Солист Mavigiz Мустафа Кизилдели: "Украинская публика реагирует на нашу музыку точно так же, как люди в Турции"

Когда я был маленький, режим в Турции запретил алеви иметь свои храмы – нашу веру не принимали. Поэтому люди собирались для молитвы – у кого большой дом, туда и приходили
25 листопада 201310:40

В конце ноября во Львове, Каменце-Подольском и Киеве выступит турецкое трио Mavigiz. История Синего Секрета – а именно так переводится название группы – началась в 1994 году в Стамбуле.

Активная концертная деятельность по всей Турции сменилась десятилетней паузой, которая прервалась только в этом году выступлением на фестивале АртПоле.

Об Турции, музыке, культуре INSIDER пообщался с одним из участников Mavigiz, Мустафой Кизилдели. 

Мустафа родился в городе Эрзинджан на востоке Турции, в раннем детстве вместе с родителями переехал в Стамбул. Семья Кизилдели принадлежит к религиозной и культурной общине алеви, формально считающейся одним из самых либеральных ответвлений ислама.

Закончил факультет машинной инженерии университета Караэльмас и параллельно – Зонгулдацкую консерваторию по классу багламы, традиционного ближневосточного струнного инструмента.

В 2001 году Мустафа приехал в Киев, где и живет до нынешнего времени, руководя собственным производством лакокрасочных материалов.

С чего все начиналось

В нашей культуре музыка багламы (традиционный ближневосточный струнный инструмент – ред.) традиционно сопровождает молитву. Хотя этот инструмент очень старый и распространен в разных странах – Иране, Азербайджане – только у алеви он звучит в храмах.

 

Современную багламу усовершенствовали, вместо трех струн появилось семь, но мой дедушка специально убирал с ее настроек полутона, и на вопрос "Зачем?" отвечал: "Я играю наши тысячелетние песни так, как они звучали с самого начала".

Когда я был маленький, режим в Турции запретил алеви иметь свои храмы – нашу веру не принимали. Поэтому люди собирались для молитвы – у кого большой дом, туда и приходили. На одно с таких собраний взяли меня. И отец, и дедушка играли на багламе – так я впервые ее услышал.

Тогда захотел научиться сам, полез и случайно разбил папин инструмент. Он ничего не сказал, но вместо этого купил два – один специально для меня. Я как раз учился в первом классе. Тогда же состоялось и мое первое выступление – на концерте в честь Дня национальной независимости Турции. Микрофон был один, так что его то подносили, чтобы я спел слова, то опускали, чтобы было слышно багламу.

Хусейн и Кемаль

С Хусейном (еще одним музыкантом группы – ред.) мы познакомились уже в Зонгулдацком университете. Я учился на факультете машинной инженерии, он – на экономическом. Каждую пятницу после пар в кафе кампуса собиралось очень много народа с вином, пивом, соком. Вместе пели, я играл на багламе, Хусейн – на гитаре.

Кемаль Акдемир, Мустафа Кизилдели, Хусейн Кайнамиш

На летних каникулах мы вдвоем начали выступать в клубах: ездили в Стамбул, Анкару, Мармарис. Параллельно звали и на свадьбы – мы не хотели, но знаешь, как бывает, если это твой очень хороший друг. На одном из концертов познакомились с Кемалем, в то время студентом консерватории ITU – а там учиться сможет не каждый! Он с кавалом присоединился к нам – все были очень довольны.

Почему Секрет Синий 

Планы поломал я – по предложению дяди переехал в Украину. Сначала не думал, что надолго, но вот с 2001 года занимаюсь здесь лакокрасочным бизнесом. У Хусейна рекламное агентство в Анкаре. Только Кемаль музыкант по профессии – выступает с известной певицей Гюлай и преподает.  Но мы не можем без музыки, не хотим.

Правила бизнеса не меняются: ты должен зарабатывать, расширяться, быть успешным. Проигравших не принимают. Культура – совсем другое. Замечаешь, что передаешь людям какое-то знание, энергию, у них меняется виденье. Это и в названии нашей группы – Синий Секрет – как океан, откуда началась жизнь, религия, музыка; источник, который люди хотят изучать и познавать.

Свои песни мы знаем с самого детства: древние религиозные, народные из разных районов Турции – с ними мы выросли. Есть также довольно новые, например протестные, направленные против капитализма, которые появились после военного переворота 1980 года. И сейчас не люблю капитализм.

Как я при этом занимаюсь бизнесом? Я тоже раньше задавал себе этот вопрос. Но это только дань времени, условия, в которых мы должны работать и сохранять то, что нам дорого – культуру, философию.

Что дальше

Когда в июле, спустя после 10-летнего перерыва, мы впервые выступили на фестивале АртПоле, то очень удивились, что украинская публика реагирует на нашу музыку точно так же, как люди в Турции – очень радостно, открыто.

Почему? Я не знаю. От души значит. Или энергия такая. Наверное, создавший это хотел, чтобы поняли разные народы, не только турки или алеви. Я очень много ездил по Украине – Мариуполь, Старый Крым, Бахчисарай, Львов, Черновцы, Запорожье, Одеса – и в этих поездках понял, что важно не где ты живешь, а что делаешь.

Поэтому глобальные вопросы своей группы мы решили так: жить в разных странах и городах, при этом заниматься музыкой и быть Mavigiz – возможно.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

17.11.2018, 13:01
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 17 серпня 2019

    Face-to-face. Бійці ММА помірялись поглядами перед боями

    Зусиллями ринг-анонсера процедура "Face-to-face" перетворилась на гумористичне шоу

     
    • 16 серпня 2019

    Московський суд залишив під вартою шістьох українських моряків

    Суддя відмовилася виконувати рішення Міжнародного трибуналу

     
    • 16 серпня 2019

    НАБУ через суд зобов'язали відкрити провадження щодо Грицака

    Розпочато досудове розслідування за фактом можливого, на думку заявника, штучного створення доказів обвинувачення та інших фальсифікацій керівництвом СБУ

     
    • 16 серпня 2019

    Обвинувачені у незаконному арешті активіста Пасічника 7 місяців не могли ознайомитися із матеріалами. Один з них - помер

    В суді по справі екс-заступниці прокурора Ілони Клюге та слідчого Віталія Матюши щодо незаконного арешту активіста задовольнили черговий відвід судді

     
Система Orphus