Война вокруг е-деклараций: кто выживет

Почему же власть в прямом и переносном смысле не спит из-за е-деклараций и как ситуацию хотят переиграть, разбирался INSIDER.
29 березня 201722:04

В Украине продолжается скандал вокруг электронного декларирования. На прошлой неделе Рада приняла скандальную поправку Чорновол, которой обязала подать декларации представителей НГО и их контрагентов. Активисты попытались надавить на президента, но тот оказался неприступен.

"С чего вы взяли, что я влияю на фракцию? Вот недавно я общался с сенатором Маккейном и спрашиваю: а Трамп влияет на вас? Ну что вы, нет -  я к нему вообще в оппозиции, - ответил сенатор. Так и я не влияю", - заявил, по словам участников встречи, президент и подписал закон.

Тем временем в Украине подходит строк подачи второй волны декларации, а сайт, как и полгода назад, лежит. Для 400 тысяч человек это может обернуться криминальной ответственностью.

Сегодня премьер Владимир Гройсман, а следом за ним и министр юстиции Павел Петренко предложили членам НАПК подать самостоятельно в отставку.

Опрошенные INSIDER активисты уверены, что и поправка Чорновол, и сегодняшние претензии к НАПК – звенья одной цепи. Их цель – сделать НАПК ручной, а активистов менее придирчивыми в вопросах деклараций.

Почему же власть в прямом и переносном смысле не спит из-за е-деклараций и как ситуацию хотят переиграть, разбирался INSIDER.

Опять не грузится? В отставку

На сегодняшнее заседание Кабмина премьер Владимир Гройсман пригласил второй раз за 2 месяца главу НАПК Наталью Корчак. Причина очень простая – на сайт НАПК невозможно загрузить декларации, а срок их подачи заканчивается 1 апреля. И чиновники, и депутаты вместо того, чтобы делать свою работу, сидят и гипнотизируют сайт, когда же там отвиснет черновик с их декларацией.  

Ни одного ответа, что делать в этой ситуации людям и что делает НАПК, чтобы справится с проблемой, Корчак на заседании не дала.

В то же время она перенесла вопрос в политическую плоскость и заявила о травле НАПК со стороны "Народного фронта".

"Упреки "Народного фронта" о том, что нельзя подать декларации, следует продлить срок... Все было бы хорошо, если бы не было политической составляющей. У меня впечатление, что этот реестр заказан, он не должен функционировать. Как и не должно функционировать НАПК как орган, который имеет реальные результаты", - заявила Корчак.

Наталия Корчак. фото с сайта Кабмина

Самое интересное, что когда Корчак выбирали в НАПК ее считали ставленницей Арсения Яценюка и НФ.

Но сегодня два министра НФ – Арсен Аваков и Павел Петренко жестко критиковали работу ведомства.

"Какой уровень? Вы не делаете свою работу", - перебил Корчак министр юстиции Павел Петренко. По его словам, НАПК 6 месяцев не выполняет свои функции, "начиная от разработки порядка проверок, которые мы за них сделали, и заканчивая тем, что после того, как мы этот порядок разработали, они не способны начать нормальную проверку".

Петренко указал, что из 100 000 подавших декларации в первой волне, НАПК проверяет всего 30 государственных служащих.

"Мы ежедневно с ними собираемся как с малыми детьми и выполняем за них их работу", - отметил Петренко.

"400 тысяч людей сейчас из-за черновиков (они не могут загрузить декларацию) под угрозой тюремного заключения", - возмутился министр. И добавил, что у НАПК не хватает компетенции на простейшее решение – попросить тех, кто может подавать декларацию до 1 мая не заходить сейчас на сайт и не "грузить" систему.

"Это элементароное административное решение – разослать мейл с просьбой к тем, кто подает декларации до 1 мая, подать их через неделю, но вы и это не способны сделать", - краснея заявил Петренко.

Диалог на Кабмине закончился тем, что премьер Владимир Гройсман предложил всем членам НАПК добровольно подать в отставку. Корчак тут же отказалась.  Ее зам Руслан Радецкий сказал INSIDER, что не готов комментировать эту тему. Состоянием на 21 среды члены НАПК изучали новые нормы закона о декларировании.

Уволить членов НАПК Кабмин не может. Но есть другие способы изменить его состав через Раду. Сегодня министр Петренко заявил, что нынешняя модель этого органа не рабочая и ее надо менять через законодательство. В частности, министр сказал, что, скорее всего, НАПК больше не будет коллегиальным органом.

Орган повышенной скандальности

О том, что НАПК угрожает "реформа управления" активисты предупреждали INSIDER  еще в феврале. Говорили об этом и Виктор Чумак, и Александр Леменов из РПР.

Еще тогда они предполагали, что в Раду внесут изменения, которыми НАПК превратят из коллегиального органа в единоличный.

Глава общественного набсовета НАПК Виктор Таран уверен, что это сделает орган более управляемым, но свою независимость он путем таких изменений потеряет.

Активисты также подозревают, что новые изменения увеличат контроль власти над этим органом.

Следует отметить, что с самого начала власть пыталась установить контроль над НАПК, понимая, что это может быть или дубина в ее руках или дубина, которая бьет по ней.

Еще в мае 2014 тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк и президент Европейской комиссии Баррозу подписали соглашение о финансировании так называемого контракта для Украины по развитию государства. Один из пунктов этого соглашения предполагал внедрение эффективной системы проверки налоговых деклараций государственных служащих.

После этого в октябре 2014 Верховная Рада приняла ряд антикоррупционных законов, в том числе о создании таких органов как Национальное антикоррупционное бюро и Национальное агентство по предотвращению коррупции. Именно последний орган и должен был заниматься проверкой деклараций госслужащих, которые с 2016 года согласно новому законодательству  должны были подаваться в электронной форме.

Как и создание НАБУ,  процесс формирования НАПК сопровождался постоянными скандалами между властью и общественным сектором. Но если в случае НАБУ главным обвиняемым был президент, то в истории с НАПК критика звучала в сторону Кабмина Арсения Яценюка.

Первый конфликт начался с того, что представители некоторых НГО, в том числе Transparency International, не попали в состав конкурсной комиссии по отбору членов НАПК.  Тогда они обвинили Кабмин в том, что он сформировал ее под себя, чтобы в НАПК прошли выгодные правительству и премьеру кандидаты. Они также призвали других своих коллег из общественных организации выйти из комиссии в знак солидарности, а несогласных обвинили в подыгрывании власти.

Чтобы не раздувать скандал, Кабмин пошел на пересмотр состава комиссии. В результате в нее доизбрали представителя Transparency International Андрея Марусова, и представителя "Эйдос" Виктора Тарана.

Заседание конкурсной комиссии. Фото пресс-службы Кабмина

Следующий скандал с НАПК случился из-за того, что общественники увидели, что власть не только пытается протянуть своих кандидатов, то отбирает откровенно слабых через подконтрольных членов комиссии. Они хотели равного представительства своих и провластных кандидатов.

На одном из этапов нардеп Виктор Чумак, который прошел отбор комиссии, отказался от должности, сославшись на то, что власть не даст НАПК работать самостоятельно.

Один из последних скандалов касался избрания в состав комиссии представителя РПР Руслана Рябошапки. По словам источников в конкурсной комиссии, только после переговоров на Банковой Рябошапку избрали в пакете с поддерживаемым АП Русланом Радецким.

Таким образом, НАПК в составе 4 членов из 5 смог заработать только в марте 2016 года. В его состав вошли Наталья Корчак, которой вменяют связь с Арсением Яценюком, Александр Скопич –бывший заместитель главы Нацгосслужбы Константина Ващенко, Александр Радецкий – рекомендованый втихую АП и Руслан Рябошапка от РПР. Место Виктора Чумака до сих пор вакантно.

Недоделанный софт

Электронное декларирование планировали запустить еще с первого квартала 2016, и НАПК никак не мог успеть сам провести тендеры на софт.

"Поскольку членов НАПК мы избрали только в марте, а чтобы этот орган заработал, нужно было еще набрать 30% сотрудников. До этого у них вообще не было своих денег, поэтому никаких тендеров они проводить не могли", - говорит Виктор Таран.

В сложившихся обстоятельствах структуру департаментов для НАПК разработали представители Всемирного банка, компьютеры дали IFES, а софт делал ПРООН. И заказали это у теперь уже скандально известной компании "Миранда".

В августе 2016 это случился грандиозный скандал, когда Госспецсвязи заявил ,что не примет ее работу, потому что сервера с данными могут быть легко взломаны хакерами. Активисты обвинили власть в том, что она просто пытается заблокировать процесс подачи деклараций и не показывать свои миллионы.

В ответ депутаты коалиции обвинили общественников в том, что те украли миллионы через "Миранду", которую в ПРООН курировал Иван Пресняков, бывший помощник родоначальника антикоррупционной реформы депутата Виктора Чумака.

Тем не менее, вопреки страхам общественников, депутаты подали свои декларации. Украинцы узнали о сотнях картин, коллекциях оружия и часов, нательных крестов и домашних церквях представителей власти, а также миллионах налички, которые те непонятно в каких мешах или трехлитровых банках хранят.

Но оказалось, что подать декларации то подали, а неясно что делать с ними и с кого начать проверять.

"Это даже не смешно", заявил в феврале премьер Владимир Гройсман, комментируя проверку НАПК декларации бывшей главы Одесской таможни Юлии Марушевской, начислившей себе премию в 500 гривен.

Тот в ответ показательно начал проверки президента и премьера, но пока о их итогах не отчитался.

 

Несколько месяцев Минюст и НАПК не могли утвердить порядок полной проверки электронных деклараций. В результате к новому антикоррупционному органу возникла масса вопросов, как и исходя из каких принципов они выбирают объект проверки.

15 февраля порядок утвердили и зарегистрировали в Минюсте. Но эффективности в работе НАПК это не добавило.  Ведь по прежнему НАПК лишен доступа к части важных реестров, а его работа не автоматизирована.

 Поэтому орган не может похвастаться проверкой и 30 госслужащих, которыми их попрекнул Петренко.

Но общественники уверены, что при нынешнем порядке это и невозможно.

Сейчас в НАПК в соответствующем департаменте работает 50 человек. "Вот этим людям придется в отведенные законом сроки проверить тысячи деклараций. "За 2015 и 2016 годы это будет около 700 тысяч, а с членами семей около 2 миллионов. Трудно представить, как это сделать вручную", - говорит представитель РПР Александр Леменов.

Как оказалось, что не только проверить толком ничего не выходит, но и подать декларации нельзя.

С прошлой недели депутаты и чиновники стали опять массово жаловаться на висящий сайт.

Но если изначально в этом обвиняли "Миранду", то полгода спустя это выглядит нелогично.

Сейчас этот софт уже под контролем "Украинских специальных систем" и Госпецсвязи. За последние 15 дней Наталия Корчак написала минимум 3 письма в это ведомство относительно проблем на сайте, но ни на одно не получила ответ. О чем и уведомила Кабмин в письменной форме.

 
 

Владимир Гройсман не захотел слушать объяснения главы НАПК.  Он напомнил чиновнице, что предупреждал ее еще в феврале, что не потерпит сбоев в системе. И добавил, что Кабмин готов был давать деньги и на сервера, и на программное обеспечение. Но в НАПК говорят, что программы можно поменять уже только после подачи деклараций.

Пиши пропало

Сейчас общественники, с которыми пообщался INSIDER, уверены, что НАПК таки переформатируют так, как хочет Кабмин.

При этом не исключено, что сделают это и руками общественников.

Виктор Таран считает, что лучше бы НАПК оставался коллегиальным органом. По его мнению, это 1) минимизирует риск политического давления, так как на  5-х труднее надавить, чем на одного; 2) учитывая полномочия это  минимизирует риск политических преследований; 3) решения, которые принимаются, являются более взвешенными.

Однако четыре общественные организации сегодня призвали правительство Украины рассмотреть вопрос смены руководства Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.

Это Transparency International-Украина, антикоррупционная группа "реанимационных пакета реформ", Центр противодействия коррупции и Всеукраинское объединение "Автомайдан".

 Встреча с активистами о е-декларировании и поправке Чорновол. фото пресс-службы президента

Инициаторы заявления предлагают принять законодательные изменения, которыми "предусмотреть установление единоличного руководства НАПК, изменение конкурсной процедуры избрания руководителя НАПК и максимально быстрый запуск конкурса по избранию нового руководителя агентства".

По словам собеседников издания, неслучайно поправки Чорновол совпали с окончанием подачи деклараций.

"Эти декларации всех раздражают и никому во власти не нравится, что изучают количество их трусов, но совсем закрыть их не могут. Ведь 7 лет Евросоюз мониторит, как мы исполняем условия безвиза. Но вот заблокировать работу НАПК, а с ней и проверку деклараций – это они могут", - говорит собеседник INSIDER в РПР.

Дальнейших вариантов событий несколько – в Раде примут закон о единоличном управлении органом, потом назначат новый конкурс, который опять растянется на год, а тем временем нынешний состав оставят без полномочий и инструментов.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.10.2017, 11:01
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 18 листопада 2017

    Соціальна Європа Туска. Як ЄС протистоїть правим і мобілізує виборців

     
    • 17 листопада 2017

    Ваше дело Труба: кому и зачем отдали ДБР

    Казалось бы, Матиос может праздновать досрочную победу, но во вторник вечером на стратегическом совете на Банковой выбрали нового директора для ГБР

     
    • 16 листопада 2017

    За «межею»: на що ходити чи не ходити в кіно наступного тижня

     
    • 15 листопада 2017

    Ситник VS Корчак – верхівка айсбергу великої війни

    З хронології виходить, що Ситник завів справу після протоколу, а заява Соломатіної сталась після викиду в інтернет офрекордзу директора НАБУ

     
Система Orphus