Дела церковные. Как проходят переговоры РПЦ с Киевским патриархатом

INSIDER узнавал, почему росСМИ преждевременно трубили о покаянии Филарета и как эта история может повлиять на позиции УПЦ МП
5 грудня 201709:30

Во времена социальных потрясений уровень религиозности населения стабильно высок. Потому и влияние церкви на жизнь страны, в том числе политическую, также возрастает. В современной Украине эта ситуация обострена как минимум тем фактом, что значительная часть духовенства напрямую аффилирована с государством-агрессором.

Согласно последнему исследованию Центра Разумкова, свыше 64% украинцев доверяют церкви, по этому показателю она существенно опережает государственные институты. При этом, по данным КМИС, доминирующей религией является православие – 70% опрошенных причисляют себя к этой вере.

Но единства в ней нет еще с 90-ых, когда вместе с обретением независимости украинским государством, её провозгласила и украинская церковь. Если от территориальных претензий Россия хотя бы на время формально отказалась, то вот терять власть над умами в Кремле не захотели.

С его подачи Украинская православная церковь Киевского патриархата была признана раскольнической, а её глава патриарх Филарет (Денисенко) – предан анафеме. Автокефалию УПЦ КП всемирное Православие пока всё еще не признало. Тем временем на украинской территории при поддержке влиятельных политиков и бизнесменов продолжает работать автономное подразделение Русской православной церкви – УПЦ Московского патриархата.

После начала войны на Донбассе украинцы начали активнее “записываться” в Киевский патриархат. Нередко переход большей части общины вместе с храмом сопровождается стычками с участием привозных активистов. Также юристы УПЦ МП внесли изменения в уставы нескольких епархий, которые передают право распоряжаться имуществом и землёй парафии от местной общины церковному руководству – Министерство культуры их регистрировать отказалось.

Пока на церковной карте то и дело вспыхивают локальные конфликты, а в суде рассматривается иск Московского патриархата против государства Украина о признании статутов, руководство российской церкви начало тайные переговоры с посланниками патриарха Филарета о сближении и установлении канонического общения.

Итогом стал громкий скандал в конце прошлой недели, получивший широкий резонанс как в околоцерковных кругах, так и за их пределами. INSIDER узнавал, почему росСМИ преждевременно трубили о покаянии Филарета и как эта история может повлиять на позиции УПЦ МП.

Кидок веры

30 ноября на Архиерейском соборе РПЦ в Москве было решено начать официальные переговоры с Киевским патриархатом. Поводом стало послание его главы – патриарха Филарета. Само по себе это событие претендует на статус сенсации, учитывая, что высшее российское духовенство двадцать лет назад отлучило его от церкви и упорно не признавало УПЦ КП по сей день.

После начала войны на Донбассе Филарет больше других говорил о автокефалии украинской церкви.

Дружественные к нему президенты Леонид Кравчук и Виктор Ющенко в 2015 году с церковной миссией посещали вселенского патриарха Варфоломея. Тогда они говорили о "политическом и церковном кризисе в Украине".

В конце августа 2016 была еще одна встреча. Как позже сообщал пресс-секретарь УПЦ КП Евстратий Зоря, экс-президенты передавали патриарху обращение с просьбой о предоставлении независимости УПЦ КП с пятью тысячами подписей от украинской интеллигенции. И его же поддержала Верховная Рада.

Но, как видно, переговоры велись не только со вселенским патриархом. Как минимум на протяжении месяца до недавнего Архиерейского Собора велись тайные переговоры, которые обе стороны успешно сохранили в секрете. Уже сейчас известно, что 11 ноября в Москве делегация Киевского патриархата встретилась с председателем Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополитом Иларионом (Алфеевым).

На следующий день, по информации “Новой газеты”, представители УПЦ КП отслужили литургию в одном из храмов Московского патриархата – немаловажная деталь в контексте конфликта двух сторон. В итоге предварительных консультаций возобновление отношений решили начать с уже упомянутого письма.

В Киевском патриархате утверждают, что такая просьба была передана от имени патриарха РПЦ Кирилла (Гундяева). Но у него официально заявили, что инициатива исходила от Филарета. Бытует мнение, что Иларион мог превысить свои полномочия во время предварительных переговоров, результатом чего стала довольно неприятная для обеих сторон ситуация.

Стоит отметить, что послание Киевского патриарха было выполнено в лучших традициях церковной дипломатии: на простой бумаге, в тексте он называет участников Архиерейского собора собратьями, использует формулу примирения “прощаю и прошу прощения”, а в конце ограничивается подписью “Филарет”, без указания сана и крестика перед именем, который ставят архиереи.

Однако на этот достаточно тонкий в формулировках и сдержанности текст в Москве ответили крайне топорным прочтением, вероятно не случайно. Довела ситуацию до скандала широко растиражированная новость “Интерфакса”

“Лидер самопровозглашенного "Киевского патриархата" Филарет Денисенко обратился к патриарху Кириллу и епископату Русской православной церкви с просьбой простить его и вернуть в лоно канонической Матери-Церкви, от которой он был отлучен в 1997 году”, – написано в сообщении.

 

Только через три часа митрополит Волоколамский Иларион заявил, что новость была некорректной. Однако извинений с российской стороны не последовало, как и опровержения.

“Понятие “помилования” не входит в канонический лексикон Православной Церкви и не было употреблено в полученном письме. В нем содержалась просьба об отмене “всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами””, –  добавил представитель РПЦ.

Сообщение на сайте самого Собора ограничивалось тем, что он “с удовлетворением воспринял обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью”.

В дополнение была учреждена специальная комиссия для ведения дальнейших переговоров с Киевским патриархатом. В неё вошли двое представителей РПЦ во главе с Иларионом и четверо от УПЦ МП, в числе которых и управляющий делами митрополит Антоний (Паканич) – его считают неформальным руководителем Московского патриархата в Украине. Встречи будут происходить на нейтральной территории – в Вильнюсе или Риге.

В Киеве на провокацию росСМИ ответили, что патриарх Филарет никогда не признавал, не признаёт и не признает себя виновным в “расколе” – а потому не имеет основания в этом каяться. Также было отдельно отмечено, что в письме содержится призыв признать недействительными все решения, которые мешают общению между церквями: преждего всего об анафеме и лишении сана Филарета.

Чтобы закрепить написанное, 1 декабря на брифинг вышел сам предстоятель Киевского патриархата заявив, что переговоры могут идти только о признании автокефалии.

"Примирение не произошло. Собор, воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и решение вопроса автокефалии украинской церкви, а направил на то, что, якобы, мы хотим вернуться к Московскому патриархату", – отметил он, позже добавив, что готов встретиться с Кириллом для переговоров лично, однако на данный момент таких предложений не поступало.

Оставив за рамками недоумение от ситуации в целом, можно смело утверждать, что как минимум один камень в фундамент будущих переговоров таки был заложен: Русская православная церковь вышла на прямой контакт, а соответственно и признание, главы УПЦ КП Филарета. Правда остаётся открытым вопрос, как российская пропаганда, четверть века демонизировавшая киевского патриарха, будет объяснять такой поворот событий своей пастве.

Московский синдром

Кроме обращения Филарета, на Архиерейском Соборе в Москве обсуждался еще один “украинский вопрос”. Предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий (Березовский) попросил собрание о большей свободе для возглавляемой им церкви. Он добивался, чтобы в уставе РПЦ появилась отдельная глава "Украинская православная церковь".

Также там появилась фраза, что её центр находится в Киеве. Сделано это было как контрвыпад к законопроекту №4511 "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в стране, которая признана Верховной Радой государством-агрессором”.

В законопроекте, среди прочего, присутствует возможность запрета на деятельность в Украине для таких церквей за нарушение украинского законодательства, и подписание договора о получении особого статуса с необходимостью перерегистрировать свои уставные документы в шестимесячный срок.

В мае эта инициатива, как и законопроект №4128, регулирующий переход религиозных общин в подчинение другого патриархата, на рассмотрение в парламентский зал так и не была вынесена. Под Верховной Радой тогда протестовали полторы тысячи верующих и священнослужителей УПЦ МП. Однако этот вопрос может вскоре снова оказаться на повестке дня.

Также ожидается принятие законопроекта № 6696 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоммерческого статуса религиозных организаций и включения их в Реестр неприбыльных учреждений и организаций”, который должен решить ситуацию с регистрацией уставов нескольких религиозных организаций УПЦ МП, по которым идет судебное разбирательство.

Формально Украинская православная церковь Московского патриархата решением Собора получила новые вольности и свободы. По крайней мере об этом в РПЦ заявили официально. Однако при детальном анализе принятого документа стало ясно, что всё произошло ровно наоборот.

Лидер крыла внутри УПЦ МП, выступающего за создание единой поместной церкви, митрополит Александр (Драбинко) в своём блоге очертил ряд важных пунктов, которые означают потерю независимости.

Так, к примеру, впервые за всю историю, устав этой церкви должен обязательно одобряться Патриархом Московским и всея Руси.

“При этом возникает естественный вопрос: если центр управления УПЦ находится в Киеве, как на этом настаивает митрополит Онуфрий, поддержанный Архиерейским Собором РПЦ, почему Устав УПЦ должен проходить процедуру одобрения в Москве?", – пишет митрополит Переяслав-Хмельницкий і Вишневский.

10-й пункт определения гласит, что решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви.

“Это тоже новая прописанная в уставе РПЦ норма. Ранее многие решения московских соборов, исходя из местной ситуации, систематически игнорировались и не исполнялись в УПЦ. Теперь открывается новая интрига в отношениях между РПЦ и УПЦ”, – объясняет портал “Религия в Украине”.

Ну и вишенка на торте – отныне требуется возносить во всех украинских храмах имя патриарха Московского. Как известно, с началом конфликта на Востоке Украины многие прихожане стали просить своих священников не вспоминать во время молитвы Кирилла, поддержавшего аннексию Крыма и войну на Донбассе.

Во избежание конфликтов, его имя и правда стало значительно реже звучать в украинских храмах. Однако ныне священник, который захочет сохранить свою паству, будет вынужден нарушать устав, рискуя лишиться сана.

Эти обстоятельства могут привести к тому, что вслед за верующими, общинами и храмами в Киевский патриархат начнут переходить и духовники УПЦ МП. Стоит отметить, что больше половины украинских архиереев и до этого уклонились от поездки на московский Собор.

 

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

  • Похвальний намір обговорити «Дела церковные». Але автору необхідно визначитись зі своїми читачами. Зрозуміло, що загалом демократичне видання Ісайдер розраховане на любого читача але в обговоренні церковних справ так не вийде. Тобто, читачі є віруючі і невіруючі. З точки зору атеїста автор намагається обговорити проблеми організації, яка об’єднує громадян трохи несповна розуму і трохи недієздатних, Наприклад, вони стверджують що існує істота чи сила «бог», яка створила світ і суспільство, в тому числі, мабуть і наше. Це не відповідає нашому законодавству і нашій Конституції в яких немає нічого про бога чи богів. Втім Конституція для цих малохольних відділила територію, де вони безперешкодно можуть займатись своїми справами без втручання і обговорення їх темних справ незрозуміле і непотрібне атеїстам. Ну а те, шо якась християнська церква «напрямую аффилирована с государством-агрессором» і не бореться за українську незалежність, то, в принципі, автору необхідно звернути увагу, що засновник всіх християнських церков заперечував любу боротьбу за любу християнську національну церкву і атеїсту незрозуміло, як автор вибирає яка саме корисна для України. По їх вченню їх всіх треба гнати ну а автор хай уточнить – що він мав на увазі, коли говорив про «влияние церкви на жизнь страны, в том числе политическую». Якщо він мав на увазі, що священики мають ходити по заводах і фабриках і брати участь в їх запуску і успішній роботі шляхом маніпуляцій з водою то у сусідів вже є досвід з ракетою, якій не помогли маніпуляції і вона впала в море. Якщо ж автор хоче обговорит «Дела церковные» з віруючими то, як мінімум, він повинен сам бути віруючим і розбиратись хоча б в їх елементарних ділах. В принципі, що таке мінімум віруючий важко зрозуміти і по їх твердженням неможливо бути трохи, наполовину, віруючим, як і наполовину вагітним. Ну а про їх справи, то автору треба звернутит увагу, що по статутах абсолютно всіх парафій всіх християнських церков на Україні (УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ) майно парафії належить не парафії а всій церкві. Так що про юристів УПЦ МП , які «внесли изменения в уставы нескольких епархий, которые передают право распоряжаться имуществом и землёй парафии от местной общины церковному руководству – Министерство культуры их регистрировать отказалось» - це не зовсім правда. Точніше брехня. Так же, як і про «ожидается принятие законопроекта № 6696 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоммерческого статуса религиозных организаций и включения их в Реестр неприбыльных учреждений и организаций”, который должен решить ситуацию с регистрацией уставов нескольких религиозных организаций УПЦ МП, по которым идет судебное разбирательство». Судовий розбір не зв’язаний з податковим правом і є велика ймовірність, що Мінкульт в черговий раз витягне цей конфлікт в ЄСПЛ, де в черговий раз нас змішають з …..

7.12.2017, 01:26
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 12 грудня 2017

    Не судилося: як Онищенко сварився з САП через суддю

     
    • 12 грудня 2017

    Михеил освобожденный. Как Печерский суд выпустил Саакашвили

    На Банковой не согласны, что они сами поддерживают историю с Саакашвили, потому что это разрушает рейтинг самого президента

     
    • 12 грудня 2017

    Час на себе. Привілеї недоступності

    Френк О’Брайєн — засновник Conversations. Раз на місяць він збирає в кімнаті всіх своїх 50 працівників на цілий день

     
    • 11 грудня 2017

    Хто кому Труханов: герої боротьби проти забудов в Одесі та їхні розбірки

    Хто є хто в боротьбі за міський сад Одеси і чому активісти недолюблюють одне одного

     
Система Orphus