Прошлое войны не умирает. Можно ли шутить с историей?

Современным немцам не понять, как можно шутить с историей, тем более с кровавой сталинской
29 травня 201413:28

Берлин. Конец мая. На военных монументах и мемориалах все еще лежат подсохшие цветы, хотя памятные дни с ежегодными официальными мероприятиями давно позади.

В Германии вспоминают войну несколько не так, как на постсоветском пространстве. В центре - память о жертвах.

4-5 мая - годовщина освобождения концентрационного лагеря "Заксенхаузен", в этом году 69-я. 8 мая - День освобождения. Политики  и представители общественных организаций традиционно возлагают венки к могилам павших и произносят речи, суть которых сводится к тому, чтобы не забыть ужасы прошлого и сохранить память о нем.

В этом году бранденбургский министр науки и культуры, профессор Сабина Кунст 4 мая в мемориальном комплексе "Заксенхаузен" произнесла на первый взгляд банальные, но полные ответственности и со временем уже ставшие заклинанием, слова:

- Прошлое никогда не умрет. Мы не должны допустить безмолвия и беспамятства.

В Германии в эти дни по улицам не бродят стаи пьяных агрессивных людей, не пускают салюты, не маршируют военные. Память об ужасах войны, о ее лишениях, о жертвах и размышления о ее последствиях, а не сакральные геройские мифы и железобетонные имперские догмы - вот то, что занимает немцев в эти дни.

Чувствами и речами политиков дело не ограничивается. Уже не одно десятилетие в Германии сотни университетских исследователей, армия музейных работников и добровольцев в мемориальных комплексах пытаются научно осмыслить некогда обрушившуюся на них катастрофу.

- Почему демократия так быстро рухнула? Отчего сопротивление нацистскому режиму было столь малочисленным? Как могла разразиться эта катастрофа, погубившая столько человеческих жизней? Что надо сделать, чтобы этого никогда не повторилось? 

Это всего лишь некоторые вопросы, которым посвящены тонны научных публикаций, публицистических статей, монографий, сотни выставок, фильмов, которые продолжают будоражить людей в Германии, не давая им покоя.

Проделан титанический труд. Куда бы вы не попали в Германии, везде вы наткнетесь на памятные места. Вся страна буквально усыпана аккуратными и всегда ухоженными мемориалами и музеями.

 

Шутки, анекдоты о том времени и даже пародии на отдельных политиков времен национал-социализма считаются в широких кругах дурным тоном.

- Wir nehmen das alles ernst! Мы это все воспринимаем серьезно! - резко отрезал мне однажды один молодой немец на мою дурную шутку на вышеназванную тему.

В языковой сфере вообще соблюдаются чрезмерная осторожность и политкорректность. Лексика, напоминающая о зверствах национал-социализма, произносится с содроганием, либо не произносится вообще, а деликатно заменяется. К примеру, слово Selektion (селекция) в определенном контексте часто замещается нейтральным Auswahl, а вместо глагола deportieren (депортация) официальные ведомства используют ausweisen – высылать, выдворять.   

Любому туристу не может не броситься в глаза то, с какой тщательностью и ответственностью немцы подходят к своей истории.

Возьмем ради примера здание немецкого парламента - сердца немецкой демократии.  Доступный для любого смертного Бундестаг - это огромный мемориальный комплекс, состоящий из памятных досок, картин, каменных плит, граффити…

 

Неудивительно, что отношение к истории столь серьезное. Ведь Германия всегда была в центре всех событий недавно завершившегося 20 века: сначала Первая мировая война, затем Ноябрьская революция, потом хрупкая всеми презираемая Веймарская республика, кошмар национал-социализма и сталинизма и, наконец, как в старой доброй сказке с хорошим концом - объединение двух немецких государств.

Было бы неправдой утверждать, что обработкой прошлого в Германии занялись сразу же после войны. Нет, процесс этот был долгим, мучительным и разным в двух немецких государствах.

Настоящим рубежом можно считать 1960-е годы, когда молодежь свергла авторитеты прошлого, и впервые серьезно задумалась о нем. Молодые люди стали задавать неудобные вопросы своим отцам и дедам. С тех пор общество начало критически осмысливать собственную историю. Выросло уже не одно поколение, освобожденное от национальных мифов и догм, которое научилось критиковать и анализировать прошлое, а не слепо им гордиться.

Многим выходцам из бывшего СССР, приезжающим в Германию, порой трудно бывает расстаться с вбитыми в головы с рождения советскими или постсоветскими штампами. Вместо пафосного "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА" здесь "Война СССР с Германией 1941-1945", вместо "Великого немецкого писателя Гете" здесь просто "Гёте". Никто не помышляет оспаривать заслуги классика, но привычное нашему уху "ВЕЛИКОЕ" в Германии исчезло раз и навсегда. Все здесь подлежит сухому научному исследованию, беспафосной рационализации, десакрализации и эмпирическому анализу.

Ужаснувшись исполинским размерам преступлений национал-социализма, осознав людоедскую суть режима, немцы умно распрощались с их темным прошлым, благополучно выкинув его на помойку. При этом они не забыли публично извиниться, покаяться, выплатить компенсации жертвам режима и, разумеется, изучить в деталях, по дням, а то и по часам и минутам все 12 лет варварства, чтобы избежать ошибок в будущем.

В вопросах национал-социалистского прошлого в немецком обществе царит консенсус: Гитлер и все, что с ним связано, - абсолютное зло! Главное - не допустить безмолвия и беспамятства!

Москва. 9 мая. Море красных полотнищ, людей в форме НКВД и вечно вчерашний народ, который сгорает от патриотизма и гордости, фотографируюясь с двойником Сталина на Красной площади. Дико и противно стало моей немецкой коллеге при виде этого: 

- Wie abscheulich und menschenunwürdig! Как это мерзко и нечеловечно! - произнесла коллега.

Современным немцам не понять, как можно шутить с историей, тем более с кровавой сталинской.

Розділи :

КОМЕНТАРІ

  • Вы замечательно выстраиваете тексты, не задумывались о публикациях? Печатных, а не в интернете. Я почему спрашиваю - у меня есть маленькое но гордое издательство, людей мало, но суперпрофи, все уже в годах, язык и полиграфию знаем добре. Если что - моё мыло mexmexmex (гав-гав-гав) mail.ru

  • это опечатка. Конечно же Wie вместо wir

  • правильно будет "Das ist abscheulich und menschenunwürdig" В предложении должен быть глагол, а "Wir" это "мы".

14.11.2018, 06:14
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 12 липня 2019

    Як реформуватимуть митницю. Нефьодов презентував план

    "Митниця – це дорого"

     
    • 11 липня 2019

    Депутати проголосували за жорсткіше покарання для педофілів. Як змінився кримінальний кодекс

    Кримінальний кодекс зазнав відразу кількох змін

     
    • 11 липня 2019

    Нацрада не може довести, що власником трьох українських телеканалів є Медведчук

    Фещук закликала парламент надати Нацраді жорсткіші повноваження

     
    • 11 липня 2019

    Верховна Рада не змогла звільнити Клімкіна з посади міністра закордонних справ

    Подання про звільнення Клімкіна до Ради подав президент Володимир Зеленський

     
Система Orphus