В Украине прошли мероприятия по случаю годовщины крещения Киевской Руси и смерти князя Владимира.
28 июля утром президент Петр Порошенко принял участие в молебне во Владимирском соборе УПЦ КП, а вечером поклонился чудотворным иконам в Киево-Печерской лавре УПЦ (МП). На следующий день глава государства посетил Львовщину, чтобы поучаствовать в торжествах к 150-летию со дня рождения митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого.
В свою очередь, премьер Арсений Яценюк в понедельник, 27 июля, встретился с представителями УПЦ в США и Канаде. Ранее сообщалось, что через эти церковные организации, которые признаются Константинопольским Патриархатом, потенциальное объединение УПЦ КП и УАПЦ может получить канонический статус. Однако Автокефальная церковь пока что не спешит объединяться с Киевским Патриархатом.
Президент и премьер выступают за единство украинского православия, но одинаковы ли их стратегии в этом вопросе?
Президентско-премьерские охваты
С политической точки зрения то, почему Порошенко 28 июля сначала посетил собор УПЦ КП, а потом Лавру УПЦ (МП), можно объяснить прежде всего социологически.
Промайдановская и активно-патриотическая общественность Украины больше поддерживает Киевский Патриархат. На эту группу украинского общества президент ориентируется в первую очередь.
Согласно результатам недавнего исследования, проведенного исследовательской группой "Рейтинг", 38% православных украинцев относят себя к Киевском Патриархату, 20% – к УПЦ (МП). (Здесь, правда, нужно учитывать, что большинство респондентов (39%) считают себя "просто православными", а многие ответы в пользу УПЦ КП могли диктоваться не столько реальной религиозной практикой респондентов, сколько их политическими симпатиями).
Наряду с этим на президентских выборах 2014 года в разных областях страны за Порошенко проголосовали многие прихожане УПЦ (МП). При этом, если считать по количеству приходов, то именно эта церковь является на сегодняшний день самой крупной в Украине. По последним данным Минкульта, УПЦ (МП) принадлежит 12 241 приходов, а УПЦ КП - 4738.
К тому же, среди всех украинских православных церквей УПЦ (МП) пока что остается единственной, которую признает мировое православие. Поэтому представители поместных православных церквей - Польской, Болгарской, Румынской, Словакии и Чешских земель - присутствовали 27-28 июля в Киеве как гости УПЦ (МП).
Таким образом, Порошенко, желая оставаться президентом всей Украины, стремится поддерживать нормальные отношения со всеми церковными структурами страны, в частности - с двумя наиболее крупными православными церквями, не давая публичных поводов связывать его с какой-то одной из них.
Поэтому, выступая 28 июля на встрече со Всеукраинским советом церквей, президент отметил, что, конечно, хотел бы единства украинского православия, но вместе с тем заверил, что государство не будет предпринимать никакого насилия и давления в этом вопросе.
Яценюк и его партия дружить с УПЦ (МП) особо не стремятся. Премьерская сила ориентируется в основном на тех жителей Украины, которые, если и относят себя к той или иной православной церкви, то скорее к УПЦ КП или УАПЦ.
Поэтому для Яценюка, с электоральной точки зрения, предпочтительнее объединение не всего украинского православия, а только Киевского Патриархата и Автокефальной Церкви, с которыми соотносится целевая аудитория партии премьер-министра. Но здесь большой вопрос, захотят ли в дальнейшем УПЦ КП и УАПЦ фактически стать церковным объединением определенной политической группы.
Интересно, что, уделяя активное внимание вопросу потенциального объединения двух православных организаций, Яценюк остается при этом греко-католиком. По крайней мере, так написано на его фейсбуковской странице в разделе "религиозные взгляды"…
Уроки истории
Отмечание 1000-летия смерти князя Владимира в контексте нынешних украинских реалий символично не только потому, что киевский правитель в свое время объединил государство и сделал цивилизационный выбор в пользу христианства.
Но и в связи с тем, что происходило в Киевской Руси, когда он умер. В 1015 году, на девятый день после кончины князя Владимира, один из его сыновей Святополк в борьбе за княжеский престол убил своего брата Бориса, а приблизительно на сороковой - Глеба.
Далее развернулась кровавая междоусобица между Святополком и другими сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом, который впоследствии стал Мудрым. Длилась эта война двадцать лет и закончилась, когда под властью Ярослава была объединена вся Русь, кроме захваченных на время междоусобицы Закарпатья и части Галичины.
Тем не менее, известно, чем в итоге для Киевского государства обернулись традиции междоусобных противостояний…
Остается верить, что на нынешнем этапе украинской истории подобного не повторится. А чтобы этого не произошло, нужно прежде всего согласие между разными социальными группами и регионами внутри страны. И тогда никакие "орды с востока", как говорит президент, нам будут не страшны.