Vaya con Dios, Тепловозы! Не тяните нас на дно

Может быть, стоит, не теряя времени пожертвовать сегодняшней "стабильностью" в белорусском стиле ради настоящего благополучия в долгосрочной перспективе?
24 квітня 201409:00

На прошлой неделе ЕС одобрил одностороннюю отмену таможенных пошлин на экспорт украинских товаров в страны Европейского союза.

Что это значит? Действительно ли это такое значимое событие для украинской экономики, каким его представляет правительство? Какую пользу Украина может извлечь из сложившейся ситуации?

Неудивительно, что стране, разделенной на два лагеря, либеральный, стремящийся в Европу, и консервативный, отстаивающий мифическое величие "Русского мира", этого аналога "невидимого града Китежа", когда-то придуманного российскими старообрядцами, существуют совершенно противоречивые оценки одних и тех же событий.

С одной стороны, ожидаемый эффект для украинских экспортеров, оцениваемый правительственными экспертами на уровне 500 миллионов евро, безусловно, возбуждает оптимизм в лагере сторонников европейской интеграции.

С другой, не лишена логики и противоположная реакция:

- Отказаться от экспорта в Россию на миллиарды, чтобы получить дополнительные 500 миллионов…? Что за глупость!

Более того, если учесть, что односторонность одобренных торговых преференций есть лишь временная мера, то риторика приверженцев старого экономического порядка, и торговли с Россией, становится еще более убедительной.

Безусловно, в краткосрочной перспективе подписание полноценного экономического соглашения с ЕС принесет в жертву значительные объемы торговли Украины с северной соседкой и отрицательно скажется на торговом балансе Украины. 

Что бы ни делал ЕС и как бы ни открывал свои двери для украинских товаров, многие производители просто не смогут в них войти из-за проблем с качеством продукции. Представители лишь некоторых отраслей украинской экономики, в первую очередь сельскохозяйственные и пищеперерабатывающие компании, будут в состоянии воспользоваться открывшимися возможностями.

В то же время, что делать, например, с машиностроением, которое полностью ориентировано на Россию и СНГ и продукция которого составляет почти треть экспорта в страны Таможенного союза, а это, действительно, миллиарды долларов? Как пошлины не снижай, а не нужны в ЕС украинские тепловозы, холодильники и автомобили. Не нужны потому, что качество крайне низкое.  ЕС живет в другой «технологической» эпохе и громкий стук колес украинских тепловозов не вызывает у граждан Европы никаких романтических ассоциаций, а лишь тревогу за чудовищное загрязнение окружающей среды и безопасность пассажиров. 

Разговоры сторонников восточно-феодального пути развития Украины о том, что, дескать, необходим переходный период, в течение которого ситуация в неконкурентных украинских отраслях, включая машиностроение, будет исправлена, а уж после этого можно и в ЕС –  не более, чем пустой звук. Концентрация на нетребовательных к качеству рынках Таможенного союза за многие годы не изменила и никогда не сможет изменить ситуацию к лучшему.

Протекционизм, заложенный в структуру постсоветских экономик, вместо стимуляции развития компаний и отраслей экономики лишь консервирует проблемы. И это не удивительно ведь при такой возможности гораздо проще и дешевле оградиться от конкуренции с помощью регуляторных барьеров, нежели инвестировать миллионы в модернизацию и качество.

Внешняя торговля стран Таможенного союза, структурированная в соответствии с политической необходимостью, загнала некоторых его членов в экономический тупик и сделала их в крайней степени зависимыми от воли политического суверена, Российской Федерации. Ярчайший тому пример - Беларусь, производящая в огромных количествах ненужные товары, которые ей позволено сбывать где-то на бескрайних просторах Зауралья, взамен на политическую лояльность и пророссийский внешнеполитический курс.

Так, может быть, стоит, не теряя времени пожертвовать сегодняшней "стабильностью" в белорусском стиле ради настоящего благополучия в долгосрочной перспективе?! Открывшаяся возможность переориентироваться на торговлю с ЕС дает отличный шанс усовершенствовать структуру украинской экономики и быстрее избавиться от компаний и целых отраслей, которые уже давно тянут нас на дно и, в конечном итоге, должны скрыться под водой, как когда-то согласно легенде скрылся град Китеж, российская Атлантида.

Да, в краткосрочной перспективе переориентация на рынки Европы будет болезненна, вызовет шок и не исключает социальных потрясений в Украине. Тем не менее, это не повод, чтобы отступить.

История знает успешные примеры разрешения такого рода ситуаций. Когда-то проблему неэффективных отраслей очень умело решила Маргарет Тэтчер, хотя ей и пришлось столкнуться с отчаянными социальными протестами.

В 80-х годах прошлого века задачу модернизации экономики смог успешно решить генерал Пиночет, когда его правительство не отступило от последовательного проведения структурных реформ даже в условиях 13% падения ВВП. 

И в одном, и втором случае последовательность была вознаграждена сторицей, только вот для проведения реформ такого масштаба в Украине должен появиться настоящий государственный деятель, какими были премьер Великобритании и президент Чили. Но это уже тема для другой колонки…

Розділи :

КОМЕНТАРІ

17.11.2018, 21:26
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 12 червня 2019

    КСУ вирішує чи є указ про розпуск Ради конституційним. Можливі наслідки

    Як проходило слухання щодо указу президента та коли очікувати рішення

     
    • 9 червня 2019

    Абітурієнтам з ОРДЛО і Криму: як вступити в український університет без паспорта і ЗНО (Інструкція)

    В МОН наголошують: імена всіх абітурієнтів, які користуються центрами, зашифровані. Це потрібно для їх безпеки та безпеки їх батьків.

     
    • 7 червня 2019

    Тижневий огляд Ради: закон про імпічмент, непідтверджені відставки, виборчий кодекс

    Громадянство іноземним добровольцям та покарання за незаконне носіння держнагород

     
    • 6 червня 2019

    П’ятьом учасникам нападу на Катерину Гандзюк винесли вироки

    Всі 5 засуджених пішли на угоду зі слідством

     
Система Orphus