Доступная экзотика: в Африку – лоукостом

Дым от жаровен. Укутанные в полиэтилен головы животных. Инопланетные фрукты и овощи. Яркий ширпотреб со всего мира. Парикмахерские. Мечети. Школы серфинга. Отели. Разноцветные двери
22 квітня 201710:51

Грядущий "безвиз" приблизил украинцев не только к узким улочкам заветной старушки-Европы. Беспрепятственный въезд в Шенгенскую зону открывает и ряд других возможностей. И речь даже не о шабашках на клубничных полях Польши. Благодаря европейским лоукостам (полноценным, а не тем аэро-симуляциям, которые в Украине принято выдавать за дешевые перелеты) можно не только "умереть" в Париже и воскреснуть в Амстердаме, но и, потратив на дорогу порядка 170 долларов, смотаться в Северную Африку, в Королевство Марокко. То самое Марокко, где пустыня Сахара, Атлантический океан, а поцелуй - все еще поцелуй.  

Цена вопроса

Авиабилеты в марокканскую столицу Рабат покупались за два месяца. Переезды-перелеты по маршруту – Киев-Краков-Рим-Рабат обошлись в 4600 гривен. Из Киева во Львов – поездом (600 гривен в две стороны), из Львова в Краков – автобусом (800 гривен туда-обратно). Дальше – самолет. Перелет лоукостом Ryanair по маршруту Краков-Рим-Рабат (3200 гривен в две стороны) хорош тем, что зазор между прилетом в Италию и отлетом в Марокко составляет один час. Этого вполне достаточно, чтобы пройти паспортный контроль.

Да, логистика слегка мудреная, но условно прямой перелет Киев-Рабат с парой пересадок и ожиданием в 10 и более часов между рейсами в транзитных зонах, обойдется в 10-12 тысяч гривен.

Важный момент: в большинстве своем лоукосты гнездятся не в центральных аэропортах. И тот же аэропорт Рим-Чампино, в котором обслуживается Ryanair, находится не совсем в Риме – до центрального римского вокзала Термини придется добираться 50 минут шатлом (цена вопроса – 4-5 евро). Та же ситуация в марокканской столице – от аэропорта Рабат-Сале до центра старого города придется ехать 40-50 минут автобусом (цена вопроса – 20 дирхам, или порядка 55 гривен). 

 

Кстати, в начале апреля рейсы в Марокко запустил и хорошо знакомый украинцам Wizzair. Например, в августе добраться из польской Варшавы в марокканский Агадир можно за 3100 гривен в две стороны. И это без 20-процентной скидки, традиционной для ежемесячных распродаж лоукоста. Ну, а владельцы дисконтной карты авиакомпании сэкономят на билетах все 30%. 

Виза делается за 20 долларов в течении двух недель в гривнах по курсу в марокканском посольстве в Киеве. Заблаговременно следует записаться на подачу документов по телефону 044-284-33-26 или написав на почту morocco@voliacable.com. Комплект стандартный - заполненная анкета (ее посольство сбросит на почту), два фото, национальный и заграничный паспорт, код, страховка, билеты в две стороны, резервация отеля, справка из банка о доходах.

 

Что касается проживания, то здесь все зависит от бюджета. Сутки в рабатском хостеле обойдутся… но нет, в Рабате нет хостелов. А вот комнатку в отеле можно снять от 20-25 долларов в сутки. Хотя остановится в настоящей риаде - традиционном марокканском доме садиком во внутреннем дворе, - это отдельное удовольствие, добавляющее путешествию в Марокко колорита.

Деньги, транспорт, алкоголь

Марокко – бывшая французская колония, поэтому английский язык еще поможет объяснится в отеле, но будет бесполезен, например, в магазинах, на рынках или просто на улице. Поэтому перед поездкой будет не лишним выучить что-то помимо "Je ne mange pas six jours". Как минимум стоит знать цифры. Для того, чтобы торговаться. Ибо Марокко участвует в том же чемпионате по престидижитациям вокруг иностранного туриста, что и Турция, Индия, Египет и другие страны.

 

Проще говоря, разница между называемой и фактической ценой прямо пропорциональна жадности продавца. Но стойте на своем - да обрящите. Хотя в целом цены в кафе и супермаркетах вполне приемлемы. А в забегаловках для местных и на локальных рынках так и вообще ниже украинских. Например, цены на бананы вызывают томительные воспоминания о долларе по 8.

Алкоголь. С ним в Марокко проблемы похлеще, чем при раннем Горбачеве. Несмотря на все свое разнообразие и творящийся на улицах Вавилон, Марокко – достаточно строгая мусульманская страна, где во время обеденной молитвы жизнь заметно замедляется. Выхода два – либо везти с собой из ближайшего Duty Free, либо искать немногочисленные супермаркеты сети Carrefour. Да и то, стоит учитывать, что могут, во-первых, могут попросить паспорт, а, во-вторых, алкоголь не продают днем – только до 11 утра и после 4 вечера.

Транспорт. Удобнее всего по рабату передвигаться на трамваях. Более чем современных. Цена проезда 6 дирхам (15 гривен). Билеты продаются в автоматах на остановках. Две трамвайные ветки пронизывают весь город. На трамвае можно даже уехать в соседний Сале – город-спутник Рабата, с которым марокканская столица слилась столь плотно, что не будь реки Бу-Регрег, никто бы и не знал, что Сале – не пригород, а отдельный город, образующий вместе с Рабатом так называемую столичную агломерацию.     

Но дабы окончательно не превратится в акына с Википедией, нанизывающего на дорогу вереницу лайфхаков, музеев, крепостей и прочих must-see мест, далее расскажу исключительно о субъективных переживаниях от марокканской столицы, в коей провел 4 дня. Подчеркиваю, все написанное ниже касается только Рабата и экстраполируется на другие марокканские города приблизительно также, как же, как путевые заметки о Харькове могут описать, например, Днепр. То есть, очень в общем. Любители же сакральних мест запросто нагуглят топ-10-20 мест, которые обязательны для посещения каждым туристом, оказавшимся в столице этого арабского королевства.

 

Город

Если верить шагомеру, то за 4 дня я прошел по Рабату порядка сотни километров. Разный город. Президентский дворец сменяют ветхие лачуги, ботанический сад – современные многоэтажки в арабском стиле. Портреты короля в каждой лавке. Обилие желтого и синего в декоре стен. Резьба мечетей, в большинство из которых, не мусульманам вход воспрещен, соседствует с украшенными муралами стенами. Два года назад в рабате прошел всемирный фестиваль стрит-арта Jidar Festival, поэтому городские стены буквально усеяны современной живописью.

 

Если что и объединяет всю эту эклектику, то это торговля. Все продают все. На каждом углу. Порой кажется, что экономика этого города зиждется на поштучной продаже сигарет, старых журналов и бумажных салфеток.

Еще один объединяющий фактор – мужчины, пьющие кофе на летних верандах многочисленных кафе, где стулья, на французский манер, обращены к мостовым. Ранним утром, в обеденный зной, и поздним вечером они тянут свой невкусный кофе из маленьких кружек, запивают его водой, и смотрят куда-то сквозь прохожих. Смотрят так, словно на каком-то глубинном уровне поняли, что прохожий – от слова пройдет. Пройдет и этот. И это.

 

Медина

Медина - это город в городе. Государство в государстве. Типичное для северной Африки и арабских городов вообще поселение, обнесённое крепостной стеной, где базарные лотки так тесно переплелись с жильем, срослись с ним, что стали одним целым. Рынок как бытие. Своя Медина есть в Сале. В Фесе. В легендарном синем городе Шефшауэне – визитной карточке всего Марокко.

В Рабате есть туристическая Медина, лакированная, резьбленная, отполированная глазами иностранцев, проходящая у границы главных туристических троп. Здесь говорят на английском, здесь пахнет восточными специями и травами. Продавцы обходительны и обаятельны. Здесь люди со всего мира каждый день решают, в виде чего - отрезка ткани, мешочка пряностей, картины, ковра, посуды для тажина, кожаной сумки или деревянной маски, - они заберут с собой частичку этого города.

 
 
 

А есть Медина настоящая, та Медина, в которой не только продают, но и живут. Медина, в которой турист - редкий гость. И не потому что страшно. Медина, если верить интернету и моему скудному опыту прогулок в ней, вполне доброжелательное место. Проблема в том, что витиеватый клубок, все это переплетение улиц, тупиков, переулков, не распутать без проводника или GPS.

Дым от жаровен. Укутанные в полиэтилен головы животных. Инопланетные фрукты и овощи. Яркий ширпотреб со всего мира. Парикмахерские. Мечети. Школы серфинга. Отели. Разноцветные двери. Искусно выкованные фонари. Забегаловки, переполненные людьми. Нищие. Юродивые. Дети. Обычные люди, для которых это просто дом. Проповедники. Трепанные жизнью коты. Портреты короля на каждой стене. И бесконечный, плотный, насыщенный всеми возможными цветами кожи, расами, языками и диалектами человеческий поток, который под давлением светового дня втискивается в путаницу бетонно-кирпично-глиняных рукавов.

 

Именно благодаря Медине понимаешь, что 4,5 тысячи километров, отделяющих Марокко от Украины, преодолевались не только в пространстве, но и во времени. 

Океан

Главная достопримечательность Рабата. И об этом преступно мало написано в интернете. Как будто какой-то жадный и скупой полубог, оберегает свое сокровище и очень не хочет им делиться с приезжим. И дело даже не в том, что океан – не море, и всякий, стоявший на берегу океана эту разницу ощущал – разницу между песочницей и пустыней. Но особого колорита океану именно в Рабате добавляет рельеф побережья – скалы и утесы. Из-за этого пяти-, десятиметровые волны, рождающиеся где-то в атлантических недрах, разбиваются о берег с невероятной силой. Они то заливают ровные плато огромными пенистыми медузами, то, натыкаясь на многочисленные камни и валуны, взмывают остроконечными гейзерами в зенит, к крышам домов, к самой верхушке Минарета Хасана. Благодаря этому океан, и без того не самая спокойная субстанция, слышен за пару кварталов. Гул стоит такой мощный, утробный, низкий, что кажется за следующим углом наткнешься на стадо мамонтов или умирающего Левиафана.

 

Чтобы хоть как-то нет, не остановить, но хотя бы замедлить эту мощь, Рабат стерегут два гигантских, заходящих в воду на несколько сотен метров, волнореза. На гугл-картах они выглядят как передние лапы скарабея.

Добавляя в этот пейзаж старое мусульманское кладбище Ас-шухада, сползающее по холму к океану, добавляя к этому безымянный столетний, борящийся с непрерывным головокружением маяк и виднеющуюся на горизонте восьмисотлетнюю цитадель Касба Удая, понимаешь, почему взгляд на Рабат со стороны океана дает не метафорическое, а буквальное ощущение переживания вечности. Улетит на Марс Falcon 133, умчится в закат последний Hyperloop, разъедется на Uber по снятым через Airbnb лофтам прекариат, а волны Атлантики все также неистово будут вгрызаться в скалы у побережья марокканской столицы, век за веком отвоевывая у суши заветные метры. Рабат, возможно, продержится дольше остальных. Не зря дословный перевод названия марокканской столицы – укрепленный монастырь. Но со временем, более чем относительным понятием на фоне океана, вода поглотит и его.

 
Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter
1191
ПЕРЕГЛЯДІВ
0
КОМЕНТАРІВ

КОМЕНТАРІ

7.05.2017, 19:16
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 23 травня 2017

    Взяли за язык: як Народний фронт позбавив Інтер мови і Шувалова

    Що означає введення нового закону для телеканалів, хто і як з цим боровся і до чого призведе позбавлення Інтера Шувалова

     
    • 22 травня 2017

    Ціна освіти. Що задекларували ректори 7 кращих українських вишів

    ректорів ВНЗ також не оминуло антикорупційне нововведення - обов'язкове заповнення е-декларації.

     
    • 19 травня 2017

    Не до санкцій: УДАР не б’є Фірташа, а НФ - Ахметова

    Як у Раді голосували за санкції проти Януковича

     
    • 17 травня 2017

    Рассказ прокурора: новые факты в деле Януковича

    Что нового мы узнали из интервью Алексея Донского “Новой газете”

     
Система Orphus