Вам часто дарят символичные и не очень-то нужные подарки? Корпоративная этика просто обязывает на каждый праздник презентовать сотрудникам презенты. Мы любезно вручаем друг другу статуэтки и альбомы, а потом долго думаем, куда же их положить.
Год назад был создан проект, позволяющий, не выходя из Фейсбука, превращать ненужные сувениры в десятки тысяч гривен. Журналист и одна из основательниц этой инициативы Севгиль Мусаева рассказала INSIDER о том, кому помогает и что продает Благотворительный аукцион.
Аукцион
Эта история началась 6 июня в редакции журнала Forbes. Традиционно курьеры различных компаний и государственных структур приносили сувениры и подарки в честь Дня журналиста. Большей части чашек, блокнотов и календарей, как всегда, предстояло бесполезно лежать и пылиться на какой-то полке.
Тогда у журналистов Бориса Давиденко и Севгиль Мусаевой родилась идея не складировать, а продавать эти вещи с аукциона. Большинство коллег из редакции поддержали инициативу, и через час Севгиль зарегистрировала группу в Фейсбуке.
"Я назвала ее "Благотворительный аукцион ко Дню журналиста", никто же не думал, что эта идея вырастет в такую инициативу. Я думала, мы просто продадим пару вещей, соберем 5 тысяч гривен, и на этом все закончится", - рассказала журналистка.
![]() |
Среди подарков - даже часы от Генпрокурора |
Часто в благотворительных аукционах промо, организация и аренда помещения требует больше денег, чем в итоге собирает мероприятие. Этот же проект создан при нулевом бюджете.
"Фейсбук – это инструмент, который ты в любом случае используешь в течение дня. Если ты подписан на группу, тебе автоматически приходят уведомления и не нужно специально заходить на какой-то сайт. Это удобно, просто и у всех на виду", - уверена Севгиль.
Механизм очень понятный. Участники выставляют свои подарки в качестве лота, устанавливая символическую цену. Дальше, в комментариях под постом, идут порой очень напряженные торги и выигрывает тот, чья ставка не будет побита в течение суток. Затем все вырученные средства передаются администраторам группы и отправляются на благие дела.
Сначала организаторы пригласили в группу своих друзей, потом присоединились друзья друзей и, постепенно комьюнити разрослось до 814 человек. Редакция курировала всю работу аукциона: от определения победителей и передачи лотов, до бухгалтерии и перечисления денег на благотворительность.
"Мы занимаемся аукционом в свободное от работы время. Часто участники присылают нам свои подарки, и мы выставляем лоты. Это, конечно, занимает немало времени", - рассказала нам Сева.
Участники группы не просто перечисляют деньги, а покупают вещь. Плюс, большую роль тут играет дух соперничества. Первая выставленная на продажу бутылка вина ушла за 1000 гривен при стартовой цене в 150.
![]() |
Пачка сигарет "Беломор". Стартовая цена 10 грн. Продано за 60 грн |
Дуэль между двумя журналистками за кружку "Акула пера" подняла ее стоимость с 10 до 3 330 гривен. Со временем к группе подключились бизнесмены. Активное участие стал принимать совладелец Dream Town Гарик Корогодский.
Среди лотов благотворительного аукциона были карты с карикатурами на украинских политиков и бизнесменов, карандаши, старые газеты, странная бижутерия, шарф "Динамо-Боруссия", сертификат на проживание в отеле Radisson Blu Resort, бубен "Анархо-капиталиста", iPad, советский "Беломорканал", американские презервативы.
Еще с молотка ушла визитница от Виктора Ющенко, ручка Parker от Киевгорстрой, остановившиеся часы от Александра Омельченко и возможность присутствовать в прямом эфире утреннего шоу на радио Roks.
"Я и сама участвовала и выкупала лоты. Всегда сидишь, переживаешь, чтобы никто не перебил твою ставку. Я нефтегазовый журналист и купила как-то сувенирную колбочку с нефтью. Стартовая цена была гривен 50. Мы сцепились с девочкой, у которой муж работает в нефтяной компании, дошли до ставки в 450 гривен и она мне уступила", - рассказывает Севгиль.
![]() |
Однажды была выставлена бутылка водки "Хортица" с головоломкой и стартовой ценой в размере 100 гривен. В разгар торгов кто-то отметил Евгения Черняка, собственника "Хортицы", в комментариях. Он сделал ставку в 10 000 гривен и сказал, что торг здесь неуместен. Эту ставку еще никто не перебил.
Но бывают и случаи, когда люди выигрывают, но не приходят забирать лот и, соответственно, не передают деньги. Так с молотка, тоже за 10 000 гривен, был куплен корпоративный календарь на 2013 год холдинга УМХ с изображением кошки Вени, которая живет в редакции. Но увы, человек не выкупил свой лот и исчез.
Благотворительность
С 6 июня 2012-го по 8 августа 2013 года организаторы собрали 222 тысяч 382 гривен 34 копейки.
"В течение 4 лет я езжу с одной организацией в детский дом-интернат в Триполье, знаю там руководство. Ведь проблема еще в том, что хочешь кому-то помочь, а не знаешь, кому и как это правильно сделать. К тому же, всегда есть сомнения все ли будет в порядке, действительно ли дойдет помощь до адресата", - уверена одна из инициаторов аукциона Севгиль Мусаева.
Первые деньги были потрачены на нужды детского дома в Триполье. Там была очень старая мебель, а собранной суммы хватило на закупку новых шкафов, тумбочек и кроватей. В благодарность дети прислали очень трогательный, написанный от руки диплом, с подписями 114-ти интернатовцев.
Часть денег организаторы всегда отдают проекту Таблеточки, который собирает средства на закупку лекарств для киевского Центра детской гематологии "Охматдета". Покупали препараты для отделения неврологии городской больницы №7. Отдельно выставлялись лоты на лечение от рака племянницы одного из коллег. Тогда для девочки собрали 20 тысяч гривен.
![]() |
Книга-сценарий фильмов "День радио" и "День выборов" от Театра "Квартет И" с автографами Леонида Бараца, Камиля Ларина, Ростислава Хаита и Александра Демидова. Стартовая цена 150 грн. Продана за 1600 грн. |
Но со временем обращений помочь конкретному ребенку стало очень много, и журналисты были вынуждены отказаться от адресной помощи.
"Мне начали писать родители детей, рассказывали о своей проблеме и просили помочь. Перечислять каждому ребенку по 1 000 гривен не имеет смысла. А отдавать всю собранную сумму одной семье несправедливо. Какой критерий отбора здесь уместен?" – рассказывает Сева.
Помимо сбора денег с помощью аукциона, в декабре прошлого года организаторы совместно с детской театральной студией "Крылья" сделали благотворительный спектакль "Лети бабочка" - про больную раком девочку, которая борется с болезнью. Из 320 мест, которые вмещал зал, было продано 250 билетов и собрано 11 тысяч гривен.
![]() |
"Смысл был в том, что одни дети помогали другим своей игрой. Но я поняла, что людям гораздо легче просто передать деньги, купить что-то, чем приходить, непосредственно проникнуться этим всем и участвовать. У всех свой порог чувствительности", - считает журналистка.
Тем не менее, увидев результат от такого аукциона, начали создаваться и другие проекты.
К Севгиль стали обращаться за консультацией и приглашать в наблюдательные советы других благотворительных организаций. Уже запустился Большой Благотворительный аукцион, еще готовится проект, где будут продаваться более дорогие, уникальные вещи.
"Хорошо, что эта идея заимствуется, у человека появляется возможность выбрать проект, детдом, конкретного ребенка, которому он хотел бы помочь. Лично я только "за", - подытожила Севгиль.