Крути педали: во Львове создают первый муниципальный велопрокат

Летом в городе начнет работать прокат, как в Европе – велосипед можно будет взять и сдать в любой точке Львова
Фото: Chmu nextbike, используется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
13 січня 201517:00
  • 0
  • 11

Система совместного использования велосипедов давно известна жителям крупных городов мира. В Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Барселоне, Копенгагене велосипед можно взять в аренду на одной из автоматизированных станций, совершить поездку и вернуть в такой же пункт проката, но уже в другой точке города.

В Украине велоинфраструктура только зарождается – в городах мало велодорожек, не оборудованы съезды и велопарковки. Но велофанатов это не останавливает - летом во Львове появится первый муниципальный велопрокат.

Вопреки опыту европейских городов, инициатором его создания стали не городские власти, а велоактивисты и представители частных компаний. Впрочем, местный совет поддерживает их инициативу и берет на себя решение бюрократических проблем.

INSIDER узнал, когда заработает проект и как он будет развиваться.

Идея

Над созданием муниципального проката во Львове думали сразу несколько компаний: Veliki.ua, которая предоставляет услуги проката в нескольких городах Украины, их местный партнер "Трафик Менеджмент", а также немецкий оператор велопроката NextBike.

Как правило, создание такого рода велопроката инициируется муниципалитетом и реализуется за деньги местного бюджета и спонсоров, которые за вложенные инвестиции получают возможность рекламироваться на велосипедах и станциях системы. Иногда власти предоставляют спонсорам также другие рекламные площадки города.    

 NextBike во Франкфурте. Фото: Sir James, используется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

"Муниципальный велопрокат в Европе – это транспортное решение, чтобы разгрузить центр города, прилегающие улицы  от машин и заставить людей больше двигаться. Вся Европа сейчас в хорошем смысле помешана на здоровье и экологии. Люди могут перемещаться на велосипеде на работу, с работы, на учебу, с учебы, в магазин. На текущий момент в Украине услуга проката велосипедов – это больше как развлечение, покататься на выходных, непродолжительные туры выходного дня, но не более.

В прошлом году мы пытались привлечь к проекту большие рекламные компании, наподобие тех, которые оперируют подобными муниципальными прокатами в Европе, в частности во Франции, но они не заинтересовались - у нас другая специфика рекламного рынка. Мы решили не останавливаться, а идти дальше", - говорит основатель первой украинской сети проката велосипедов veliki.ua Алексей Кушка.

В какой-то момент все три компании объединили свои усилия и начали искать средства для реализации пилотного проекта во Львове. Недавно они выиграли грант от немецкого фонда GIZ, и идея получила шанс на реализацию. Основатели veliki.ua и "Трафик Менеджмент" также получили лицензию Next Bike, оператора, создавшего системы велопроката в 80 городах мира.  

"По условиям гранта GIZ частично закрывает вопрос оборудования, а деньги на оперирование и развитие сети мы должны найти в Украине. На сегодня нам нужно вложить в проект 155 тысяч евро, чтобы запустить систему в виде пяти первых станций, 55 велосипедов и 70 паркомест. Дальнейший рост сети станций, надеемся, будет производиться за счет привлечения спонсоров, размещения рекламы. Возможно, у нас получиться привлечь инвестиции из городского бюджета Львова. А до 2019 года что-то и в государстве поменяется, и городские власти других городов тоже будут выделять какие-то бюджеты", - говорит Алексей.

 Терминал NextBike. Фото: используется на условиях лицензии Hibwub, Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International.

Старт

Первые пять станций велопроката откроются во Львове уже летом, а сейчас Nextbike-Украина проводит опрос львовян, где они должны размещаться.

"После опроса мы подадим во Львовский горсовет заявки на места, где будут установлены станции, но пока советуемся с горожанами. Еще нужно проанализировать размещение этих пунктов с точки зрения существующей транспортной и велосипедной инфраструктуры города", - говорит Алексей Кушка.

В следующем году во Львове, при хорошем финансировании, будет установлено еще 20 точек проката, а конечная цель проекта порядка 50-60 таких станций до 2019 года. Таким образом кататься можно будет по всему городу. Для обустройства пунктов проката городская власть обещает выделить Nextbike землю.

 Мэр Львова Андрей Садовый во время Велодня. Фото: veloden.org.ua

"Предложения по размещению точек проката предоставляют участники проекта, я видел эту схему и абсолютно ее поддерживаю. Согласно плану, сеть будет охватывать все районы города. Потому что если мне надо доехать, например, с Научной на Липинского, а на Липинского нет точки проката, то я велосипед не возьму, куда я его сдам? Пункты будут размещены там, где проживает много людей", - говорит советник мэра Львова по вопросам развития велоинфраструктуры Олег Шмидт.

Сколько будет стоить прокат для горожан, основатели проекта пока не знают.

"Мы сейчас работаем над разработкой технико-экономического обоснования, поэтому говорить о каких-то конкретных цифрах, скажем, сколько будет стоить час проката, не можем. Чтобы просчитать рынок, нам нужно еще немного времени, думаю, до конца недели мы будем иметь более конкретную информацию", - говорит владелец "Трафик Менеджмент" Остап Буденкевич.

Другие города

Львов можно назвать главным велосипедным городом Украины. Еще перед проведением Евро-2012 местные власти совместно с велоактивистами разработали программу развития велосети, в рамках которой было построено 40 километров велодорожек. Всего до 2019 года местные власти при помощи немецкого фонда GIZ обустроят 180 км велодорог. Кроме того, многие улицы в центре города становятся пешеходными, а активисты борются с неконтролируемой парковкой машин на тротуарах.

Однако основатели проката обещают не ограничиваться одним Львовом и уже работают над планами создания подобных сетей во всех крупных городах Украины.

"Могу сказать, что Львов – это только начало. Наша цель – создать сети муниципальных велопрокатов во всех городах-миллионниках. Мы уже сотрудничали с проектом "Старт" по развитию велоинфраструктуры на Левом берегу Киева, который инициировала Стратегия развития Киева. В Киеве больше бюджеты, но и проблем побольше. Политическая воля городской власти Львова достаточно весомая для развития таких проектов, в Киеве подобные вещи пробуксовываются, потому что проблемы у большого города несколько другие. С точки зрения инфраструктуры одному городу выгодно развивать что-то одно, другому – другое", - говорит Алексей Кушка из veliki.ua.

 Велопарад девушек во Львове. Фото: voody-allan.livejournal.com

Дмитрий Сергиенко, бывший менеджер молодежного проектного офиса "Стратегия развития Киева до 2025", говорит, что его проект также пытался разработать сеть велопроката в Киеве, но ему не хватило поддержки властей.

"Мы отобрали 10 площадок в Мариинском и Крещатом парке, а также на Подоле и начали общаться с компаниями, которым было бы интересно это развивать. Откликнулись veliki.ua – они были единственными, кто захотел вкладывать в это деньги. Мы начали заниматься этим вопросом, параллельно думали о создании перехватывающих паркингов. Экспериментальный поставили на ВДНХ, но он больше работает как прокат, потому что место не очень удачное. Дальше грянула революция, и мы постепенно отошли от работы. У нас были кадастры и поддержка общественности, но чиновники никак не поддерживали нашу инициативу", - говорит он.

Также Стратегия Киева вместе с фондом GIZ изучала возможность создания велоинфраструктуры на Левом берегу Киева. Но проект "Старт", как и инициатива сделать велосипедно-пешеходным Подол, пока так и остались на бумаге.

 Велопарад девушек во Львове. Фото: voody-allan.livejournal.com

"Думаю, во Львове, в отличие от Киева, все удастся. Во-первых, там большой пешеходный центр и большой поток туристов. Туда ездят люди среднего достатка, которые бывали в Европе и других странах мира, где велопрокат развит, и знают, как им пользоваться. Во-вторых, Львов продвинулся в строительстве велодорожек. Также за последние 5 лет велосипеды стали популярны, много людей стало кататься на выходных или просто по центру города и паркам.

В целом развивать велоинфраструктуру в городах Украины мешает то, что наши транспортные чиновники воспринимают велосипед, как развлечение. Хотя во многих городах, где развита велоинфраструктура, люди, к примеру, ездят на велосипеде даже зимой.

Правда, в случае с Киевом нужно понимать, что велосипед не заменит собой метро. Это способ подъезда к общественному транспорту или перемещения на короткие дистанции", - говорит Сергиенко.

Известные системы велопроката в мире

Лондон

 Фото: Atomicspaceship

Идею общественного проката продвигал мэр Лондона Борис Джонсон, известный фанат велосипедов. Впоследствии лондонцы даже прозвали муниципальные велосипеды Boris bike.

Профинансировал проект банк Barclays, получив взамен право рекламироваться на парковках и велосипедах. Лондонский велопрокат до сих пор не приносит существенного дохода. Первые 30 минут катания являются бесплатными, и большинство лондонцев пользуются именно этой услугой. Абонемент на день стоит 2 фунта, на неделю — 10 фунтов, на год — 90 фунтов.

Прокат также должен был хотя бы частично решить проблему городских пробок, но так и не выполнил эту задачу.

Копенгаген

 Фото: Ehedaya, используется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported

Система существует с 1995 года, это первый крупномасштабный городской велопрокат в мире. Для горожан и туристов он абсолютно бесплатный – залоговая монетка возвращается при сдаче велосипеда на пункт проката.

Согласно правилам, брать и оставлять велосипеды можно только на станциях проката. Однако многие горожане им не особо следуют, поэтому велосипеды встречаются в случайных местах в свободном доступе. Также нельзя уезжать на велосипеде за пределы центра города, однако и это правило не всегда соблюдается.

Копенгаген считается велосипедной столицей мира. В городе проложено 350 километров велодорожек, чтобы обеспечить полную безопасность велосипедистов, они приподняты по отношению к проезжей части дороги. В пригородных городах можно провозить велосипед бесплатно.

Нью-Йорк

 Фото: Flickr/John Wisniewski

Общественный прокат велосипедов City Bike стал масштабным городским проектом Нью-Йорка. В 2011 году департамент транспорта Нью-Йорка заявил о запуске проекта. За следующий год департамент транспорта провёл 159 заседаний, презентаций и демонстраций, а также 230 встреч с выборными представителями, собственниками и горожанами, которые, в частности, выбирали, где ставить док-станции.

Главным спонсором городского велопроката стала корпорация Citigroup, вложившая в проект 41 миллион долларов. Годовой абонемент стоит около 100 долларов, а вся прибыль от проекта идёт городу. Для обслуживания системы было создано около 200 рабочих мест. Перед запуском проекта власти совместно с организацией Bike New York организовали программу обучения базовым навыкам пользования велосипедом в городе. На встречах горожанам рассказывали о правилах дорожного движения и поведения в потоке, обязанностях и ответственности. 

В 2013-м на Манхэттене и в Бруклине установили 330 док-станций и закупили 6 тысяч велосипедов. В дальнейшем планируется расширение программы до более чем 10 тысяч велосипедов и 600 станций. Кроме того, по городу проложили более 550 километров новых велодорожек.

Париж

 Фото: Rcsmit, используется на условиях лицензии GNU Free Documentation License

Сеть городского проката Vélib' - одна из крупнейших сетей в мире. В ее расположении находится 1202 станции и 20 тысяч велосипедов. Она обслуживает до 110 тысяч ежедневных поездок и является частью системы общественного транспорта города. Пункты аренды Velib' установлены в радиусе 300 метров.

Абонемент на день стоит 1,70€, на неделю — 8€, на год — 29€. Абонемент можно купить прямо на станции через терминал с помощью банковской карты, с неё снимут залог 150€. По истечении срока действия абонемента сумма возвращается на карту, но эти деньги могут сгореть, если клиент не возвращает велосипед двое суток.

Оживлённое автомобильное движение в Париже — единственный минус езды на общественном велосипеде. Велодорожки встречаются не всегда, а к езде по тротуарам французы относятся отрицательно. В силу этих причин городской велопрокат не настолько популярен среди горожан, а велосипедов хватает и туристам.

Москва

 Фото: A.Savin, используется на условиях лицензий Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В 2013-м в Москве стартовал проект "ВелоРоссия", в рамках которого открылась первая сеть краткосрочной аренды велосипедов Velobike. На момент открытия введено в эксплуатацию 30 автоматических парковок и 500 велосипедов. Электронные замки и блок управления работают от солнечной батареи. Поставляет станции чешская компания Homeport, аналогичные установлены в Праге, в британском Блэкпуле и французском Ла-Рошеле.

Для использования велосипеда нужно зарегистрироваться на официальном сайте, внести абонентскую плату и некоторую сумму на свой счёт. При использовании велосипеда более 30 минут со счёта списывается дополнительная сумма, зависящая от времени аренды велосипеда.

Позже по тому же принципу был запущен и велопрокат в Санкт-Петербурге.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter
11
ПЕРЕГЛЯДІВ
0
КОМЕНТАРІВ

КОМЕНТАРІ

21.05.2016, 08:46
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 1 лютого 2016

    INSIDER: Лучшие материалы

    Здесь мы оставляем тексты, которые нам показались самыми знаковыми

    • 0
    • 119
     
    • 31 січня 2016

    Роман Безсмертний: "Росія зацікавлена, щоб ця війна тривала без кінця"

    "З появою Гризлова мало що змінилося. Ви дискусію навколо Сталіна уявляєте?"

    • 3
    • 58
     
    • 29 січня 2016

    Как проститься с прошлым

    Как прощаться и открываться новым возможностям, рассказывает психолог

    • 1
    • 84
     
    • 29 січня 2016

    Крымские ультрас: «Предателей мы не забудем»

    Что означало быть проукраинским ультрасом в Крыму в начале оккупации, и как они живут сейчас

    • 1
    • 67
     
Система Orphus