Портретисты Бога

Как на самом деле рисуют иконы
7 жовтня 201417:00

Иконопись - необычное и трепетное искусство. Им сложно заниматься - создание таких картин требует от автора физической и духовной подготовки - ведь он рисует портрет не чиновника, спортсмена или даже президента, а самого Бога.

Иконописец должен обладать таким мастерством, чтобы взывать к самым лучшим человеческим качествам, а для этого и самому нужно стараться быть Человеком. Задача не из легких, поэтому иконописцев в современной Украине не так уж и много.

При этом, спрос есть. Писанная на холсте или дереве икона - один из самых популярных и дорогостоящих подарков в среде среднего и высшего класса общества. Некоторые из нас и сами нередко видели такие предметы в кабинетах высокопоставленных чиновников и бизнесменов.

INSIDER решил узнать, как же на самом деле создаются "портреты Бога".

Фото: Сергей Рыжков

"Мы не вымрем"

Киевский иконописец, и по совместительству журналист Дмитрий Марченко рассказал INSIDER, что с технической точки зрения создание икон ничем не отличается от написания обычного портрета. Есть искусствоведы, которые утверждают, что икона может писаться только при помощи особой сакральной техники (обычно имеется в виду желтковая темпера, - ред.) и такого же священного стиля, под которым подразумевается стиль Рублева-Дионисия.

- Но этот стереотип не выдерживает никакой критики, - спорит с искусствоведами Дмитрий Марченко. - В разное время святые образы писались и восковыми красками, и темперой, и маслом. Выполнялись и на доске, и на холсте, изготовлялись из металла, камня, слоновой кости. Поэтому, важна не техническая сторона, а содержательная. Если образ написан самыми "каноническими" красками в самой "канонической" манере, но не исполняет своей главной функции - не настраивает на молитву, то это плохой образ.

Говорит: иконописец должен вести духовную жизнь. Например, нераскаявшийся убийца не может написать хорошую икону.

- Вспомните церковные работы кисти известного русского художника Рериха. Он обратился к древнерусской традиции, использовал основные приемы и схемы средневековья. Но для верующего человека эти образы часто страшны и отталкивают. Разумеется, увлечения магией, оккультизмом и другими учениями, далекими от христианства не могут не сказываться на творчестве иконописца. То же самое и с людьми, ведущими греховную жизнь. Так или иначе в их творчестве нет да и проскочит какая-то червоточина.

Дмитрий Марченко пишет свои работы для конкретных заказчиков. Ему важна личность человека.

- Мне трудно было бы сейчас написать "просто икону" и выставить на продажу. Поэтому я и пишу не для каждого. Но это мой частный выбор и он не очень характерен. Главным заказчиком сейчас, скорее всего, можно назвать церковь - строится много новых храмов. Что же до цен, то здесь большой разброс, который зависит от многих факторов - личности самого автора, от материалов, с которыми он работает. Средняя аналойная икона может стоить и $100 и $1000.

Особой конкуренции иконописец не чувствует. Рассказывает - даже в Киеве, где храмы встречаются на каждом шагу, "коллег" не очень много, борьбы за заказы не наблюдается. А профессиональные сообщества есть, и не одно. Мастеру в одиночку трудно расписать храм, поэтому иконописцы часто собираются в своеобразные артели.

В вечность своей профессии Дмитрий Марченко верит и в будущее смотрит с оптимизмом:

- Иконописание, конечно, в Украине не вымрет. Оно будет существовать столько, сколько будет существовать Церковь - то есть, до скончания века.

"Украина - не Россия. Даже иконы у нас разные"

Фото с Facebook Andrey Av

Львовский художник Лев Скоп делает вдвойне богоугодное дело - на вырученные деньги от продажи икон покупает лекарственные препараты для онкобольных детей. В прошлом году для этих благотворительных целей он создал серию "Богородица молится за Украину" из 365 икон. Писал их на деревянных основах, которые остались от реставрации 600-летней церкви Святого Юра в Дорогобыче.

- Проект прошел успешно, осталось только около двадцати работ. На вырученные более ста тысяч гривен были закуплены лекарства для больных детей. Сейчас снова рисую новый цикл из 365 икон на таких же старых гонтах с церкви Юра. Теперь рисую святых на каждый день года. Снова для благотворительного общества "Крылья Надежды", - рассказывает львовянин INSIDER.

По мнению Льва Скопа, чтобы писать иконы, нужно знать их историю. Уже сорок лет он работает художником-реставратором и практикуется в своем искусстве, когда работает с древними работами украинской церковной иконописи.

Художник говорит, что соблюдает все нужные обряды - постится, причащается. Особенно в работе помогает ему молитва:

- Для меня иконопись - это состояние молитвы. Если легко молится - легко и пишется. Начал рисовать иконы давно - наверное, потому что просто не мог их не рисовать. Счастлив, если людям они нравятся.

На вопрос, правда ли, что между украинскими и российскими иконами есть различия и первые нежнее и светлее, Лев Скоп отвечает:

- Наши иконы по ментальности другие - они часто напоминают народную песню. А вот в России и на Балканах часто рисовали в слепой зависимости от канонов. От этого проигрывала не только духовность работ, но и художественная эстетика.

Дилетантов везде хватает

 

Один из самых известных украинских иконописцев Сергей Вандаловский сочетает в своих работах традиции византийской церковной живописи и современного искусства. Тем не менее, считает, что далеко от догм иконописи лучше не отходить.

"От канонов отступать - глупо", - категорично заявил он.

Ранее Сергей Вандаловский говорил, что рублевско-дионисийский стиль - это шаг назад.

- Московская школа зашла в тупик еще в XVI веке. Рассыпалась на сюжетности, сошла на нет под давлением реализма. Для настоящего развития, на мой взгляд, нужно возвращаться к византийским канонам иконы. Скорее всего, так и будет происходить лет через десять.

Как и большинство его коллег, считает, что духовная жизнь иконописца влияет на качество его работ. А что касается мастерства его современников - говорит, дилетантов хватает в любом деле, не только в иконописи.

"Смиренный талант"

Протоиерей Александр Овчаренко хорошо разбирается в вопросе. Как лицо духовное, подтверждает - написание святых образов должно предворяться молитвой и постом:

- И сейчас в монастырях настоящие иконы пишутся в уединении, в монастырях и кельях, после испытания своей совести в Таинстве Покаяния. Но спрос рождает предложение и создание икон становится уже не столько сакральным священнодействием, сколько ремеслом.

Отец Александр не соглашается с мнением, что если портрет Бога написал плохой человек, то ничего хорошего из этого не получится и сгорит такой портрет в гиене огненной.

- Господь в чине освящения дает благодать "бесы отгонять и вся недуги исцелять". Так что верим, что если икона написана хоть и недостойным человеком, но освящена священником и по вере молившихся происходит освящение образа.

Специалист от церкви ратует за то, чтобы украинские художники возвращались к канонам иконописи:

- Украинская икона времен барокко в прошлом считалась специалистами упадническим стилем. В каждом селе мог жить богомаз, который под заказ писал иконы. Современное изучение этого стиля показывает, что все же этот стиль можно отнести к своему индивидуальному направлению. Сейчас возрождаются школы и секреты написания канонической иконы. Все чаще можно встретить не просто качественные изображения, но и с "печатью мастера", когда художник не только привносит свою личную манеру письма, но и подчиняется канону, то есть смиряется. Тогда его талант приобретает новую силу.

Отец Александр говорит - при епархии были курсы иконописцев, на которые принимали людей с художественным образованием. По его наблюдениям, хорошие специалисты получались в 25 процентах случаев. Остальные могли писать, но качество их работ было средним.

Сложно сказать, есть ли какой-то из жанров искусства одухотвореннее иконописи. Многие из художников обращают внимание народа на пороки общества, его язвы и самые низменные позывы. Об этих пороках мы знаем и сами. Но в такое сложное для Украины время матери украдкой прячут в рюкзаки сыновей, которые идут на войну, маленькие иконки, а не фото пугающих современных музейных инсталляций. И это как раз тот случай, когда искусство дает надежду на спасение. Во всех смыслах.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 12:33
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 19 квітня 2019

    Дебати 2019: Зеленський проти Порошенка (Трансляція)

    На НСК "Олімпійський" починаються дебати двох кандидатів у президенти України Володимира Зеленського та Петра Порошенка.

     
    • 18 квітня 2019

    Прокурор підтвердив, що Павловського більше не підозрюють в організації вбивства Катерини Гандзюк

    Термін тримання під вартою Ігоря Павловського спливає 30 квітня

     
    • 18 квітня 2019

    Огляд рішень уряду: угода з СНД, аеропорт “Придніпров’я” та безпека дорожнього руху

     
    • 17 квітня 2019

    Поліцейські намагались затримати активістку за наліпки. Потім передумали і вибачились

    На місце приїхала слідчо-оперативна група з експертами

     
Система Orphus