Не так давно в метро появились первые обновленные схемы метро, разработанные объединением “Агенти змін” во главе с дизайнером Игорем Скляревским. Ранее там же развешивали объявления, обращавшиеся к пассажирам на человеческом, а не канцелярском языке. Вероятно, уже скоро в кассах начнут продавать и новые проездные, концепцию которых разработали те же дизайнеры.
Впрочем, занимаются они не только усовершенствованием метро. О проделанной работе и планах “Агенти змін” рассказали на встрече в “Часопысе”.
Агенты
Волонтерское объединение “Агенти змін” насчитывает от 10 до 20 человек - дизайнеров, иллюстраторов, пиарщиков, специалистов по коммуникациям, переводчиков и прочих неравнодушных.
“У меня были разные проекты. Например, концепт туристической навигации в Киеве к Евро-2012, который эпично провалился при рассмотрении в мэрии. Помню, как на примере цветка в горшке я объяснял комиссии, что коричневый и зеленый сочетаются. Были и партизанские проекты, например - замена таблички на доме в центре города. Была концепция размещения информации на остановках транспорта. Потом еще редизайн фуникулера - логотип, ливрея, навигация на самой станции. Собственно, это и был первый удавшийся проект, а все потому, что с ним мне много кто помог. Я веду к тому, что со временем стало понято - один человек ничего не изменит”, - вспоминает Игорь Скляревский.
![]() |
Навигация для городской электрички. Все фото предоставлены "Агентами змін" |
Последующие проекты - редизайн городской электрички, навигация в метро, новые проездные и другие - это уже работа целой группы. Среди “агентов”, к примеру, Максим Головко - архитектор “Студії Парасоль”, Юрий Грановский - UX-специалист в Usabilitylab Україна, Рей Мэйсон - проектирует взаимодействие пользователей и разрабатывает дизайн интерфейсов для больших и интернет-магазинов, стартапов, мобильных и интернет-решений в Украине, США и Европе, Александр Колодько - графический и веб-дизайнер, Юля Колесник - копирайтер в BBDO Ukraine.
Все занимаются городскими проектами в свободное от основной работы время, а его нужно немало, поэтому на быстрые изменения рассчитывать не приходится.
“Дизайн-процесс не основывается только на подборе шрифта, рисовании кружочков, квадратиков и картинок. Например, при разработке навигации на станциях метро "Крещатик" и "Майдан" мы определили 30 типичных сценариев ее использования. Кроме того, есть еще нетипичные - когда человек потерялся, экстремальные - когда метро заминировано, например. Все это нужно учесть”, - рассказывает Юра Грановский.
Впрочем, при работе с коммунальными предприятиями иногда приходится быть очень быстрыми. Максим Головко вспоминает, как навигацию для первой станции городской электрички подготовили буквально за неделю:
“Все обычно долго утверждается, а потом сделать надо чуть ли не на завтра. Станция "Троещина-2", для которой мы разработали навигацию, вообще была не достроена. У нас любят сдавать объекты под “красную ленточку”, которую кто-то должен перерезать. Зато, когда занимаешься навигацией городской электрички, у тебя есть прекрасная возможность побывать на Троещине в 7 утра. И даже в такое время там найдется человек, который точно знает, как лучше нужно сделать. Но навигацию невозможно создавать, сидя в теплом офисе, ведь она в первую очередь про людей, а не про объекты”.
![]() |
К обсуждению и тестированию каждого концепта “агенти” стараются привлечь максимум общественности.
“Публичность нам нужна не ради лайков в Facebook, а потому что она влияет на качество проектов. Никто даже не знает имени дизайнера, который разработал предыдущую схему метро, ее ни с кем не обсуждали. И все наверняка помнят эти эпик-фейлы с транслитерацией перед Евро-2012. В нашей же схеме не может быть ошибок уже потому, что в ее обсуждении приняло участие несколько тысяч человек”, - объясняет Игорь Скляревский.
Кстати, некоторые замечания и пожелания были учтены и схему метро несколько раз меняли, но сам метрополитен не внес ни одной правки. В целом, по словам “агентов”, именно с этой структурой у них наладилось самое продуктивное сотрудничество, поэтому и стали возможны дальнейшие изменения в подземке.
Метрополитен
Упомянутая уже схема скоростного транспорта - пока что самый заметный проект “агентов” в метрополитене. В некоторых вагонах она уже висит, но тестирование продолжается, так что замечаний и предложений по-прежнему ждут.
“Так совпало, что внедрение новой схемы пришлось на период повышения цены на проезд. Многие возмущались, будто в этом и мы виноваты. На самом деле метрополитену это не стоило практически ничего, потому что они и так периодически меняли схемы, когда те изнашивались. В остальные вагоны ее будут внедрять постепенно”, - объясняет Александр Колодько.
![]() |
Новая схема метро |
Кроме того, дизайнеры работают и над линейными схемами в вагонах. Также они взялись за разработку навигации для станций метрополитена, но это масштабный проект. Только на пилот - узел “Крещатик” - “Майдан” - потребуется около полугода, а то и больше.
“В Киеве - такой зоопарк станций, что просто взять опыт другой страны, перенести сюда, например, систему ориентирования в метро Барселоны, не получится. У нас может быть станция “Черниговская”, похожая на подземный переход, где по какой-то случайности еще и поезда останавливаются. Или “Золотые ворота” - памятник архитектуры”, - говорит Рей Мэйсон.
Конечно, это не единственная проблема, которая усложняет работу. Такой продукт непросто создавать уже потому, что целевая аудитория навигации в метро - это практически все горожане. Такая вводная свела бы с ума любого маркетолога.
“Многие спрашивают, зачем это вообще делать. Ведь никто не слышал о случаях, когда кто-то заблудился в метро, не смог выйти, умер от голода или холода. Но это не значит, что с навигацией не стоит работать. Многие из вас наверное были в переходе с “Крещатика” на “Майдан”, где вся информация заклеена рекламой, толпится много людей и ничего непонятно. Такие микро-фрустрации оказывают негативный эффект на город в целом - люди приезжают на работу или домой злые, они не справляются с поездкой легко. А тем, кто в Киеве ситуативно и не привык к метро, еще сложнее. Наверное, каждый также бывал на станции “Льва Толстого”, попадал в переход и не понимал, куда выйти в город. Можно разве что на запах Макдональдса ориентироваться”, - объясняет Юра Грановский.
![]() |
В этом проекте “агенты” также очень рассчитывают на привлечение общественности, потому что без тестирования создать навигацию не получится. На метро у дизайнеров еще большие планы, но пока стараются браться за проекты, реализовать которые вполне возможно.
“Еще у меня есть маленькая мечта - видеть, сколько времени осталось до приезда следующего поезда, - говорит Рей, - Потому что знание о том, что 2 минуты и 47 секунд назад поезд ушел, еще никому не помогло его догнать. Еще такая история: подъезжая к станции, мы часто по набору определенных критериев пытаемся понять, что это, к примеру, “Кловская” или уже “Печерская”. По оттенку мрамора или еще чему - есть много лайфхаков. Кто-то даже успевает через окно разглядеть надпись, мимо которой пролетает поезд. На самом деле можно придумать решение”.
И еще один небольшой, но определенно заметный проект “агентов” - новый дизайн проездных и бесконтактных карточек в метро. Что касается пластиковых карточек, то здесь концепт уже готов и находится на утверждении в метрополитене. В случае успеха они уже скоро появятся в кассах.
![]() |
Дизайн нового проездного |
“Агент” Владислав Кулик объясняет, что, поскольку бесконтактную карточку обычно используют долго, ее постарались сделать максимально простой и нейтральной. Это характерно для проездных во многих странах. На ней не стали размещать схему метро или загромождать другой информацией, поскольку надписи на такой карточке скорее всего будут читать раз в жизни - при покупке. Поэтому на реверсе - только краткая инструкция по использованию и контакты метрополитена - в том числе и twitter.
Концепт для бумажных проездных еще не разработан, но уже есть рабочие эскизы. Пока определенно дизайнеры могут сказать, что эти проездные будут красочнее бесконтактной карточки, специально для них создадут иллюстрации с видами города или транспорта. Все варианты проездных - студенческие, ученические, на определенное количество поездок или несколько видов транспорта - сделают разными, но в единой стилистике. А проездной на новый месяц будет отличаться от предыдущего.
![]() |
Эскизы месячных проездных |
“Проездной - не самый важный элемент дизайна в метро, но он более персонализирован, ведь это вещь, которую все мы носим с собой. Дизайн существующей карточки нефункционален, но такая ситуация не только в Киеве - в Харькове не лучше. Все это потому, что делалось не для людей”, - считает Владислав Кулик.
Еще один глобальный проект, начало которому уже было положено - разработка коммуникационной стратегии метрополитена. Объявления в метро, которые разговаривали с пассажирами просто и понятно, - это пока единичные примеры. Задача “агентов” - сделать так, чтобы любой сотрудник подземки в нужный момент мог сам написать такое же объявление, используя определенный набор правил. Касается это не только бумажных объявлений, но и голосовых - тех извечных обращений к “шановним пасажирам”. В этом направлении работа только началась.
доброго дня! чи є робочий лінк на хлопців? або контакти
Можна писати їм у Fb https://www.facebook.com/wayfindingkyiv?fref=nf
Тільки не "поїздів", а "потягів". Є якісь контакти цих хлопців, щоб їм це сказати?)