Битва аватарок как продолжение битвы за родительскую любовь

То, как ребенок привык получать любовь, определяет его поведение и в дальнейшей жизни, в том числе и в спорах в соцсетях
Фото скульптуры Александра Милова с odart.od.ua
19 листопада 201521:00

Человек устроен так, что имеет базовые потребности не только в пище, но и психологического плана – в любви, принятии, признании. И когда потребности не удовлетворяются, и даже более того, на них накладываются запреты, ребенок находит альтернативные методы их получения, подстраиваясь под окружающую его среду и принимая решения, которые помогают ему ту или иную потребность удовлетворить.

Более того, в своей дальнейшей взрослой жизни человек использует именно сценарии, освоенные в раннем детстве. В том числе, и во время общения в соцсетях. Ведь спор о том, менять ли аватарку в поддержку пострадавшего от терракта Парижа или сосредоточиться на своей боли на самом деле в своей природе тоже обоснован нашими представлениями о том, как давать любовь и как обходиться с болью.

Возможно, некоторые тезисы из транзактного анализа помогут вам в этом разобраться. 

Запреты или Родительские предписания

Если спросить любого родителя, он скажет, что любит ребенка и желает ему счастья. Но, когда родители не могут справиться со своим деструктивным состоянием, решить свои проблемы, они, как правило, неосознанно перекладывают на ребенка свое негативное состояние, сопровождая данный процесс запрещающими и разрушающими посланиями.

По Клоду Штайнеру: "Запрет – это проклятие, т. е. запрещение или ограничение свободы действий ребенка".

Родительские запреты, их еще называют родительскими предписаниями, исследовали в своих работах Мэри и Роберт Гулдинги. Я предлагаю краткое описание и смысл некоторых из них:

  1. Не живи - запрет, который транслирует ребенку, что он не имеет права на жизнь, а, возможно, и в целом на существование в этом мире.  "Сгинь!" "Исчезни!", "С глаз долой!" "Пошел вон!" - приказания в стиле "умри", которые родители, не задумываясь, дают ребенку,  у него вызывают страх и ужас. "Глаза б мои тебя не видели", "если бы не ты, я бы карьеру сделала", "из-за тебя, я так болею (тяжелые роды, кормление и т.д.) – фразы, которые транслируют ребенку, что лучше бы его не было совсем.
  2. Не будь собой – запрет, который говорит ребенку, я тебя не принимаю таким, какой ты есть, будь таким, как мне удобно, не стыдно нашей семье, привычно. Сравнение с другими, не удовлетворенность полом ребенка, навязывание устоявшихся семейных правил в выборе деятельности – все это научает еще маленького человека приспосабливаться, чтобы не слышать в свой адрес:

"все дети как дети, а ты оболтус", "бери пример с…", "ты назван в честь деда и обязан…", "вся наша семья – потомственные врачи и ты должен…"

  1. Не будь ребенком – запрет несет ожидание от ребенка взрослого поведения и часто проявляется со старшими детьми: "ну что ты, как маленький", "ты же старший и должен заботиться о брате/сестре", "помоги по дому, ведь ты уже взрослый". Скрытый смысл может быть и запретом на радость: не проявляй себя, как ребенок, не веселись, не радуйся – учись, работай, заботься о других.
  2. Не думай – запрет, который тотально транслировался в советское время: "за тебя будет думать партия, а ты выполняй указания". Когда партии не стало, многие люди попали в руки к сектантам, где кто-то подумает за них от пастора до высших сил. В воспитании часто проявляется в репликах: "ты глупый", "ты ничего не понимаешь", "в нашей семье об этом не говорят" (например, о смерти), "за тебя будут думать родители" и это может означать - "думай, о чем угодно на свете, только не о том, с чем имеешь дело в настоящий момент". Родители поощряют мыслительную пассивность, и ребенок смиряется с оценкой старших, зачем же думать самому, когда можно получить хорошую инструкцию или совет. Следуя данному запрету, взрослый человек, как правило, теряется перед лицом проблем или сокрушается по их поводу вместо того, чтобы думать над их разрешением.
  3. Не чувствуй – родители транслируют, чтобы ни произошло, ты должен собраться, держаться, быть сильным: "ты - маленький солдат, солдаты не плачут" (мальчикам), девочкам – "будешь плакать/злиться – станешь некрасивой". Детей с детства учат не чувствовать не только боль, страх, гнев, но и радость: "смех без причины – признак дурачины".
  4. Не принадлежи – запрет, который создает у ребенка ощущения изгоя. Может транслироваться, как не принадлежи своему полу, семье, стране, нации: хотели мальчика, получилась девочка, дома одни традиции – в социуме демонстрируются другие. Подчиняясь этому запрету, человек чувствует себя посторонним, чужим в любых группах. Это послание передается через частые родительские определения: "ты – замкнутый", "трудный" или "не такой, как все дети". Последнее может быть связано с укором – "белая ворона" или, наоборот, подчеркиваться в качестве положительного признака "необыкновенности",  "исключительности".

 

Родительские фигуры важны для ребенка и предписания, которыми "одарили" родители, и во взрослом возрасте у многих людей "звучат в голове", как только "ребенок" пробует нарушить запрет.

Конечно же, каждый ребенок реагирует по-своему, один бунтует, другой подчиняется, а кто-то находит разные лазейки, как угодить строгому родителю, а есть те, кто закрывается в своих чувствах, "уходя в глухую оборону". Вырастая, взрослый человек также следует своему решению, которое помогло ему выжить, формируя драйверное поведение.

 Драйверное поведение

"Драйвер – это встроенные программки, которые запускаются автоматически, когда человек чувствует себя некомфортно". Поль Варр.

Получая негативное послание или оказавшись в неприятной для себя ситуации, человек начинает себя чувствовать или думать о себе, что он не ОК (не хороший), словно опять слышит голос родителя с его негативными репликами и на подсознательном уровне происходит "переключение" в то поведение, которое помогло ему почувствовать себя "ОКейным" и удовлетворить свою потребность – во внимании, любви, признании своей важности, нужности.

В итоге создается ощущение, что "у меня нет другого выбора" и "ЕСЛИ я буду сильным, смелым, радовать окружающих или делать все быстро, а может еще и на "отлично", ТОГДА я смогу получить желаемое, быть любимым, важным, нужным…"

Автор теории Тайби Калер выделил пять моделей драйверного поведения.

  1. СПЕШИ

Люди с драйвером "СПЕШИ" любят делать все очень быстро и ждут этого от других, хорошо справляются с работой, которую надо сделать в сжатые сроки, однако уделяют мало внимания подготовке, вследствие чего допускают ошибки, отсюда потеря времени на правки. Как правило, оставляют решение важных дел "на потом", пока работа не станет срочной, при этом переживают разные чувства - от раздражения до морального удовлетворения, находясь в своей стихии скорости и драйва.

  1. БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ

Люди с данным драйвером поведения, противоположно спешащим, все делают организованно, правильно, ведь "все должно быть сделано наилучшим образом". Они умеют планировать работу и внимательны к деталям. Задержание по срокам может быть связано только с тщательной перепроверкой материала. Перфекционисты по своему стилю, они устанавливают высокие стандарты для других людей, критично относятся как к работе, так и к людям в целом, и максимально держат ситуацию под своим контролем.

  1. РАДУЙ ДРУГИХ

Люди драйвера "РАДУЙ" любят заботиться о других, вызывать приятные эмоции. Они не любят конфликты и внимательны к чувствам другим людей, добродушны и стараются угадывать, что нужно другим, и даже, когда их об этом не просят. Хороши в команде, т.к. проявляют тепло и понимание, но, стремясь быть со всеми хорошими, могут вызывать неприятные чувства и раздражение. Сами при этом сердятся и страдают от "черствости" другого склада людей.

  1. ПЫТАЙСЯ

Данные люди носители идей, они полны энтузиазма и, как правило, вовлечены во множество проектов одновременно. По своей природе бунтари и с воодушевлением подхватывают революционные идеи. Однако, им часто не хватает терпения в достижении конечного результата, т.к. энергетический пик они испытывают в момент начала новой деятельности, а в дальнейшем их энтузиазм угасает. Людям данного типа нет равных в ситуациях, когда нужна энергия для начала или для завершения дела, на короткий период времени.

  1. БУДЬ СИЛЬНЫМ

Люди в драйвере "БУДЬ СИЛЬНЫМ" сохраняют спокойствие при любых обстоятельствах, в различных стрессовых и кризисных ситуациях. Очень ответственны, невозмутимы, умеют подчиняться и принимать разумные решения в тот момент, когда другие находятся в панике. Им трудно признавать слабости и просить о помощи, не склонны делиться своими чувствами, чаще "уходят в себя". Из-за отчужденности воспринимаются другими типами людей, например, "РАДУЙ", как холодные и отчужденные.

У каждого человека может быть несколько драйверов и, в зависимости от ситуации, происходит переключение из одного в другой. 

Люди разные – ВАЖНЫ

Мы живем во время войны не только в нашей стране, но и в мире. Но самая главная война, которая захватила человечество, – это информационная война.

Что происходит с людьми? Почему и как реагируют, предлагаю проанализировать, применив выше данную информацию, и, как пример, предлагаю "битву аватарок".

Вследствие воспитания, родительских предписаний и "выживательных" методов поведения, человек реагирует на события не только в окружающей его среде, но и в социальных сетях.

Один человек с драйвером "СПЕШИ", заходит на Facebook и видит предложение от администрации FB сменить аватарку, поставить флаг и поддержать страну, где произошел терракт (Франция). Решение принимается быстро, исходя из своего настроения, ценностей и особо на этом не зацикливаясь, человек идет дальше, что-то комментируя или вообще переключаясь на другие сети, или дела.

Другой - "РАДУЙ", проникшись сочувствием, переживая чужую боль, как свою, меняет свою аватарку, искренне проживая чувства.

Человек с драйвером "ПЫТАЙСЯ" может как проникнуться и пойти за своей сочувствующей частью или зайдя, например, позже остальных и увидев все в флагах, уйти в бунт, гневно комментируя действия других.

"БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ" будет изучать, смотреть, думать и только потом примет решение заявлять ему что-либо в соц. сетях или нет.

"БУДЬ СИЛЬНЫМ" скорей проигнорирует или не заметит травмирующее его событие, таким образом вытесняя то, что может вызвать у него чувства, которые он не хочет испытывать. В другом варианте поступит по директивному указанию начальства, не делая на этом акцент для себя.

Самый интересный момент происходит в момент переключения драйверов, когда тот или иной человек получает комментарий на свои действия.

Негативный комментарий, назидательный тон, внешность на аватарке другого человека подсознательно включает "голос Родителя" и комментарий воспринимается, как родительское замечание, указание, предписание. И реакция на него происходит из детской части человека, из того времени, когда его реакция помогла ему чувствовать себя в ситуации хорошим.

Если у человека запрет на мысли, а в поведении он склонен радовать других, то он скорей примет мнение другого, важного для себя человека – "значимой РОДИТЕЛЬСКОЙ ФИГУРЫ", чем будет отстаивать свое.

С тем же запретом, при личностном стиле "ПЫТАЙСЯ", человек включиться в борьбу, отстаивая свои права, права других, принимая все сказанное другим человеком лично к себе, а не к своим действиям. При личном споре – это может быть уход с демонстративным хлопаньем дверями, в сетях – выход из он-лайна.

Запреты "не чувствуй", "не принадлежи", "не живи" присущи больше людям с драйвером "БУДЬ СИЛЬНЫМ". Отстаивать свое право, чувствовать, вызывать на себя эмоции других людей – для них небезопасно на уровне жизни, поэтому особых включений в полемику от этих людей ждать не приходится. Но, если у человека с данным типом личности подымятся чувства, то лучше на глаза им не попадаться, как в сети, так и в жизни.

"Не будь ребенком" - часто можно услышать из уст "БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ". Реакция на то, что ему покажется неправильным, несет назидательный и критичный характер. Точно, взвешенно и четко он "бьет" по болевым точкам, абсолютно убежденный в своей правоте в данном режиме времени. Именно он находит информацию, дает четкую статистику и раскладывает все по полочкам, сравнивая и анализируя, что еще происходит в мире – Израиле, Турции, России и Украине, где и сколько еще человек погибло, а вы словно "неразумные дети" этого не видите.

"Не будь собой" включает тот стиль, который помогает человеку быть "своим среди чужих", адаптируясь под среду, в которой он находится в "здесь и сейчас". И если ему безопасно на интуитивном уровне быть, как все, он сменит аватарку и будет продолжать наблюдать, не вмешиваясь, за происходящими событиями, чтобы вовремя отреагировать и "одеть нужную кепку" (Х/ф "Свадьба в Малиновке").

Важно понимать, что каждый человек, несмотря на свою модель поведения, переживает разные чувства, от радости до боли, гнева и страха. Действия, которые совершает человек, важны для него, ведь именно так он научился чувствовать себя принятым, полезным и любимым и, вторгаясь в его личное пространство, мы угрожаем его безопасному существованию, чем вызываем определенные защитные реакции, негативные и небезопасные уже для нашего существования. И так может продолжаться, пока люди не начнут учиться осознавать, что они на самом деле думают, к чему приводят их действия, и каковы их чувства.

                 

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

1.09.2017, 13:30
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 20 жовтня 2018

    На Синоді УПЦ КП зроблені перші кроки до Надзвичайного Об’єднавчого Собору

    На Соборі мають обрати Предстоятеля церкви, який отримає від Вселенського Патріарха томос

     
    • 19 жовтня 2018

    Сьогодні - 4 роки з дня загибелі фотографа Insider Віктора Гурняка

    Під обстрілом в районі 32 блок-посту він намагався врятувати поранених

     
    • 19 жовтня 2018

    Суд відхилив прохання прокурора про електронний браслет для Олексія Тамразова

    Адже електронний засіб контролю призначається зазвичай за інших обставин

     
    • 19 жовтня 2018

    «Особливе використання» Андріївської церкви: як це буде?

    Церква залишиться у власності заповідника, а умови використання визначатимуться договором

     
Система Orphus