Сколько стоит въезд "в" и "из" зоны АТО

Игра в придумывание новых правил въезда-выезда из зоны АТО приводит лишь к нарастающему раздражению со стороны жителей зараженной сепаратизмом зоны и утолщению кошельков военных
24 липня 201508:00

- Мы в Европе, - именно так начался телефонный разговор со знакомыми дончанами, которые на несколько дней выехали в Украину из "ДНР".

В этой фразе заключались не только отдых от взрывов, покупка продуктов по приемлемым ценам, отсутствие комендантского часа, но и пересечение блокпостов. Пропускной режим стал главной причиной, почему те, кто живет в войне, от войны не бегут, даже если очень хочется.

Путь в Украину

Игра в придумывание новых правил въезда-выезда из зоны АТО приводит лишь к нарастающему раздражению со стороны жителей зараженной сепаратизмом зоны и утолщению кошельков военных, которые решают, кому открыть дорогу, а кому - нет.

Мятые ответы растерянных чиновников без весомых аргументов на вопрос: "зачем через блокпосты запретили проезд автобусов", в очередной раз дают понять, что в Украине решения принимаются странно и спонтанно.

"Безопасность", которая главным козырем фигурирует в их спичах, вызывает недоумение у тех, кто видел очереди на КПП. Тысячи автомобилей с детьми и стариками стали прямыми мишенями. В машинах, которые на многие часы становятся домом, нет подвалов. Спрятаться от снарядов здесь негде. Не говоря уже об элементарных удобствах, точнее об их отсутствии. Никто не позаботился о туалетах, воде, еде. Все происходит так типично для Украины: главное - принять волевое решение, отчитаться и крикнуть "ура". Без продумывания логики и логистики.

Замена бумажных пропусков на электронные не упростила ровным счетом ничего. Пересечь границы быстро и безопасно можно лишь при условии взятки. Причем тотальная коррупция стала незаменимым атрибутом именно на украинских блокпостах.

- Выезжая из Донецка каждый пересекает сначала блокпост "ДНР". Тут процедура быстрая и простая. У нас посмотрели документы, заглянули в багажник. Даже пытались, шутя, поговорить по-украински, - рассказывает знакомый дончанин.

У "ДНР" в этом случае чуть ли не единственное преимущество: они не вводили пропускной и пограничный режим. Боевиков никто не оправдывает и не хвалит, но роли плохого и хорошего полицейского в этой ситуации разделены четко.

Подъехав к блокпосту, открывавшему путь в большую Украину, мои друзья из Донецка заняли очередь. Имея пропуска, они хотели пройти процедуру честно:

- Мы стояли несколько часов, но никакого, даже минимального, движения машин не было. Мы отъехали, чтобы пообедать. Вернулись, но наша очередь вообще не продвинулась. Мы поняли, что нам просто придется здесь ночевать.

Короткий разговор с военным и по 200 гривен с человека сделали из них вип-персон. В этот "пакет" 5-звездочных услуг входило разрешение на проезд по встречной вне очереди, без проверки документов и автомобиля, отсутствие всякого интереса к пропускам.

Дорога обратно

Несколько дней "в Европе" для тех, кто приехал из непризнанных "республик", складываются из формирования схем, каким же образом попасть обратно домой. Дорога в "ДНР" по своей перспективе мало чем отличается от пути в Украину. Если при поездке "в" автомобили проверяют на наличие оружия, то "из" - контрабанды.

Контрабанда - вообще размытое понятие, судя по действиям военных. Мне рассказывали случай, когда из Украины везли с десяток бутылок пива. На блокпосту водителю инкриминировали "провоз с целью продажи". Аргументы, что алкоголь для друзей, и куплен, потому что в "республике" очень высокие цены, не возымел действия. Нарушителя заставили открыть каждую бутылку, чтобы пресечь вероятность дальнейшей реализации.

Весь свой короткий отпуск мои друзья-дончане звонили, расспрашивали и подбирали варианты проезда домой.

Без очереди пропускают лишь с беременной в автомобиле или с ребенком до года. В соцсетях они сразу же опубликовали объявление с предложением свободного места для мам или будущих мам. Желающих отвезти в "процветающую ДНР" свое чадо не оказалось.

Второй вариант - найти человека, прописанного в Волновахе. Блокпост находится возле этого города, поэтому местных пропускают без очереди.

Третий - поехать мимо КПП, так сказать, полями. Наихудший исход этой схемы - нарваться на мину или попасть минимум на несколько часов в отделение милиции.

Дончане обсуждали эти отчаянные возможности довольно живо, поэтому наблюдать со стороны за их мозговым штурмом было забавно. До тех пор, пока не задумываешься о том дне, на которое упала Украина, где так неожиданно появилась своя берлинская, но негласная, стена.  

Обратно в Донецк мои друзья решили возвращаться все же без дополнительных пассажиров и на общих основаниях. На пути в войну очередь растянулась где-то на 1,5 километра, то есть примерно на 800 автомобилей. В час пропускали не более 10 авто. Несложные подсчеты дают понять, что каждый водитель должен выстоять в этой пробке около 3-х суток.         

- Мы пошли узнать, как можно договориться. Военный, к которому я подошел, хихикал и уклонялся от ответа, сколько же стоит проезд. Мимо машин ходила женщина, торговала семечками и еще чем-то. Мы спросили, может она как-то помочь с быстрым проездом. Она намекнула, что да. Когда начали спрашивать о цене, про 200 или 300 гривен она и слушать не хотела. Мы поняли, что такса теперь начинается с 500. Такую сумму она связывала с тем, что часть нужно дать военным, и что-то еще оставить себе, - рассказал дончанин.

Настроившись на ночевку под звездами, мой друг случайно увидел своего знакомого в самом начале очереди. Тот часто ездит "на большую землю", поэтому уже знает всех военных в лицо. Он смог договориться, чтобы мои дончане проехали быстро:

- Мы снова ехали по встречной, нам вслед кричали какие-то активисты. В итоге нас опять-таки, как и по дороге туда, никто не проверял, да и денег в этот раз никому не нужно было давать. Нам просто повезло. Ясно, что решать все через знакомства и с помощью денег - неправильно, но единицы готовы стоять в этой бесконечной очереди. Практически все пытаются "договориться". И прежде всего дело в собственной безопасности.

Сейчас на Донбассе снова обостряется обстановка. По очереди обстреливают то Авдеевку, то Донецк, то Широкино. Поэтому, вероятно, следующим шагом власти, которая "всегда думает" о благополучии своих подданных, будет закрытие всех путей и блокпостов. Даже без надежды на эвакуацию. Хотя нет, эти вопросы могут решить деньги. А если их нет? Что ж, значит, кому-то просто не повезло. 

Розділи :

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 05:56
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 31 березня 2020

    Land Rover, Lexus та елітні годинники: що задекларував новий глава МОЗ

    За минулий рік Степанов заробив 87 807 грн як очільник Одеської ОДА і отримав проценти в Ощадбанку на суму 2,83 млн грн

     
    • 31 березня 2020

    Авто за мільйон гривень та готівка: що задекларував новий заступник Венедіктової

     
    • 30 березня 2020

    Рада підтримала “антиколомойський” законопроект

     
    • 30 березня 2020

    Рада з другої спроби обрала очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

    Верховна Рада України у понеділок, 30 березня, з другої спроби проголосувала за призначення очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

     
Система Orphus