Черный юмор или "Черная пятница" в Киеве

Что делают украинские магазины, анонсируя большие скидки
30 листопада 201517:00

27 ноября в мире началась "черная пятница" — заимствованный из США "праздник скидок", или день массовых распродаж. Поскольку многие киевские магазины решили устроить у себя "черную пятницу", INSIDER проверил, как в Киеве "работает" этот "праздник": насколько понижают цены на товар, как ведут себя покупатели, и можно ли говорить о том, что эта традиция уложилась в наши неоднозначные реалии.

Черная пятница?.. Нет, не слышал

В Америке распродажи в этот день устраивают чуть ли не с 60-х годов.

В Украине о "черной пятнице" к четвергу, судя по опросам, который провел автор среди своих знакомых, знали едва ли два человека из 10.

Сам термин "черная пятница" вызывал совсем не те ассоциации, которые вкладывали в него американские маркетологи. Черными украинцы по привычке называют дни максимально-кризисные, связанные с экономическими потрясениями или трагическими событиями. А в США день распродажи назвали черными то ли из-за пробок и очередей возле магазинов, то ли из-за особенностей ведения бухгалтерии в середине XX века — по одной из версии, черным цветом отмечали прибыль, и в этот день бухгалтерские книги просто становились "черными".

Кто рано встает…

В США распродажи обычно стартуют с 00.00 пятницы. 

Твиттеры и прочие социальные сети с ночи уже пестрели кадрами давящихся ради 70–80-процентной скидки потребителей. 

Подавляющее большинство магазинов — таких, как Macy’s, Target, Kohl’s, J. C. Penney и Sears, — решили не дожидаться пятницы и сбросили цены еще в четверг. Американцы заняли очереди за несколько часов до открытия магазинов. 

В Украине вечер четверга прошел тихо. Основные торговые сети негромко анонсировали распродажи, которые на торговых залах особенно не отражались. Пустовато был в “Конфи” и “Эльдорадо”, где нам удалось побывать. Обычная загруженность наблюдалась в “Дримтауне” и “Караване”.

Тонкости украинских магазинов

Кстати, далеко не все крупные ТРЦ Киева вообще приняли решение участвовать в акции. Из-за того, что распродажи уже были запланированы ранее, например, в "Скаймоле", "Космополите","Проспекте", "Оушен Плазе" и некоторых других ТРЦ, то специальных скидочных дней устраивать не стали - по желанию их могли организовать отдельные арендаторы. 

Зато интернет-магазины начали бомбардировать киевлян смс-ками и электронными письмами.

Некоторые их писем оказались прямо-таки курьезными.

Одна их торговых сетей, например, в рассылке зачем-то зачеркнула сниженные цены и показала активными обычные. Конечно, это было ошибкой, но основное предубеждение против украинских распродаж она только укрепила.

Кстати, многие украинцы уверены, что в ночь перед распродажей продавцы переклеивают ценники, занижая реальные скидки.

 

Второй причиной, по которой даже вожделенные 70% и 80% скидок украинцев не радовали, было банальное отсутствие денег в кризис. Многие удивлялись, почему вдруг ни с того, ни с сего начались распродажи? Еще не совсем конец месяца, и зарплаты уже кончились, а новые еще не выдали.

Дело в том, что в США к черной пятнице заранее готовятся. Вплоть до того, что берут отгул на работе, используют накопления, кредиты. На распродажах в конце ноября покупают подарки к Рождеству. В Украине о Новом годе пока думают единицы. В Америке не принято мошенничать со снижением цен, хотя поговаривают, что в Европе такое случается.

В ноябре не дожидаясь Черной пятницы и популяризируя местный колорит, грандиозная распродажа прошла в китайском интернет-магазине Алиэкспресс, которую приурочили ко Дню холостяка. Объем продаж за день составил порядка 14,3 млрд. долларов. При этом, люди друг друга чуть не убили.

Kак проходили распродажи в эту черную пятницу заграницей смотрите здесь   и здесь   (осторожно, присутствуют сцены насилия). 

Сцен насилия в украинских магазинах INSIDER не обнаружил.

Очень важную роль в таком виде продаж играет ретрансляция процесса в социальные сети - видят очереди, знают, куда бежать. Поэтому, для продавца это выгодно. У нас же один из ритейлеров Сity.com.ua, затеявших распродажу в своем магазине, которую рекламировали через интернет, забыл проинструктировать охрану в зале о том, что фотографировать не возбраняется. Под запрет попал и автор, которому в конце концов разрешили пару раз пощелкать затвором после долгих разбирательств. К тому времени очередь в кассу в магазине уже рассосалась.

 

В "Гуливере" фотографировать не запрещали. Все 7 этажей ТРЦ послушно участвовали в акции, вывесив одинаковые объявления на двери. Но черная пятница во многих случаях была слегка серой — встречались 10–20 процентные скидки.

Активность покупателей можно было увидеть в спортивных магазинах, магазине мебели и утвари, там по объявлению можно было получить скидки до 80%.

 
 
 

Интернет. Была надежда на большие скидки в интернете. Заработал даже специальный сайт, на котором, по идее, были собраны все дарители скидок. 

По итогу их не набралось немного. Потом количество сайтов-концентраторов выросло, а вот количество дарителей скидок - нет.

Скидки, в основном, составили не больше 30-50 %, даже если обещали все 90.

“Бонприкс”, например, уменьшал сумму покупки на 100 грн при заказе от 600 грн, “Ламода” давала по промокоду 20 %, скидки в Юмарте доходили до 50 %. То же касается и бытовой техники - ни “Розетка”, ни “Цитрус”, ни “Комфи” не порадовали массовым падением цен. 

Например в “Алло” на смартфон сбросили всего 100 грн, сделав его действительно самым дешевым  на рынке.

 

А в Юмарте на 140 гривень скинули цену для охлаждающих камней для виски, хотя такой набор можно обнаружить и дешевле на 150 грн.

 

Можно тихонько разочароваться, или, в знак протеста, отказаться от покупок вообще - ведь параллельно с "черной пятницей" проходит День отказа от покупок. Это протест против культуры потребительства - отказ от покупок хотя бы на один день в году.

А вот американцы за прошедшую "черную пятницу" потратили в магазинах 10,5 млрд долларов. Об этом свидетельствуют распространенные в субботу данные исследовательской службы ShopperTrak. Продажи в онлайн-магазинах за минувшую "черную пятницу" выросли на 14,3% по сравнению с предыдущим годом, составив около $2,7 млрд. Всего же на интернет пришлось до 40% всех покупок, совершенных американцами в прошедший день больших распродаж.

Быть удачным шоппером или аскетичним противником массового потребления - выбирать только вам. Тем более что вслед за Черной пятницей наступил Киберпонедельник, когда интернет-магазины обещают суперскидки на электронику. 

 

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

13.11.2018, 12:25
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 28 вересня 2019

    "Хто наступна Гандзюк?": активісти прийшли до Офісу президента

    У п'ятницю, 27 вересня, під Адміністрацією президента відбулася друга “Ніч на Банковій”. Активісти лишили напис на асфальті із запитанням: "Хто наступна Гандзюк?"

     
    • 26 вересня 2019

    “Пожаліли його, живий лишився, а він тепер в суді свідчить”, - в суді з розстрілу групи спецпризначення оприлюднили “прослушку” фігуранта

    Запорізький апеляційний суд на фінішній прямій розгляду справи розстріляних спецпризначенців

     
    • 21 вересня 2019

    Члени "Демократичної сокири" звернулись до міграційної служби щодо потрійного громадянства Коломойського

    Про це стало відомо під час акції "Імпічмент Коломойському", яка відбулась біля Офісу президента у Києві, 20 вересня

     
    • 18 вересня 2019

    У Києві відбулась церемонія подяки ексдиректору Українського інституту національної пам'яті В'ятровичу

     
Система Orphus