Почему Яценюк обезглавил "Укрзализныцю"

С момента назначения нового главы Остапюка структуры УЗ провели закупки на 2,8 миллиарда гривен. Подряды разыграли по старым схемам с новыми тенденциями
Борис Остапюк/Фото: Виталий Носач (ukrafoto.com)
16 вересня 201408:00

По поручению премьер-министра Арсения Яценюка 8 сентября была начата проверка финансово-хозяйственной деятельности госпредприятия "Укрзализныця" (УЗ). В связи с этим назначенный новым правительством гендиректор предприятия Борис Остапюк был временно отстранен от исполнения своих обязанностей.

В правление президента Виктора Януковича УЗ отдавала значительную часть подрядов компаниям, связанным с окружением президента. INSIDER решил проверить, изменилась ли ситуация с момента назначения нового руководства.

Закупки ударными темпами

До того как стать гендиректором, Остапюк уже неоднократно занимал высокие должности в структурах "Укрзализныци". В прошлом он работал директором ГП "Укрзализнычпостач" и заместителем гендиректора УЗ. Все его предыдущие должности были связаны с материальным снабжением госпредприятия.

Начиная с 1 апреля текущего года всеми подразделениями и предприятиями, входящими в структуру "Укрзализныци", было проведено более 600 тендеров на общую сумму около 2,8 миллиарда гривен.

Кроме прочего, сюда вошла оплата коммунальных услуг и продуктов питания для каждой из шести железных дорог, больниц и других подразделений УЗ.

Непосредственно "Укрзализнычпостач", который занимается обеспечением железных дорог, провел 120 тендеров. Около трети из них по разным причинам были отменены, состоявшиеся – обошлись почти в 1,7 миллиарда гривен.

75% этих денег ушло на ремонт старых вагонов и путей – 1,23 млрд грн. Еще 356 миллионов потратили на топливо и горюче-смазочные материалы, 46 млн грн – на текстильные изделия и около 10 млн грн – на стройматериалы.

Ранее INSIDER сообщал, что закупки для нужд АТО примерно за тот же период стоили государству три миллиарда гривен.

Тендерные чемпионы

Список фирм, выигравших целые тендеры и отдельные лоты, довольно велик. Но по-настоящему крупные подряды достались лишь избранным. Из всех денег, потраченных "Укрзализнычпостачем" с 1 апреля, более 80% или 1,4 миллиарда гривен заработают всего десять компаний.

Крупнейший подряд – 220 миллионов гривен – достался компании "Днипрозализнычпостачання" (ДЗП). Владеет ею Александр Дядечко, а руководит Дмитрий Абрамов. Ранее Абрамов был одним из акционеров "Днепропетровского стрелочного завода" – единственного конкурента ДЗП на тендере. Победитель займется поставкой деталей для стрелочных переводов.

Немного меньше – 207 млн грн – заработает "Интерпайп Украина" Виктора Пинчука за поставку колес для железнодорожных составов. Подобные закупки у "Интерпайпа" проводятся ежегодно.

Несколько подрядов на поставку рельс стоимостью 177 млн грн достались "Трансинвест холдингу", входящему в СКМ Рината Ахметова. "Трансинвест" также выигрывает подобные тендеры каждый год. Единственным его конкурентом в этом и предыдущем году было днепропетровское "Спецукрпостачання", записанное на кипрскую Umistreco Holdings ltd.

Торги на поставку резиновых прокладок и креплений стоимостью 167 млн грн выиграла львовская компания "Экспозиция". В реестре ее собственником записан Андрей Бохенок, но реальным бенефициаром фирмы называют нардепа от УДАРа Ярослава Дубневича. Ранее "Экспозиция" не выигрывала подрядов УЗ. Зато корпорация "КРТ" Ярослава и Богдана Дубневичей была крупным поставщиком креплений для рельс в 2008-2010 годах, когда УЗ возглавлял их земляк из Львова - Михаил Костюк.

Пять тонн болтов и шайб стоимостью 140 млн грн для УЗ поставит "Инкомм". Официально компанией владеет Надежда Богдан из села Трушки Киевской области. Конкуренцию на торгах ей составила лишь фирма "Алеварус". Владельцы последнего – ООО "Люксвен" и киевлянин Александр Тимошенко. До недавнего времени фирмой "Инкомм" руководил Павел Хлевной, связанный с упомянутыми "Люксвеном" и Александром Тимошенко.

Компания "Азовкабельсбут" заработает 108 млн грн на поставках кабелей для УЗ. Фирма записана на киевлянку Анну Белецкую. Ранее она не получала господрядов.

Около 20 лотов в разных тендерах на поставку запчастей общей стоимостью 56 млн грн выиграла компания "ЕК "Зенит" записанная на Светлану Грушко. В большинстве случаев ее единственным конкурентом выступало "НПП "Локомотив" Леонида Колосова. До лета 2011 года обе компании были прописаны по одному адресу в Киеве, а до января 2012-го работали с одним номером телефона на двоих.

Еще около 48 млн грн за поставку тормозных систем получит фирма "БМЗ", которая, по данным "Наших грошей", связана с "регионалом" Антоном Пригодским и группой Януковича. Компания начала выигрывать подряды "Укрзализнычпостача" уже через полгода после своего создания в августе 2012-го. С того момента она заработала около 150 млн грн.

Новые тенденции

На примере тендера, в котором выиграли две оставшиеся компании из списка, можно проследить некоторую тенденцию в проведении госзакупок "Укрзализныцей", которая появилась после назначения нового руководства.

Крупные подряды начали делить на несколько лотов, что должно было позволить принять участие в них мелким подрядчикам. Такой метод практиковался и раньше, но сейчас его используют гораздо чаще.

Торги по закупке масел и смазок для УЗ общей стоимостью 356 миллионов гривен должны были состояться еще в апреле, но дата их проведения переносилась несколько раз. Кроме этого, 9 раз менялись технические условия.

Тендер разбили на пять отдельных лотов. Свои заявки на участие в торгах по ним прислали 10 компаний. Позже шесть из них были отклонены. Из-за того, что каждая фирма подавала заявки на разные лоты, разобраться, кто и кому составил конкуренцию в конечном итоге довольно сложно.

В данном случае все победители – "Левада ойл", "Елемент ойл" и "Торговый дом "Агринол" (не вошел в 10-ку крупнейших) – подавали заявки лишь на один лот так, чтобы не быть конкурентами друг другу. После того как большая часть предложений была отклонена, конкуренцию всем трем составила лишь одна фирма – "Ист майнинг Украина".

Прописан "Ист майнинг" в Донецке на улице Умова, 1. Судя по всему, в месте массовой регистрации юрлиц - там прописано еще несколько сотен фирм. Владельцы "Ист майнинг" - донеччанка Александра Тимошенко и венгерская "Ист Мек".

По этому же адресу прописан и главный победитель тендера, который получит 163 млн грн – "Левада ойл". Эта фирма создана в апреле текущего года и записана на Андрея Гаевого и Юрия Кияшко.

 

Там же прописана компания "Ремдизель Груп", которая выигрывала тендеры УЗ в 2012 году. В ее учредителях так же был Кияшко.

Еще раньше, в  2011 году, Кияшко состоял в правлении Керченского меткомбината, которым через компанию "Лемтранс" владел давний соратник экс-президента Януковича Антон Пригодский.

Еще 146 миллионов получила фирма "Елемент ойл" киевского бизнесмена Игоря Везикова. Она зарегистрирована 26 декабря 2013 года, но в первом полугодии 2014-го уже успела стать одним из крупнейших импортеров дизельного топлива в Украину.

Последний лот стоимостью 32 миллиона гривен выиграл "Торговый дом "Агринол" из Бердянска. Его учредители - Михаил Какушадзе, Игорь Добыча, а также Юрий и Руслан Пономаревы - племянники нардепа-"регионала" Александра Пономарева.

Такой тендер не исключение, а скорее правило. В последнее время большинство крупных закупок, в том числе и описанных выше, проводилось по тому же принципу – несколько раз переносились даты, на разные лоты подавали заявки около 10 компаний, половине из них отказывали и в конечном итоге конкуренцию победителям составляли один или два участника.

Среди участников и победителей нередко встречаются донецкие компании. Каким образом они будут поставлять товары, учитывая нынешнюю ситуацию на Донбассе, в документации не указано.

Руководство УЗ какие-либо нарушения в своей работе опровергают, объясняя, что постоянно работают над их устранением. Максим Бланк еще в июле на своей странице Facebook написал развернутое обращение, в котором отбросил все обвинения в махинациях на предприятии и назвал это "проплаченной" кампанией против нового менеджмента УЗ.

"Мы разворошили такое осиное гнездо, что желающих убрать нас с УЗ – пруд пруди. Реформа крайне не выгодна менеджменту 6 дорог, которые из удельных князей превратятся в рядовых функционеров аппарата УЗ. Борьба с завышением цен и откатами, проведение настоящих тендеров – невыносимо бьет по огромной куче паразитов, привыкших кормиться со щедрого стола УЗ. В их числе и представители депутатского корпуса, и силовых структур", - написал Бланк.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

17.11.2018, 07:39
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 21 листопада 2019

    Адвокат у справах Майдану Закревська оголосила голодування через зупинку слідства

    Вона вимагає негайного голосування у ВР поправки, яка дозволить слідчим продовжити роботу

     
    • 21 листопада 2019

    Віче "Ні - капітуляції": про що говорили на Майдані

    "Рух опору капітуляції" провів віче на Майдані Незалежності. Ввечері 21 листопада там зібрались кілька тисяч людей

     
    • 21 листопада 2019

    Free Hong Kong: у Києві активісти вийшли на акцію підтримки

     
    • 21 листопада 2019

    Викрадення Луценка та Вербицького: адвокати переконували Волкова не йти на угоду зі слідством і не давати правдиві свідчення

     
Система Orphus