Минск-2: кто выиграет от новых договоренностей

Украине не удалось добиться безоговорочного установления контроля над границей, а местные выборы должны пройти на условиях боевиков и России
12 лютого 201519:23

Президент РФ Владимир Путин может быть доволен. Подписанное в результате переговоров в Минске соглашение гораздо больше отражает интересы России, "ДНР" и "ЛНР", чем Украины.

Об этом свидетельствует даже формат оглашения результатов переговоров утром четверга. После 16-часовых заседаний лидеров Украины, России, Германии и Франции к прессе первым вышел именно Путин, рассказав о результатах.

После него из комнаты переговоров вышли канцлер Ангела Меркель и президент Франсуа Олланд, ограничившись кратким комментарием.

Последним вышел президент Петр Порошенко. В своем заявлении он акцентировал внимание на договоренности о выводе всех иностранных войск с территории Украины и освобождении всех заложников в течение 19 дней.

Порошенко отметил, что ни о какой автономии Донбасса или федерализации Украины договоренностей нет. "Украине выставляли неприемлемые условия, Киев не пошел на ультиматумы", - рассказал он.

Стоит отметить, что новое Минское соглашение подписали члены контактной группы – экс-президент Леонид Кучма, представитель ОБСЕ Хайди Тальявини, посол РФ Михаил Зурабов и главы "ДНР" и "ЛНР" Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.

"Нормандская четверка" ограничилась совместной декларацией. Лидеры ключевых стран ЕС и России только подтвердили "полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины" и одобрили минские соглашения.

Также в декларации сказано, что Украина, ЕС и Россия готовы провести переговоры по поводу экономической части Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Напомним, Путин настаивает на изменении многих ставок таможенных пошлин, которые прописаны в этом документе, так как считает, что их снижение Украиной для европейских товаров нанесет урон российской экономике. Это решение поддержали все стороны, включая Порошенко.

Многие украинские и зарубежные политики выражают сомнения, что минские договоренности будут выполнены. Например, президент Литвы Даля Грибаускайте назвала новые соглашения "слабыми" и заявила: "5 месяцев назад у нас уже было одно соглашение о прекращении огня, оно не было имплементировано. Посмотрим, что произойдет с этим".

Что предусматривает новое Минское соглашение?

Первый пункт - прекращение огня на Донбассе. "Режим тишины" должен быть введен только через два дня – в 00:00 воскресенья, 15 февраля.

Почему не в текущие сутки? Ответ на этот вопрос может содержаться в заявлении Путина о ситуации вокруг города Дебальцево. По его словам, боевики "ДНР"-"ЛНР" заявили об окружении 6-8 тысяч украинских солдат в этом районе и требуют от них сложить оружие.

О том, что Дебальцево является одной из ключевых целей сепаратистов на данном этапе войны, INSIDER уже писал. Там находится важный железнодорожный узел, позволяющий контролировать логистику всего региона. Захватив Дебальцево, сепаратисты могут обеспечить прямое ж/д сообщение между "ДНР" и "ЛНР", а также полностью взять под контроль поставки угля.

Также немаловажен политический аспект. Потеря Дебальцево и возможное окружение большой группировки украинских войск может стать "вторым Иловайском" для военно-политического руководства страны.

Следующим пунктом соглашений стала договоренность об отводе тяжелых вооружений обеими сторонами конфликта. Согласно документу, отвод тяжелой техники "должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней". То есть не позднее следующего понедельника, 16 февраля.

Стоит отметить, что в соглашении речь идет только об отводе тяжелых вооружений, но не об отводе войск. Таким образом, украинские солдаты и боевики будут оставаться на фактической линии соприкосновения, вооруженные стрелковым оружием. Что аналогично ситуации сентября 2014 года, когда были подписаны первые минские соглашение.

Кроме того, согласно документу, украинские войска отводят тяжелые вооружения от фактической линии, а боевики – от линии, определенной соглашением от 19 сентября.

Как рассказали INSIDER источники в Администрации президента, именно такой формат разграничения был предложен Францией и Германией. По сути, это компромиссное решение спора украинской и российской сторон о линии разграничения.

Контроль над выполнением первых двух пунктов нового Минского соглашения – о прекращении огня и об отводе войск – должна обеспечить ОБСЕ.

Стороны договорились об освобождении и обмене заложников и пленных по схеме "всех на всех" не позднее 6 марта. Также должны быть обеспечены безопасный доступ, доставка, хранение и распределение гуманитарной помощи на Донбассе "на основе международного механизма".

Кроме того, документ предусматривает "вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ", а также "разоружение всех незаконных групп".

Выборы на Донбассе

Дальнейшие условия документа касаются политического урегулирования конфликта. Во многом они противоречат тем позициям, с которыми украинская сторона ехала на переговоры.

В первый день после отвода тяжелых вооружений (максимальный срок – 2 марта) должен начаться диалог о способе проведения местных выборов в части районов Донецкой и Луганской областей. Оговорено, что эти выборы должны пройти на основе украинских законов, в т.ч. закона "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Как известно, этот документ был принят Верховной Радой прошлого созыва по инициативе президента Петра Порошенко на закрытом заседании и со скандалом. Это произошло после заключения первого Минского соглашения в начале сентября.

В дальнейшем, после очередной эскалации конфликта на Востоке, СНБО рекомендовал парламенту отменить этот закон. Однако эта рекомендация не была выполнена, и закон остается в силе.

Но в нынешней редакции закона отсутствует четкое определение территории, на которую распространяется действие этого документа.

В новом Минском соглашении указанно, что Верховная Рада не позднее 13 марта должна определить территорию действия закона об особом режиме "на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.". Также должен быть начат диалог "о будущем режиме этих районов на основании указанного закона".

Следующим пунктом соглашения идет введение в силу закона, "запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины". То есть амнистия боевиков.

В данном пункте не указаны конкретные сроки и условия проведения амнистии. По данным собеседников INSIDER в АП, украинская сторона выступала за проведение амнистии после проведения выборов на Донбассе. Российская же сторона настаивала на немедленной амнистии.

"Наша позиция – не разрешить Александру Захарченко ("глава ДНР") и Игорю Плотницкому ("глава ЛНР") участвовать в выборах на Донбассе", - подчеркивал источник. Но в тексте соглашения такие позиции отсутствуют.

Кроме того, соглашение предусматривает определение способов "полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины)" на Донбассе.

"В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов", - говорится в документе. Конкретные сроки выполнения этих норм не указаны.

Недоступная граница

Самым проблемным вопросом нового Минского соглашения является установление контроля над украинско-российской границей.

Украинские власти настаивали и настаивают, что без закрытия границы невозможно остановить поставки оружия, техники и живой силы боевикам на Донбассе. Как рассказывал в интервью INSIDER начальник штаба АТО Виктор Назаров, еще летом европейская сторона настаивала на необходимости перекрыть границу для прекращения конфликта.

Позиция украинской стороны перед переговорами, согласно информации собеседника в АП, заключалась в безоговорочном закрытии границы и передаче всех пунктов пропуска под контроль ОБСЕ.

Только при выполнении этого условия Украина считала возможным согласиться на проведения выборов на Донбассе.

"С необходимостью проведения выборов на Донбассе согласны все стороны "нормандского формата". Наше условие – сначала закрываем границу и пускаем на все пункты пропуска ОБСЕ, а потом проводим выборы. Россия же хотела сначала выборы, а потом все остальное", - говорил собеседник.

Однако новое Минское соглашение отражает интересы России и боевиков.

Согласно документу, восстановление контроля над границей со стороны правительства Украины должно начаться в первый день после местных выборов и "завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года".

Также условием закрытия границы является "проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей".

Особый статус районов Донбасса, согласно документу, должен предусматривать:

- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- право на языковое самоопределение;

- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Таким образом, контроль над собственной границей Украина сможет получить только к концу 2015 года и только в случае выполнения описанных выше условий.

Согласно подписанному документу, "вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы". Это значит, что формат проведения местных выборов будут согласовывать нынешнее руководство "ДНР" и "ЛНР".

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

  • роззброєння незаконних формувань це про Правий сектор? щось я не вірю в ці домовленості, думаю наші відведуть артилерію і тоді сепари на важкій техніці вдарять

  • По факту повісили нам на шию смердючий домбас. Майже весь документ це пред’яви до України: відійти ще далі від фронту, платити туди пенсії і т.д., легалізувати "представників" особливих регіонів (до речі, наразі "високі сторони" є діючими членами визнаних парламентом терористичніх організацій), вивезти з усієї території України іноземну зброю та військових, переписати Конституцію, законодавчо закріпивши "особливі домбаські регіони", які рівніше інших. У Петі взагалі є повноваження всерйоз перетирати такі домовленності, зважаючи що його перший обов’язок згідно з Конституцією — "забезпечувати державну незалежність, національну безпеку і правонаступництво держави"?

16.11.2018, 06:04
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 14 листопада 2019

    На Банковій запалили свічки: активісти питають, що буде зі справами Майдану

     
    • 14 листопада 2019

    Обвинуваченого у вбивстві журналіста Сергієнка суд повернув під варту. Він чекає на ухвалу

    З поліцією його охороняє десяток небайдужих громадян

     
    • 13 листопада 2019

    Адвокат переконував суд, що Онищенко купив коня на ті €500 тис., які обвинувачення просило арештувати

     
    • 7 листопада 2019

    Загибель свідка у справі Шеремета: близькі вказують на ознаки інсценування

    У свідка могли проходити слідчі дії у справі вбитого журналіста Павла Шеремета

     
Система Orphus