Как вырваться из замкнутого круга

Китайские реформы и опыт инвестиционного "потепления"
28 жовтня 201514:10

Что поможет Украине провести реформы, улучшить свой инвестиционный климат и привлечь инвестиции?

Деньги, идеи, люди, стабильная внешняя политика?

Что из вышестоящего будет ставкой позволяющей нам сорвать куш?

История дает нам возможность проанализировать реформы, предпринятые странами, преуспевшими в создании привлекательного инвестиционного климата в стране.

Давайте выясним, что позволило Китаю забраться на 16-е место (у нас 112-я позиция) в рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business Report в 2014 году и собрать $300 млрд (Украина "получила" $42 млрд, из них 28% с оффшорного Кипра) прямых иностранных инвестиций за первое полугодие 2015 года.

Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. Это может быть только клише, что системный кризис не дает украинской экономике возможности претерпеть качественные изменения и выйти на стабильный курс развития.

Вернувшись в 1983 год, немногие бы поверили, что страна с ВВП на душу населения $228 (в СССР тогда было $3650) в 2015 году даст предлог США создать торговый союз на основе 11 стран тихоокеанского региона, чтобы ограничить экономическое влияние Китая.

До 1985 года Китайская народная республика переживала трансформационный период, то и дело получая новые ощутимые экономические раны: то от "Культурной" революции, то от казуса в виде уничтожения воробьев или банального недостатка продуктов питания. 25% населения страны находились за черной бедности.

Пришли бы американские или европейские бизнесмены в такую страну?

Неужели руководство того Китая во главе с легендарным Дэном Сяопином выловило золотую рыбку, исполняющую желания и создающую чудеса?

Наши сегодняшние государственные мужи напоминают старуху, сидящую около разбитого корыта и ждущую кого-то, кто сделает все за них…

Китайским руководством был разработан и постепенно внедрен план долгосрочных изменений в социально-экономическую систему страны с конечной целью стать инвестиционной площадкой для международного бизнеса.

Чтобы этот ковер-самолет взлетел, нужно реформирование политической системы для достижения внутренней стабильности, была проведена четкая линия разграничения между партийной и административной системами, начата серьезная борьба с коррупцией (введение закона о смертной казни).

После укрепления партийной дисциплины и внедрения основ правового государства китайские лидеры объявили про начало имплементации модернизации, которая стояла на таких краеугольных камнях развития:

- оборонная промышленность (разработка своих прототипов вооружения и сотрудничества с другими странами);

- сельское хозяйство (отмена коммун, предоставление материально-технической базы, создание аграрных предприятий в селах);

- наука (развитие фундаментальной и прикладной науки, открытие НИИ, привлечение иностранных специалистов);

- промышленное производство (внедрение своих разработок, привлечение зарубежных инвесторов с их технологиями и сотрудничество на основе win-to-win).

Позже к этим принципам еще была добавлена постепенная демократизация общества с адаптацией законодательной базы для ведения бизнеса и регламентации правил жизни общества и четкое формирование рамок обязательств государства.

Можно долго говорить халва, тем не менее, во рту слаще не станет.

Эта фраза относиться к отечественным горе-реформаторам, отменяющим трудовые книжки, переименовующим улицы, пишущими новую утопию "Украина 2020", которая будет разобрана на пропаганду перед выборами и занимающимся совершенно не теми вещами.

Никак не вылетающие из своих министерских кресел украинские "камикадзе" должны взять на вооружение механизм выполнения реформ Китая, позволивший Поднебесной убить двух птиц одним камнем: с одной стороны достигнуть стабильного экономического роста, модернизировать целые отрасли и развить сектор услуг, и с другой - улучшить инвестиционный климат, что принесло не только финансовые ресурсы, но и технологии.

1) Внесение изменений в законы, нормативные акты, касающиеся иностранных инвестиций с установкой определенных правил. Например, было снижено количество проверок на объектах, построенных на ПИИ, введены налоговые каникулы для зарубежных предприятий в китайских зонах свободной экономической деятельности. Предоставление гарантий инвестиций.

2) Открытие доступа продукции зарубежных инвесторов на внутренний рынок, при условии передачи технологий китайской стороне, так званая стратегия сотрудничества quid pro quo (услуга за услугу).

3) Предоставление исключительного внимания и поддержки со стороны государства предприятиям, занимающимся производством высоко-технологичной продукции, например, как в китайском аналоге силиконовой долины Zhongguancun, тема развития технопарков на территории Китая будет объектом моей следующей статьи.

4) Обеспечение подачи энергоносителей, на данный момент правительство КНР само добывает энергоресурсы из недр Китая, только за 2014 год было добыто 3690 миллионов тонн угля, годовой прирост добычи составляет 12,5%. Так же Поднебесная активно импортирует нефть и газ из стран Африки, Ближнего Востока и России (с последней недавно был заключен очень выгодный контракт на поставку газа).

5) Развитие инфраструктуры и логистики. За 30 лет строительства китайские железные дороги, государственные магистрали, аэропорты, порты и другая транспортная инфраструктура стремительно расширились. Рабочая протяженность железной дороги с показателя в 52 тыс. км в 1978 году выросла до показателя в 78 тыс. км в 2010 году, прирост составил 50,9%; протяженность государственных магистралей с 890 тыс. км выросла в 3 раза - до 3,58 млн км. Протяженность воздушных трасс гражданской авиации со 149 тыс. км увеличилась до 2,343 млн км; протяженность трубопроводной перекачки нефти (природного газа) с 8,3 тыс. км выросла в 5,6 раза - до 54,5 тыс. км.

6) Наличие огромного развивающегося рынка, население в 1,3 млрд человек имеет множество неудовлетворенных потребностей.

7) Стабильно растущий ВВП по 7% дает возможность рентабельного и долгосрочного инвестирования.

Первым камнем в фундамент китайского экономического успеха было волевое решение властей бороться с системным кризисом и проводить реформы и работать на долгосрочный успех, а не ждать кого-то, кто придет и решит все проблемы за тебя как на человеческом, так и на государственном уровнях. Это и есть противоядие от кризиса, в котором оказалось наше общество.

Розділи :

КОМЕНТАРІ

27.11.2018, 17:21
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 31 березня 2020

    Land Rover, Lexus та елітні годинники: що задекларував новий глава МОЗ

    За минулий рік Степанов заробив 87 807 грн як очільник Одеської ОДА і отримав проценти в Ощадбанку на суму 2,83 млн грн

     
    • 31 березня 2020

    Авто за мільйон гривень та готівка: що задекларував новий заступник Венедіктової

     
    • 30 березня 2020

    Рада підтримала “антиколомойський” законопроект

     
    • 30 березня 2020

    Рада з другої спроби обрала очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

    Верховна Рада України у понеділок, 30 березня, з другої спроби проголосувала за призначення очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

     
Система Orphus