не особо отягощенной вкусом. Бурмака - да, но опять же, прорыва не было, если сравнить просто по популярности Бурмаку и ОЕ... ну нет смысла даже дальше что-то говорить. Автор описал тех, о ком знают все, в том числе за рубежом знают. так что респект автору!!! Я бы еще попросила вас написать статью именно о новых укр группах и отдельных исполнителях, прям вот за 2015 или 2014 год. И почаще делать обзоры)

  • Здорово написано. Очень емкая статья и с явной любовью к укр шоу-бизу, который, конечно, немножко хромает. согласна во всем. а насчет комментов - ну автор же ясно назвал статью - 10.... если всех включать, это будет не 10. Ни Скай, ни Лама ничего нового не привнесли, хтя песни у них есть хорошие, даже очень. Вйо - это уж явно не прорыв, а скорее, ответ на требования масс-культуры, не особо отягощенной вкусом. Бурмака - да, но опять же, прорыва не было, если сравнить просто по популярности Бурмаку и ОЕ... ну нет смысла даже дальше что-то говорить. Автор описал тех, о ком знают все, в том числе за рубежом знают. так что респект автору!!! Я бы еще попросила вас написать статью именно о новых укр группах и отдельных исполнителях, прям вот за 2015 или 2014 год. И почаще делать обзоры)

  • Здорово написано. Очень емкая статья и с явной любовью к укр шоу-бизу, который, конечно, немножко хромает. согласна во всем. а насчет комментов - ну автор же ясно назвал статью - 10.... если всех включать, это будет не 10. Ни Скай, ни Лама ничего нового не привнесли, хтя песни у них есть хорошие, даже очень. Вйо - это уж явно не прорыв, а скорее, ответ на требования масс-культуры, не особо отягощенной вкусом. Бурмака - да, но опять же, прорыва не было, если сравнить просто по популярности Бурмаку и ОЕ... ну нет смысла даже дальше что-то говорить. Автор описал тех, о ком знают все, в том числе за рубежом знают. так что респект автору!!! Я бы еще попросила вас написать статью именно о новых укр группах и отдельных исполнителях, прям вот за 2015 или 2014 год. И почаще делать обзоры)

  • Здорово написано. Очень емкая статья и с явной любовью к укр шоу-бизу, который, конечно, немножко хромает. согласна во всем. а насчет комментов - ну автор же ясно назвал статью - 10.... если всех включать, это будет не 10. Ни Скай, ни Лама ничего нового не привнесли, хтя песни у них есть хорошие, даже очень. Вйо - это уж явно не прорыв, а скорее, ответ на требования масс-культуры, не особо отягощенной вкусом. Бурмака - да, но опять же, прорыва не было, если сравнить просто по популярности Бурмаку и ОЕ... ну нет смысла даже дальше что-то говорить. Автор описал тех, о ком знают все, в том числе за рубежом знают. так что респект автору!!! Я бы еще попросила вас написать статью именно о новых укр группах и отдельных исполнителях, прям вот за 2015 или 2014 год. И почаще делать обзоры)

  • ukrajins'ka Bilyk "OMA"

  • Панство, чому не згадуєте про Катю Chilly і гурт ДахаБраха ? Це ж дві вельми самобутні фолкові сенсації в сучасній українській музиці. Також у перші ряди хіт-параду можна було включити альбом "Я професійний раб" Тараса Петриненка.

  • Ще би сказала, що для мене найкращій альбом ОЕ це Міра :)

  • Чотири роки вивчаю українську мову і уже почила 9 з цих 10 альбомів (не знала про Esthetic Education). Я би сказала, що взагалі у вас є дуже добра музика, чудові музиканти, але найкращі для мене - Океан Ельзи! Я мала велике щастя побувати на концерті минулого року. А чому в класації немає Плач єремії і Мері ? Ще мені дуже, дуже подобається група Mad Heads XL.

  • Згодна щодо "Табула Раса", "Рлач Єремії", "Thе Вйо", додала б ще Марію Бурмаку. Перелік може бути продовжений. Але автор написав гарну статтю, де дуже правильно сказав: головне мати що сказати, мати ідею подачі інформації і не лякатися що хтось щось не сприйме. Так у будь-якій твочій роботі.

  • А где Плач Єремії?

  • Лама, Борщ, Бурмака. а у ОЕ не Суперсиметрія, а Янаненбібув

  • ному вниз, всяк випадок, мертвий півень, джек фрост, актус, гайдамаки, зе вйо,, табула раса, та ще багато інших участі в становленні української музики не приймали, ага...

  • кому вниз, всяк випадок, плач єремії, мертвий півень, актус, гайдамаки, табула раса, джек фрост та інші участі в становленні української музики не приймали, ага. (і це тільки те шо зразу згадав з року)

  • Стаття сподобалась. В самого не раз в думці було зібрати схоже "до купи". Дійсно шкода, що не зачепили The Вйо - Ганжа, хоча так масово як інші зі списку, він не розійшовся. І, звичайно, не включити в список ТІК, не можна було. Їхня творчість стала народною, вони зуміли блискавично змінити Сердючку на масових гулянках і весіллях, "Олені", "Вчителька", україномовна версія мегавідомої композиції Юри Шатунова "Білі троянди" співає вся країна.

  • хто такий скрябін,? шо за журналіст пише? припиніть будь ласка. міг би стати гарним агрономом...

  • хто такий скрябін,? шо за журналіст пише? припиніть, будь ласка. міг би стати гарним агрономом...

  • Буду краток: гавно это, а не музыка.

  • отличная статья, отлично написано! я бы добавила еще Lama )

  • Гади перші - все в порядку, точніше - Всьо чотко!

  • Абсолютно не згоден. А де "Ганжа" гурту The Вйо? Якраз замість Бумбокса бола би в тему.

  • чому не згадали перший альбом "Ворожка" (1989) співачки Русі (Ірини Осауленко) ?????? адже до його появи на дискотеках не було УКРАЇНОМОВНОЇ сучасної музики. саме Руся, своєю творчістю , створила цілий напрям україномовного попу. саме вона збирала цілі стадіони шанувальників української музики по всій Україні ! до речі альбоми Русі вийшли в Канаді, США, навіть Росії ! і лише зовсім недавно збірку кращих її пісень видала мистецька агенція Наш формат" у Києві. Руся була першою ! !!!!

  • у Тартака більше подобається "Опір матеріалів", додав би у список саме його, а не "Музичний лист щастя", але на колір і смак...

  • Я бы добавил бы ещё пару альбомов Lama, С.К.А.Й. и "Тінь сонця"

  • Імо, ВВ із Києва, а не із Західної України.

  • чудова підбірка. Тема вибухонебезпечна, але - о диво! - мій особистий топ на 90% збігається. респект

  • "Благодаря Гадюкіним появились группы "Плач Єремії""СЕРЙОЗНО??

1.12.2018, 00:21
Добавить

ГЛАВНАЯ ПОЛОСА

    • 31 марта 2020

    Land Rover, Lexus и элитные часы: что задекларировал новый глава Минздрава

     
    • 31 марта 2020

    Авто за миллион гривен и наличные: что задекларировал новый заместитель Венедиктовой

     
    • 30 марта 2020

    Рада поддержала "антиколомойський" законопроект

     
    • 30 марта 2020

    Рада со второй попытки избрала руководителей Минздрава и Минстерства финансов

     
Система Orphus