"Ми ж не можемо організувати гетто в Києві"

У другій частині інтерв'ю з розробником Генплану - керівником комунальної організації "Інститут Генерального плану Києва" Сергієм Броневицьким - читайте про те, що чекає на місто в найближчі десятиліття
Фото: прес-служба Інституту Генерального плану Києва
5 листопада 201309:49

Первую часть интервью о скандальных землеотводах и стройках в Киеве, а также о том, почему город не будет развиваться за счет области можно прочитать здесь.

Архитектура

Почему в Киеве настолько убогая современная архитектура, хотя всегда была сильная школа архитекторов?

- Почему вы так считаете? У нас есть интересные здания. Знаете, архитектура ведь - понятие довольно субъективное. Мне кажется все не так страшно. Тем более именно сейчас, я уверен, количество начнет переходить в качество. Смотрите: квадратными метрами в Киеве уже никого не удивишь - квартиры покупаются не теми темпами, как хотелось бы девелоперам. Поэтому каждый проект пытается выделиться, в том числе архитектурой. Второй фактор - началась комплексная застройка территорий. Свободной земли в Киеве осталось на 3-5 лет, и инвесторы вынуждены застраивать промзоны и проводить реновацию пятиэтажных зданий. В этом случае создается вся инфраструктура - вы продаете уже не просто квартиру, а определенный стиль жизни: красивую архитектуру, парковки, детские и спортивные площадки и т.д. В конце 1990-х я работал вице-президентом "Киевгорстроя" и хорошо помню, каким спросом пользовались квартиры на Оболонской набережной - это как раз один из примеров комплексной застройки.

Вам самому какие проекты в Киеве нравятся?

- Мне с точки зрения архитектуры нравится, например, отель Fairmont на Подоле, реконструированная гостиница "Лейпциг", жилищный комплекс "Комфорт Таун".

Есть мнение, что одна из причин нарушения архитектурных канонов - корупционная. Ведь за эстетику зданий отвечает Градсовет, который согласовал проекты зданий, которые не вписываются в архитектуру города...

- Вы правы, так было до 2010 года. Но сейчас, по закону, не обязательно согласовывать проект на Градсовете, только если этого хочет сам заказчик. Сейчас Главное управление архитектуры утверждает градостроительную документацию и определяет функцию и параметры конкретного земельного участка. Если инвестору подходят эти условия, он запрашивает градостроительные условия ограничений и строит в соответствии с ними.

Одна из экспозиций в PinchukArtCentre

То есть внешний вид никак не регулируется?

- Нет и не бойтесь этого - это полностью соответствует европейской практике.

Там, наверное, уже просто привит вкус... Благодаря чему у нас ситуация должна измениться?

- Только благодаря конкуренции. Мы иногда в правилах будем прописывать требования к фасадам. Но во многих европейских городах, например, во Франкфурте, этого не делают уже много лет. Просто архитектурные бюро отвечают в этом случае своей репутацией и лицензией.

Высотность

- Вы разрешили строить в центре города шестнадцатиэтажки вместо восьми. Зачем?

- Это не совсем так. Ограничение в восемь этажей действительно указано в действующем Генплане. Но там есть оговорка, что эта норма начнет действовать "в отдаленной перспективе". То есть абсолютно не понятно когда - через 2 или 20 лет. Этим пользовались девелоперы, которые в центре города построили небоскребы. Мы, наоборот, вводим ограничение в 9 этажей для всей центральной исторической части, при этом создаем буферную зону - от Лавры до Софии, где любое новое строительство запрещено. Применить эту норму для всего центра нельзя - на улицах Красноармейской или Леси Украинки большая часть домов уже шестнадцатиэтажные. Даже Крещатик выше 8 этажей, мы же не станем его сносить?

- Но ведь центр и так стоит в "пробках". Почему не приостановить новое строительство, пока не будет решена транспортная проблема…

- Это было бы ошибкой. Каждый период должен оставить свой след в архитектуре. В центре нужно строить - так делают во всем мире. Другое дело, что новые здания должны возводиться с ограничениями по высотности.

 

 Плотность

Критики Генплана указывают, что теперь в Киеве увеличится высотность и плотность застройки. Зачем это делается?

- Это неправда. Уплотнения жилой застройки не произойдет. Мы нашли свободные территории на Оболони и Осокорках, используем сельхозземли, участки военных частей и промзон, а также проведем реновацию пятиэтажной застройки. Земли под строительство Киевсовет уже выделил. Это 28 млн кв м жилья. Для сравнения: сейчас в Киеве 62 млн кв м. Даже после строительства этих домов средняя плотность населения у нас составит не более 300 человек на гектар, а по госнормам допустимый показатель - 550. В новых районах он будет достигать 450, это - правда, но у нас масса территорий, застроенных пятиэтажками, там плотность всего 150 человек на гектар.

А вам не кажется, что в Киеве уже живет столько людей, что его трудно назвать комфортным?

- А кто сказал сколько достаточно? Вы - киевлянин? Вот и я тоже. И хорошо помню город 20 лет назад - было комфортно и просторно. Но обвинять приезжих в том, что город изменился, - неправильно.

Нет, не приезжих, естественно. Когда нет работы в регионах, люди едут в Киев. Но строительство жилья ведь тоже помогает этому процессу?

- Проблема не в этом. Плотность населения у нас гораздо ниже, чем в Берлине, Париже или Москве. Просто в Киеве при этом гораздо меньше станций метро, магистральных дорог, развязок и паркингов на квадратный километр. Поэтому кажется, что город перенаселен.

Так прекратите строить жилье пока не создадите инфраструктуру!

- Но людям ведь не хватает жилья, причем как приезжим, так и киевлянам. Мы же не можем организовать гетто в Киеве. Сейчас у нас средний показатель обеспеченности жильем - 20-22 кв м на человека. Если население в Киеве вырастет до 4 млн человек, как ожидается, а новое жилье при этом не будут строить - получится 15 метров на человека. Для сравнения: в странах ЕС доходит до 50-ти. Кроме того, мы же не можем остановить строительный бизнес в городе. Так нельзя. Другой вопрос, что нужно запретить строительство высотных зданий в центре и стимулировать строительство офисных центров на Левом берегу. Это мы и делаем.

 Работа рядом с домом

- Почему вы в Генплане предлагаете строить офисы на Левом берегу?

- В Киеве 60% рабочих мест расположены в центре города. При этом 38% населения живет на Левом берегу. Поэтому транспортную проблему только за счет строительства мостов и дорог мы не сможем решить - нужно уменьшить эту диспропорцию. Мы определили несколько больших земельных участков на Левом берегу, где предлагаем строить офисные центры. Это принцип, который применяется во многих европейских городах, - работа рядом с домом.

А вы уверены, что в этом случае не получится так, что жителям Правого берега нужно будет ездить на работу на Левый?

- Может быть. Это будет понятно, когда мы разработаем транспортную схему города. Сейчас у нас есть только диаграммы пассажирских и транспортных потоков. Мы понимаем, что к 2020 году этот дисбаланс полностью нивелировать не выйдет. Но первые шаги мы сделаем благодаря строительству бизнес-центров Kiev City на Позняках и еще одного проекта на Троещине.

 Транспорт

Когда в Киеве исчезнут "пробки"?

- Это вполне реально сделать в ближайшие 15 лет. В Киеве будет построено около 30 двухуровневых развязок, закончен Подольский мост и появится еще два перехода через Днепр. Мы рассчитываем строить по две развязки и станции метро в год. В принципе, столько мы строим уже сейчас. В ближайшие два года появятся двухуровневые развязки на Ленинградской площади, возле метро "Шулявская", на пересечении набережной с Верхним и Нижним Валами. Кроме того, мы достроим кольцевую дорогу от площади Шевченко до Оболони, где также появится двухуровневая развязка.

Простите, а о каких развязках и станциях метро, построенных за год, вы говорите? Открывались только объекты, которые начали строить до вас.

- Да, но сдали их в эксплуатацию мы. Строить медленнее уже просто нельзя - Киев сильно отстал в развитии инфраструктуры.

Карта: kievgenplan.grad.gov.ua

- Почему в Генплане вы предлагаете строить тоннели, а не мосты через Днепр, это ведь гораздо дороже?

- А вы знаете почему в центре Мюнхена, например, четырехполосную дорогу загнали под землю? Мы не можем принимать решения только исходя из цены, это еще и вопрос комфорта для жителей. На самом деле в Киеве пока не решено, что будут строить - тоннели или мосты. В Генплане мы называем это Северным и Южным переходами через Днепр. Когда город привлечет финансирование под проекты, мы разработаем ТЭО и определим, что это будет. Естественно, тоннели дороже мостов, но в этом случае, например, не нужно выкупать большие площади земель по обоим берегам Днепра. Кроме того, Южный переход запланирован на территории заказника - если там сделать мост, мы уничтожим природу.

Вы рассчитывали построить метро на Троещину за кредит ВЭБа. Но до сих пор так и не договорились. В чем проблема?

- Мы убеждены, что метро должно строиться за бюджетные средства. Понятно, что это не произойдет за год, но постепенно мы можем построить это за свои деньги. Было бы здорово привлечь кредит, но пока переговоры еще ведутся.

Хорошо, но когда появится метро на Троещине и почему вы предлагаете строить его по улице Маяковского, а не Бальзака - это ведь минимум в три раза дороже?

- По Бальзака, конечно, дешевле. Но по ней сейчас ездит скоростной трамвай, и наши расчеты показывают, что нужны оба вида скоростного транспорта - одним метро мы Троещину не вывезем. Улица Маяковского - это тело района, если метро пройдет по ней, то в зоне пешеходной доступности окажется около 70% района. А если по Бальзака - мы охватим соседнее село Троещина, но при этом только 30% жилого массива. Кроме того, мы решили пустить ветку не в сторону зеленой зоны, а будущего бизнес-центра - территории в 350 га по улице Закревского. Если там появится метро - это повысит инвестиционную привлекательность проекта.

 Карта: kievgenplan.grad.gov.ua

Вы рассчитывали, как вырастет нагрузка на общественный транспорт? По утрам метро и маршрутки уже сейчас переполнены.

- Точных расчетов у нас пока нет. Но, очевидно, нагрузка вырастет, так что единственный выход - открывать новые станции и запускать маршруты. В ближайшие 15 лет мы построим на Левом берегу Воскресенскую ветку метро на 18 станций. А в отдаленной перспективе еще одну - с Виноградаря на Харьковский массив через центр города. Кроме того, у нас есть скоростная электричка, которая уже выполняет роль кольцевой линии метрополитена.

А вы пробовали ездить на ней? Сколько ждали поезда?

- Мы долго ждем электричку, потому что ею никто не пользуется. Пустить новые поезда - не проблема, главное - сделать станции удобными, организовать подъезды к ним и т.д.

А вы не думаете, что "Укрзализныце" это просто не нужно - электрички для нее убыточны, а власти Киева еще и постоянно задерживают компенсации?

- Согласен. Но это скорее вопрос стоимости проезда. Вдумайтесь: у нас, например, самый дешевый в мире проезд в метро!

И одни из самых низких зарплат в Европе...

- Да, но тут нужно считать, оправдана ли экономия в ущерб качеству. Метрополитен заявляет, что при стоимости проезда 2 грн его работа убыточна, а 3 - уже рентабельна. Настолько ли критична для пассажиров эта разница? 

Парковки и тротуары

Вы обещаете строить больше автодорог. Но во многих странах происходит обратный процесс - все больше внимания уделяют пешеходной и велосипедной зонам, ограничивая автомобильную. Считается, что строительство дорог не решает транспортную проблему, а наоборот - провоцирует покупку людьми автомобилей.

- У Киева сейчас прямо противоположная проблема - мы очень отстали в строительстве дорог. Количество километров покрытия на душу населения в Киеве в  2-3 раза ниже, чем в большинстве европейских столиц. Но о пешеходах мы тоже заботимся. Сейчас, например, создаем общую пешеходную зону от майдана Незалежности через парки Славы и Мариинский на Владимирскую горку с переходом на Андреевский спуск и затем на старый Подол. Есть также идея сделать пешеходной улицу Сагайдачного.

Только идея? Александр Попов заявлял об этом, как о решении, открывая развязку на Почтовой площади.

- Мы пока обсуждаем эту идею, и решение еще не принято. Не ясно, как обеспечить движение транспорта в этом случае.

 Карта: kievgenplan.grad.gov.ua

Можно начать бороться с нарушителями правил парковки...

- Конечно. Иначе какой смысл строить новые дороги - из четырех полос две займут припаркованные машины. По нашим расчетам, если решить эту проблему - пропускная способность дорог вырастет на 30-40%. Но для этого нужно вернуть эвакуаторы и повысить штрафы. Посмотрите, как хорошо стало, когда запретили парковку на тротуаре Крещатика.

Все равно ведь паркуются...

- Где?

Да у вас под мэрией стоят машины.

- Это 2-3 служебные машины у въезда в мэрию. Массово ведь не паркуются?

Массово нет, потому что вдоль Крещатика для этого поставили сотрудников ГАИ...

- Вот такие же режимы нужно создать для всего центра города. Только тогда инвесторам станет выгодно вкладывать в паркинги. А сейчас какой смысл, если вместо платной парковки можно просто оставить машину на тротуаре? Для города это обойдется гораздо дешевле, чем строить дороги, тем более, что основные средства в этом случае вложит частный бизнес, а не муниципалитет.

ГАИ вообще недавно предложила брать плату за въезд в центр...

- Чтобы разгрузить центр, мы хотим создать условия, когда ехать на машине туда станет невыгодно. Но не административными методами - запрещать въезд или взимать за него плату - это создало бы хаос на подъездах к центру. Просто цены в паркингах тут будут гораздо выше, чем в других районах. На близлежащих территориях мы предусмотрели 10 участков, где появятся недорогие перехватывающие парковки. Человек подъезжает к ним, оставляет машину и пересаживается на общественный транспорт или идет пешком.

 Карта: kievgenplan.grad.gov.ua

Я правильно понимаю: вы хотите сначала вернуть штрафы и эвакуаторы и только потом создать парковки? А где до этого времени ставить машину?

- У нас просто нет другого выхода. Строительство парковок стоит очень дорого - например, себестоимость одного машиноместа в подземной стоянке стоит порядка $30 тыс. Киев не потянет такие инвестиции, поэтому нам нужно заинтересовать инвесторов. А кто станет вкладывать деньги в платные стоянки, если все паркуются бесплатно на тротуарах? В Генплане мы определили порядка 100 участков в городе, где можно построить парковки. И проектами уже интересуется несколько компаний, включая, например, одну из французских компаний, которая строит стоянки по всему миру. Я могу сказать, что интерес инвесторов довольно высокий - это большой рынок: в Киеве с населением 2,85 млн человек зарегистрировано 1,15 млн автомобилей, еще около 300 тыс. - приезжие (последние данные ГАИ). Так что я рассчитываю, что уже летом следующего года мы начнем внедрять парковочную систему.

Город будет влиять на стоимость этих услуг? Сколько это будет стоить?

- Конечно, как и во всем мире. Подобные проекты обычно реализуются по схеме государственно-частного партнерства. Сколько это будет стоить - еще рано говорить. Но очевидно, что это должна быть платная услуга. В конце концов в Конституции нигде не сказано, что граждане имеют право на парковку. И не обязанность города обеспечить ею людей.

 Финансирование

Ваш Генплан предполагает рекордные вложения в город. Что делать, если частные компании построят жилье, а город при этом не найдет деньги на строительство инфраструктуры?

- Генплан не отвечает на вопрос когда, он говорит о том как. Общая стоимость реализации этого документа в течение 15 лет - 48 млрд евро. Мы понимаем, что это возможный максимум финансирования, и сейчас эта цифра кажется большой. Но уже через пару лет это может показаться мизерным - экономика ведь восстанавливается. В Европе ведь кризис уже заканчивается, значит, и у нас скоро будет улучшение.

Только начинает заканчиваться...

- Тем не менее. Я могу сказать, что последний год инвесторы очень активизировались. Например, очень активно сейчас интересуются застройкой промзон. Мне кажется, что минимум в экономике мы уже прошли. Реализация Генплана на 70% будет выполнена за средства инвесторов. Поэтому по крайней мере в части строительства жилья я уверен, что мы выйдем на нужные показатели - 1,2-1,3 млн метров в год мы строим и сейчас. Остальные статьи упираются в финансирование из бюджета. Но на то мы и городские власти, чтобы решать вопросы финансирования. Иначе зачем мы нужны?

Хорошо, но с Кабмином вы согласовали финансирование? В проекте госбюджета на 2014 год предусмотрены вообще средства на Киев?

- Да, предварительно мы обсуждаем с Кабмином суммы финансирования в следующем году. Но я не могу говорить о конкретных цифрах - это не совсем мой вопрос. Знаю, что, например, мы договариваемся о финансировании достройки Подольского моста. Уверен, что в ближайшие два года мы его построим.

Просто вы критикуете предыдущий Генплан за то, что он не был выполнен. Но где гарантии, что найдется финансирование на ваши планы?

- Все объекты предыдущего Генплана мы достроим. Просто вы не путайте проблемы планирования и проблемы финансирования. Конечно, бюджет Киева не такой большой, как хотелось бы, и частные инвестиции в город сократились.

- И используют эти средства не всегда эффективно...

- Это уже другой вопрос. Неэффективное использование средств было во все времена и всегда будет, потому что нет предела совершенству.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

13.11.2018, 13:14
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 31 березня 2020

    Land Rover, Lexus та елітні годинники: що задекларував новий глава МОЗ

    За минулий рік Степанов заробив 87 807 грн як очільник Одеської ОДА і отримав проценти в Ощадбанку на суму 2,83 млн грн

     
    • 31 березня 2020

    Авто за мільйон гривень та готівка: що задекларував новий заступник Венедіктової

     
    • 30 березня 2020

    Рада підтримала “антиколомойський” законопроект

     
    • 30 березня 2020

    Рада з другої спроби обрала очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

    Верховна Рада України у понеділок, 30 березня, з другої спроби проголосувала за призначення очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

     
Система Orphus