Транспортний король з Одеси

Одеський бізнесмен Сурен Сардарян, користуючись зв'язками в Кабміні, монополізував ринок перевізників Дніпропетровської області. На черзі може бути Київ
Фото Ольги Юдіної
3 жовтня 201316:22
  • 1
  • 5

В 2011 году днепропетровский горсовет утвердил реформу транспортной сети города. Количество маршрутов уменьшилось, городские маршруты раздробились на мелкие, а с главного проспекта Днепропетровска убрали практически все рейсы. В ответ горожане не рассыпались в благодарностях, а пригрозили массовым протестом.

Чиновники организовали общественные слушания, собрали жалобы. Результатом стал новый вариант транспортной сети, который мало отличался от предыдущего. В мае новую концепцию транспортной сети утвердили. А новая сеть означает проведение нового конкурса среди перевозчиков.

Олигарх из Южной Пальмиры

Лидирующие позиции на рынке пассажирских перевозок в Одессе и Одесской области давно заняло местное ПАО "Севертранс". Последние пару лет одесситы заметили, что качество перевозок стало меняться в худшую сторону. Но лишь немногие знают о том, что этот процесс - следствие блицкрига по захвату "Севертрансом" рынка перевозок сразу в нескольких областях Украины, включая Киевскую. У предприимчивых одесситов нет ресурсов, чтобы обеспечить качество на всех "завоеванных" территориях.

В 2008 году одесситы начали перевозить пассажиров в Кривом Роге. В апреле 2012 года "Севертранс" выиграл большую часть маршрутов на конкурсе перевозчиков в Одессе. В августе отправился покорять рынок перевозок Киевской области – и там выиграл часть маршрутов.

А в ноябре 2012 года компания вытеснила на обочину базовые автотранспортные предприятия (АТП) Днепропетровска. К примеру, одно из старейших предприятий города АТП 31 - лишилось 130 графиков.

Перевозчик "Севертранс" создан в 1997 году. По данным портала SMIDA, 90% акций предприятия принадлежат компании "Веста-транс" одесского бизнесмена Сурена Сардаряна. Официальный владелец "Весты" – английская компания Horizon London limited.

Зато глава Набсовета "Севертранса" - супруга бизнесмена Каринэ. Кроме того, в правлении компании работает его 29-летний сын Хачатур. Чистая выручка предприятия в 2012 году – около 60 млн грн.

Закон в помощь

Источник в Днепропетровском горсовете утверждает, что в монополизации рынка Сардаряну помогает бывший председатель Госавтотрансслужбы Мининфраструктуры Сергей Доброход. Сейчас он - депутат одесского горсовета. Именно этот человек "протолкнул" изменения в законодательстве, утвержденные Верховной Радой по инициативе Кабмина.

Фото Ольги Юдиной

Согласно изменениям, в пассажирских перевозках запрещено использовать переоборудованные из грузовых "Спринтеры", которые составляют едва ли не треть подвижного состава в большинстве крупных городов. За новые автобусы с большой вместимостью на конкурсе дают много баллов, а "Спринтеры" к таким конкурсам попросту не допускают.

Еще одно изменение в законе касается договоров, заключаемых между заказчиком перевозок (горсоветом или облгосдаминистрацией) и победителем конкурса. Инновация разрешает не указывать конкретную модель и госномер выходящего на маршрут транспортного средства в договоре. Указывается только класс авто.

Эти изменения и развязали руки предприимчивым бизнесменам. В заявке на конкурс указываются новые автобусы большой вместимости, легко обходятся конкурирующие местные АТП, а потом на маршруты выходят старые разбитые "Спринтеры".

После днепропетровского областного конкурса, состоявшегося 8 ноября 2012 года, новые автобусы одесситов с наклейкой "Севертранс" на капоте и "Программа губернатора "Обновление подвижного состава" на боку, ездили месяца два. Потом автобусы с одесскими номерами исчезли, уступив место заметно постаревшим автобусам с госномерами Днепропетровской области.

К примеру, на 243-м маршруте, автобусы которого курсируют между Днепропетровском и пригородным Подгородным, в марте нынешнего года одесские "Эталоны" 2012 года выпуска превратились в "Спринтеры" и "Эталоны" 2007-го и даже 1995 годов выпуска с днепропетровскими номерами.

Владельцы днепропетровских и киевских АТП рассказывают, что предприниматели одни и те же автобусы перемещают по просторам страны, выигрывая очередной региональный конкурс. А потом возвращают их в Одессу. Там терять позиции нормального перевозчика они не могут.

К нам приехал цирк!

На выигранные маршруты в других областях одесситы нанимают местных перевозчиков с их подвижным составом. Днепропетровские водители "одесских" автобусов на вопрос автора: "Можно ли устроиться в "Севертранс" со своим "Эталоном?" с готовностью отвечают: "Можно. К руководству съездите, заплатите там что надо. Они уже всю страну забрали под себя. Желающих много, можете не успеть!"

Местные перевозчики назвали схему "Севертранса" одесской каруселью. "Возят свои новенькие автобусы по всей стране. Цирк "Шапито", ни дать, ни взять. Показали, баллы хорошие получили, выставили на маршруты раздолбайки, а новые автобусы в другой город повезли", - жалуется один из днепропетровских перевозчиков, попросивший не называть его имени.

В Кривом Роге компанию Сардаряна открыто обвиняют в мошенничестве. "Севертранс" победил на конкурсе новыми МАЗами. А сейчас на маршрутах ездят в лучшем случае "Икарусы", а большинство автобусов – "Спринтеры", - рассказывает криворожский перевозчик Михаил Ахадов.

"Набирают людей на эти маршруты в самом Кривом Роге. Они рассказывают, что вход на маршрут стоит 5 тысяч гривен. Забрали одесситы и моих водителей вместе с автобусами. Я остался не у дел, хотя сам обкатывал эти маршруты", - добавляет бизнесмен.

Та же картина в Днепропетровске. На конкурсе, состоявшемся 2 августа, "Севертранс" забрал шесть маршрутов. Самых "жирных" маршрутов, если говорить языком перевозчиков.

Виртуальная "материальная база"

После проведения конкурса днепропетровское предприятие "11205 АТП" подало в суд, оспаривая его результаты. Местные требуют пересмотра решения конкурсного комитета в части начисления баллов "Севертрансу" за наличие материально-технической базы, медиков и механиков.

По закону материальная база должна находится от маршрута не далее 100 км и действовать не менее года. Предприятие Сардаряна балы получило, но таким критериям не соответствует. "Севертранс" появился в Днепропетровске лишь в декабре 2012-го.

Много вопросов к "Севертрансу" и у Госавтоинспекции. "Медицинский контроль проверки состояния здоровья водителей перед выездом на линию осуществляется не на надлежащем уровне. В текущем году был выявлен факт допуска к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения", - говорится в официальном ответе областного ГАИ на запрос автора.

Помимо прочего, согласно результатам проверки ГАИ, "Севертрансом" не были предоставлены документы, подтверждающие оформление трудовых отношений с водителями. Директор "Севертранса" Вячеслав Максименко обвинения конкурентов в нарушении конкурсных условий комментировать не стал.

Рецепт успеха

Сегодня "Севертранс" демонстрирует не малый аппетит, рано или поздно он нагрянет и в ваш город. Как ему это удается?

Вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул

Сурен Сардарян – владелец корпорации "Веста". Он хозяин сети автозаправок с одноименным названием, транспортных компаний "Белоцерковский автобусный парк", "Одессаавтотранс" и других. Его предприятия контролируют 80% одесского рынка пассажирских перевозок.

Газета "Деловая столица" называет Сардаряна другом мэра Кривого Рога Юрия Вилкула и его сына Александра - профильного для отрасли вице-премьера.

Александр Вилкул, когда "Севертранс" выиграл две сотни маршрутов в Днепропетровской области, как раз был ее губернатором. Тогда чиновник рекламировал программу обновления подвижного состава своего имени. На момент публикации ответа от его пресс-службы на вопросы INSIDER не поступило.

Кроме конкурсов перевозчиков, строительная организация одессита "Весташляхбуд" выигрывает в Днепропетровской области тендеры на строительство дорог.

Компания "Весташляхбуд" создана в 2002 году. По данным госреестра, среди ее совладельцев несколько физлиц из Днепропетровской области, Каринэ Сардарян и кипрская Oppugno Ltd. Чистая выручка за 2012 год составила 120 млн грн.

По данным "Вестника государственных закупок", на протяжении восьми последних лет фирма является бессменным победителем всех криворожских тендеров на ремонты дорог. Только с 2008 года "Весташляхбуд" получила подряды от горсовета Кривого Рога и городских коммунальных предприятий на общую сумму 613,5 млн гривен.

Компания "Веста сервис" поставляет топливо криворожским коммунальщикам. Одесской "Весте" также принадлежит фирма "Экоспецтранс", которая вывозит мусор во всех семи районах Кривого Рога. Одним словом, криворожане без одесситов жить не могут.

Владелец "Севертранса" зарабатывает не только на дорожном хозяйстве, но и на рынке обслуживания GPS-навигации.

Фирма "КБ Инжиниринг", совладелец которой - принадлежащее Сардаряну "Экотаун Групп", - осенью 2012 года выиграла тендер на право обслуживания перевозчиков  GPS-навигацией. Теперь в Днепропетровской области заключение договора с ООО "КБ Инжиниринг" является обязательным для участия в областном конкурсе перевозчиков.

"Это не договор, а кабала! У нас, по сути, прав нет, а у них – есть! А главное - GPS дает им возможность мониторить маршруты и выбирать самые хорошие", - говорит владелец одного из базовых АТП Днепропетровска, не пожелавший называть себя.

Высохшая вода

Киевским перевозчикам удалось урезонить "Севертранс". Весной они организовали масштабный митинг, протестуя против победы в областном конкурсе одесситов. Жалобы были аналогичны жалобам днепропетровцев: необоснованно начисленные одесситам баллы, отсутствие проверки подвижного состава и лишение баллов местных АТП.

В дело вступила прокуратура, проверив жалобы предпринимателей. По итогам проверки конкурсный комитет был вынужден пересмотреть решения. Победителями признали местные АТП.

В скором времени в Киевской области должен состояться очередной конкурс. ПАО "Севертранс" заявило о своем участии. Представители Киевского ОГА на этот раз не поленились и проверили наличие предоставленных на конкурс автобусов. Их, как и стоило ожидать, не обнаружили. В результате "Севертранс" получил ноль баллов.

Как реагирует одесская компания? В ответ на вопрос автора юрисконсульт "Севертранса" Сергей Козлов сказал: "Жалоб на нас много. Но жалуются люди, которые собирают информацию в виде компромата на наше предприятие. И все это – разлитая вода, которая потом высыхает на солнышке быстренько".

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter
5
ПЕРЕГЛЯДІВ
1
КОМЕНТАРІВ

КОМЕНТАРІ

  • До каких пор будет твориться беспредел среди пассажиров? Когда будут приняты меры по их контролю? Почему в маршрутном автобусе каждый пьяный пассажир может кинуться с кулаками на водителя, который за рулем, на своем рабочем месте да еще и на полном ходу.??? Когда же будет ответственность и уважительное отношение к человеку, который с утра до ночи перевозит пассажиров, в жару ,в холод, в пробках??? Убедительно прошу отреагировать не только на жалобы каждого встречного пассажира, но так же проявить заботу и о тружениках транспортных средств, исправно выполняющих свою работу!!!! Отреагируйте на мою просьбу!!!!!

25.07.2015, 22:52
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 1 лютого 2016

    INSIDER: Лучшие материалы

    Здесь мы оставляем тексты, которые нам показались самыми знаковыми

    • 0
    • 38
     
    • 31 січня 2016

    Роман Безсмертний: "Росія зацікавлена, щоб ця війна тривала без кінця"

    "З появою Гризлова мало що змінилося. Ви дискусію навколо Сталіна уявляєте?"

    • 3
    • 18
     
    • 29 січня 2016

    Как проститься с прошлым

    Как прощаться и открываться новым возможностям, рассказывает психолог

    • 1
    • 30
     
    • 29 січня 2016

    Крымские ультрас: «Предателей мы не забудем»

    Что означало быть проукраинским ультрасом в Крыму в начале оккупации, и как они живут сейчас

    • 1
    • 21
     
Система Orphus