Стена Срача, Или гамлетовский вопрос по-харьковски

Граффити Гамлета хорошо известны не только любителям современного искусства, но и жителям харьковского "тихого центра"
Фото: Сергій Бобок / Insider
12 вересня 201822:32

Вокруг стены обычной трансформаторной будки по ул. Гоголя, 2 в самом центре Харькова в последние пару недель разгорелись нешуточные страсти на почве неприятия парой местных жителей современного искусства.

Поскольку тема уже стала актуальнее многих политических разборок, то INSIDER решил сделать более детальную сводку с места событий.

Итак, сначала стена была просто умеренно грязной. Будку построили в 50-х годах, вместе с коробкой расположенного рядом ведомственного дома КГБ - для этого предварительно снесли находившуюся на этом месте лютеранскую церковь. С тех пор раз в несколько лет облэнерго красило в будке металлические двери, да еще менялся фасон мусорных баков - а так все оставалось без изменений.

До тех пор, пока в 2016 году стену, смотрящую на дом, не выбрал для одной из своих работ харьковский художник Гамлет Зиньковский. Так на ней появился стоящий на огромной ладони человек и надпись "Кажется, я нашел себя… Не потерять бы его…".

 

Граффити Гамлета хорошо известны не только любителям современного искусства, но и жителям харьковского "тихого центра". Гамлет уже несколько лет расписывает неприглядные заборы, стены и арки. Правда, многие его работы остались только на фото, став жертвой не совпадающих с авторским эстетических вкусов некоторых местных жителей и предпринимателей.

В августе он создал несколько работ на стенах домов в Одессе, 14 сентября в ЕрмиловЦентре открывается его совместная с харьковским дизайнером Bob Basset выставка, 18-го - презентация в Харькове новой книги стихов Сергея Жадана "Антена", которую иллюстрировал Гамлет.

Тем временем на одной из улиц, расположенных в нескольких сотнях метров от трансформаторной будки, рабочие заложили плитами утеплителя очередную работу Зиньковского. Ее теперь тоже можно будет увидеть только на фото.

Так случилось и с росписью трансформаторной будки, потому что она раздражала семью из подъезда напротив.

Их соседи по двору ничего конкретного рассказать INSIDER об этих людях не смогли - живут то ли на третьем, то ли на пятом этаже, во двор выходят нечасто, необщительны... Вечером 4 сентября, вооружившись малярным валиком и банкой краски, они восстановили внутреннюю гармонию, закрасив рисунок, который они назвали "шизофренией, а не искусством", в нормальный понятный депрессивный серый цвет.

 
 
 

Кто-то из соседей пытался их увещевать - но без толку.

"Честно говоря, я не знаю, что делать с этой ситуацией. Идти бить этих людей - не буду, это грозит уголовной и административной ответственностью. Подать на них в суд? Нет. Больше всего бесит, что мои знакомые видели, как уничтожают работу, но никто ни**я не сделал. Так уже было в 2014 году, когда уничтожили картины в арках на Пушкинской. Раздражает вот эта тухлость людей и нежелание вмешиваться", - прокомментировал уничтожение своей работы местному изданию сам Гамлет. Кстати, все жители того же дома, с которыми удалось пообщаться INSIDER, сожалеют об уничтожении работы - говорят, что она им нравилась.

"Надо им там хер нарисовать - это будет привычно и подходяще", - прокомментировал один из пользователей соцсетей. Видимо, идея витала в воздухе - на стене появилась надпись: "Х...Й. Так лучше?".

 

Менее чем через сутки неприличное слово закрасили - говорят, уже коммунальщики.

 

На его месте появилась констатация: "Какой Харьков - такой и Бэнкси".

 

За ночь к этой надписи добавилось стилизованное изображение Христа с подписью "И меня закрасишь?", замечание "Х...Й - это не конец", призыв "Улетай с нами и находи себя", а также сразу два изображения пениса.

 

Потом все это снова кто-то закрасил. Тем временем, о стене уже активно писали в соцсетях, к ней потянулись негодующие и просто любопытствующие, у нее появилось свое название - "Стена Срача" - и даже своя страница в Instagram. А на смену неустанно закрашиваемым коммунальщиками граффити приходили столь же неустанно создаваемые новые.

 
 
 

Видимо, в попытке как-то обуздать волну народного творчества, возле стены появились работники полиции в штатском.

 

Этот инцидент эффекта не дал, но повлек за собой вдобавок к реальным все новым рисункам на стене еще и многочисленные вариации на тему, созданные с помощью компьютера.

 
 
 

Сегодня к стене приклеены цветные рисунки.

 

Фото: Сергей Бобок / Insider

"Диалог культур", как выразился один из пользователей соцсетей, продолжается. На сайте Харьковского горсовета зарегистрирована петиция с призывом признать все работы Гамлета Зиньковского на стенах харьковских домов муралами.

За два первых дня она собрала почти 250 подписей из необходимых для рассмотрения мэром Геннадием Кернесом 5 тысяч - впрочем, у сторонников есть еще 88 дней.

Сам Гамлет во всем этом процессе участия не принимает и заявил, что работу восстанавливать не собирается: "Ну хорошо, я сделаю новую работу, они придут снова вечером с ведром краски и снова закрасят".

В публикации использованы фото из соцсетей

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

13.09.2018, 01:56
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 19 вересня 2018

    Серця трьох: осіннє загострення

    НАБУ сьогодні планували взяти на хабарі заступницю Холодницького Ольгу Ярову

     
    • 19 вересня 2018

    Е-декларації: історія фейкових перевірок

    Співробітники НАЗК орієнтуються не на з’ясування джерел походження коштів на майно, навіть коли мова йде про статки вартістю в мільйон

     
    • 17 вересня 2018

    Війна з мером за липи: як ужгородці рятують свою набережну

    Кабмін на облаштування набережної виділив понад 21 млн грн, які отримає місцевий "гранітний барон"

     
    • 14 вересня 2018

    Змій без голови: Як Садовий втратив фракцію у Київраді і куди заведе «Київська команда» Сергія Гусовського

    У вигляді "Київської команди" міська влада отримала ще одного союзника

     
Система Orphus