Запорожский аэропорт закрыт с 13 декабря. Запрет на взлеты и посадки Госавиаслужба продлевала уже четырежды. Последний раз это случилось 23 декабря. Еще на два дня.
Вместе с запорожским служба закрывала харьковский и днепропетровский аэропорты, но рейсы в них были возобновлены еще 16 декабря. Запорожье же пока стоит.
Основную шумиху вызвало не столько само закрытие, сколько его причины. Поскольку официальная версия была расплывчата и не конкретна - "по соображениям безопасности", интернет тут же заполнили домыслы.
Среди основных - президент Петр Порошенко сводит счеты с губернатором Игорем Коломойским, поскольку из трех закрытых аэропортов лишь днепропетровский представлял из себя что-то более-менее международное и масштабное.
Самым эпическим, от опровержения которого у руководителей аэропортов буквально свело челюсти, стало сообщение о высадке на восточной Украине войск НАТО: аэропорты закрыты ибо они принимают военно-транспортные "Геркулесы".
Ответом на это предположение, измышленное автором сайта а-ля "новороссия.ру" и подхваченное более-менее адекватным сегментом интернета, стало видео с марширующими по взлетной полосе имперскими штурмовиками, массово распространенное украинскими интернет-пользователями.
Также шептались о том, что аэропорты планируют захватить силы поизносившегося "ополчения". Видимо, сразу же вслед за главпочтамтпом и телеграфом.
Ближе к концу первой недели блокады СБУ, на которое пеняли пожимающее плечами Минобороны и СНБО, таки решило объяснить закрытие и прекратить череду нелепых предположений.
– На территориях Донецкой и Луганской областей, которые сегодня неподконтрольны Украине, развертываются ракетные комплексы "земля-воздух", в том числе "Бук", – сообщила на брифинге 17 декабря спикер СБУ Елена Гитлянская.
В целом же в ситуации с закрытием запорожского аэропорта есть один интересный момент, который, по всей видимости, не виден из Киева. Иначе бы СМИ этой новости просто не уделяли бы такого количества своего и зрительского внимания.
Дело в том, что до того, как аэропорт закрыли, а российский агитпроп "высадил" в него войска НАТО, 80% запорожцев даже и не подозревали о том, что городской аэропорт все еще работает. Те же, кто знал, что он таки работает, скорее ассоциировали его с деятельностью авиамоторостроительного предприятия "Мотор-Сич", чем с пассажироперевозками.
Те времена, когда подвыпившая запорожская заводская элита всего за 10-20 рублей могла запросто оказаться в Ленинграде или Таллинне, покоятся между пожелтевших страниц набитых черно-белыми карточками фотоальбомов - в лучшие годы запорожский аэропорт обслуживал 60-80 рейсов в день. Толчею в зале ожидания давно сменило гулкое эхо, а взлетная полоса, последний раз переживавшая капитальный ремонт в 1982-м году, вот-вот сольется с окружающим аэропорт ландшафтом.
Чтобы понять, что за последние 5-7 лет запорожский аэропорт из транспортного узла превратился в транспортный узелок, достаточно зайти на сайт аэропорта. Десяток рейсов в неделю на Киев и Москву, в основном пользующихся спросом у местных бизнесменов и чиновников, а также редкие чартеры в Египет и еще более редкие грузовые рейсы. Вот и весь аэропорт.
Кстати, проблемы тех нескольких сотен человек, которые из-за закрытия аэропорта не смогли переместиться из Запорожья в вожделенную Хургаду взяли на себя турагентства. Посадка и взлет уже запланированных рейсов в теплые края перенесены в киевские аэропорты - туда, как и обратно, запорожцев доставляют автобусом за счет фирмы.
А вот если бы по каким-либо причинам силовыми ведомствами был закрыт запорожский авто- или железнодорожный вокзал, это, как пить дать, парализовало бы полгорода и, может быть, даже вызвало некую панику. Потому что у стоимости билета на самолет "Запорожье-Киев-Запорожье" очень мало общего со среднезапорожской зарплатой, тогда как душный плацкарт или тесное нутро "Автолюкса" - все еще доступны.
Я улетал из запорожского аэропорта всего один раз - лет в 15, в Москву. После этого, работая журналистом, неоднократно встречал в аэропорту то первых лиц государства, то очередные священные мощи (что, в принципе, одно и то же). С каждым годом аэропорт подавал все меньше признаков жизни.
Как отразится на нем 12-дневный перерыв в работе (пока 12-дневный)?
Вполне возможно, что эта вынужденная мера безопасности окончательно превратит аэровокзал и "взлетку" в скелет динозавра из палеонтологического музея, каковым он и является в массовом запорожском сознании.
автор, иди дрочи