Человек vs общество

Что бы мы ни делали и к каким бы выводам ни приходили, что бы мы ни познавали и ни создавали, кого бы ни встречали на своем пути - все это мы пропускаем через себя
11 червня 201510:00

Но насколько хорошо мы знаем самих себя?

Насколько это знание соответствует реальности?

Что именно определяет наше "Я"?

Уникальность и сложность каждого из нас дает возможность сформулировать множество вариантов ответа на вопрос "Кто я?". Попробуйте дать пять ответов на этот вопрос, дописав предложение "Я - ...". Именно эти ответы, в комплексе, представляют собой то, что психологи называют "Я-концепцией". Она состоит из убеждений и восприятия самих себя, с помощью которых мы определяем наше мышление, обрабатываем информацию и координируем наше социальное поведение.

А что же обуславливает саму "Я-концепцию"? Давайте попробуем в этом разобраться.

"Весь мир - театр…"

Начиная исполнять новую роль - студента, родителя, преподавателя или экономиста, - мы поначалу можем чувствовать себя "не в своей тарелке". Но постепенно наше представление о себе "вбирает" то, что на первых порах было лишь ролью в театре жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы даже можем начать высказываться в поддержку идей, которые ранее не были для нас актуальными. Это происходит тогда, когда мы стремимся оправдать своё поведение. Более того, мы также можем полагать, что придерживаемся тех взглядов, о которых говорим.

Мы и они

Наше представление о том, кто мы такие, состоит не только из представлений о своих личных качествах. Социальные определения "Я" - расовая и конфессиональная принадлежность, пол, будущая специальность, профессия и т. д. - подразумевают также определение того, кем мы не являемся. Иными словами, есть "Мы", принадлежащие к определенному кругу, а есть "Они" - те, кто в него не входят.

Будучи частью небольшой группы, входящей в состав более численной группы, мы довольно часто отчетливо осознаем свою социальную принадлежность. Если же наша группа является большинством, мы реже задумываемся об этом. И единственный мужчина в группе женщин, и единственный украинец в компании американцев осознают свою уникальность. Единственный азиатский студент в общежитии, где остальные студенты - европейцы, так же как и единственный чернокожий студент в окружении белых сокурсников, острее ощущает свою этническую принадлежность, что проявляется в поведении. Так, большинство жителей Канады считают себя "канадцами", кроме жителей Квебека, где меньшинство французского происхождения чувствует себя "квебекцами".

Все познается в сравнении

На каком основании мы решаем, что можем считать себя богатыми или бедными, умными или глупыми, низкими или высокими? Чаще всего мы склонны делать выводы о себе на основании социальных сравнений. Окружающие помогают нам сформировать некий стандарт, с помощью которого мы определяем себя. Сравнивая себя с окружающими, мы решаем, чем отличаемся от них.

Например, социальное сравнение объясняет, почему студенты склонны более высоко оценивать свои способности, если среди их одногруппников лишь единицы могут быть названы одаренными. Тут срабатывает установка: "Лучше быть первым в селе, чем последним в столице!".

В повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с социальными сравнениями. В присутствии невзрачных людей мы чувствуем себя более красивыми, в присутствии глупых - более умными, в присутствии холодных - более добрыми. Мы даже можем тайком радоваться неудачам окружающих, особенно если мы им завидуем. Потому сравнение себя с другими порой приносит немало проблем.

Успехи и неудачи        

"Строительным материалом" нашей "Я-концепции" служит также наш повседневный опыт. Постановка перед собой трудных, но достижимых целей и последовательное выполнение намеченного дает нам возможность чувствовать себя более компетентными. К примеру, успехи в научной работе поднимают самооценку студентов в плане своей пригодности для научной деятельности. Это нередко стимулирует их работать еще усерднее и добиваться еще больших успехов.

Низкая же самооценка порой создает ряд проблем. Уверенные в себе люди в целом более счастливы. Они обладают более стабильной нервной системой, реже болеют хроническими заболеваниями и страдают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков, они легче переносят неудачи.

Но есть и обратная сторона медали: проблемы и неудачи могут привести к формированию низкой самооценки. Самооценка у детей развивается не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря их достижениям, за которыми стоит старательность.

Мнение о нас

Одобренные и признанные другими достижения положительно влияют на нашу "Я-концепцию". Мы склонны думать о себе хорошо, если именно так думают о нас окружающие. Дети, которых взрослые считают одаренными, трудолюбивыми или готовыми помочь, склонны проявлять эти качества в своем поведении. Если женщины осознают, что от них, согласно стереотипным суждениям, не ждут высоких достижений в математике, могут начать вести себя в соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти стереотипы, а реализовать свои возможности в других областях.

Заметьте, что для формирования нашего "Я" важно не то, что другие люди на самом деле думают о нас, а наше собственное представление об их мнении.

Влияние культуры

Так каковы ваши варианты ответа на вопрос "Кто я?", который мы рассматривали вначале? Может, среди них больше ваших личностных качеств, типа "Я – умный", "Я – справедливый" или "Я – эстет"? Или же вы описывали в большей мере свою социальную принадлежность, типа "Я – украинец", "Я – журналист" или "Я — христианин"?

У большинства из нас, как у представителей западных культур, преобладает индивидуализм. Мы склонны полагать, что личность во многом самодостаточна. К концу XX века индивидуализм стал доминировать в рамках большинства культур Запада и определять позиционирование человека в обществе.

И что?

Как же нам научиться лучше понимать себя и других?

- Чаще задавайте себе вопрос "Кто я?". Анализируйте ответы, они дают представление о вашем понимании себя. Это также поможет вам разобраться в причинах различных суждений о себе и других.

- Разберитесь, какие отпечатки накладывают те или иные социальные роли на вашу повседневную жизнь.

- Оцените, насколько сильно мнение окружающих определяет ваше мнение о себе. Попробуйте ответить на вопрос "Почему так происходит?".

- Проанализируйте, как часто вы склонны сравнивать себя с другими. Обдумайте возможные причины и результаты сравнения.

- Оцените, какую роль в вашей жизни играют успехи и неудачи.

И не забывайте задавать себе ключевой вопрос: "Как можно по-другому…?".

Розділи :

КОМЕНТАРІ

13.11.2018, 11:52
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 28 вересня 2019

    "Хто наступна Гандзюк?": активісти прийшли до Офісу президента

    У п'ятницю, 27 вересня, під Адміністрацією президента відбулася друга “Ніч на Банковій”. Активісти лишили напис на асфальті із запитанням: "Хто наступна Гандзюк?"

     
    • 26 вересня 2019

    “Пожаліли його, живий лишився, а він тепер в суді свідчить”, - в суді з розстрілу групи спецпризначення оприлюднили “прослушку” фігуранта

    Запорізький апеляційний суд на фінішній прямій розгляду справи розстріляних спецпризначенців

     
    • 21 вересня 2019

    Члени "Демократичної сокири" звернулись до міграційної служби щодо потрійного громадянства Коломойського

    Про це стало відомо під час акції "Імпічмент Коломойському", яка відбулась біля Офісу президента у Києві, 20 вересня

     
    • 18 вересня 2019

    У Києві відбулась церемонія подяки ексдиректору Українського інституту національної пам'яті В'ятровичу

     
Система Orphus