Пойдем со мной: 17 спектаклей, которые стоит увидеть в этом году

В списке - некоторые премьеры (анонсируем предвкушение) и отдельные блокбастеры (гарантируем удовольствие)
Фрагмент спектакля "Митина любовь. Дневник", театр "Золотые ворота"
18 вересня 201514:27
  • 0
  • 2

В прошлое воскресенье столичный театральный сезон открылся окончательно и бесповоротно - киевский "Молодой театр" поднял занавес, собрав переполненный зал.

Некоторые грядущие премьеры нового сезона вызывают интерес неподдельный. Некоторые устоявшиеся спектакли-хиты тянет пересмотреть снова и снова, открывая в них прежде не замеченные подтексты и смыслы. Но, естественно, есть в сводной киевской репертуарной афише произведения искусства (таких много), которые пересматривать можно только по приговору Печерского суда. И нам туда не надо.

INSIDER выбрал 17 спектаклей, которые обязательно нужно увидеть в этом году. В путь.


 

 

"Искусство войны" (совместный арт-проект Влада Троицкого и Алексея Ботвинова в рамках ГогольFest)

Этот проект открывает фестиваль 17 и 18 сентября. Смотреть и слушать стоит. Два незаурядных талантливых человека, Троицкий и Ботвинов, объединив усилия, впервые представили совместную работу этим летом на фестивале.

Зрелище – многоуровневое, разноплановое, синкретичное. Во-первых, цитаты из трактата Сунь-Цзы про войну: то, что не потеряло актуальности и в наше время. Во-вторых, гениальная музыка барокко, плюс ко всему великолепные мелодии минималиста Филиппа Гласса. Еще  великолепное исполнительское мастерство и мудрая умеренность режиссерских приемов, которые не стремятся "переиграть" великую музыку и виртуоза-пианиста.

В Одессе этот проект мне показался авторской вариацией на темы Алессандро Барикко. Когда одинокий пианист плывет на таком же одиноком корабле, омываемый волнами истории, невзгод, своих внутренних тягот. И его путь – путь постижения мира, в котором не должно быть места войне. 


 

 

"Оскар и Розовая Дама" (независимый арт-проект с эмоциональным и социальным акцентом)

Эпистолярный роман Эрика-Эммануэля Шмитта, который заставил рыдать весь мир (едва книга появилась на прилавках) обретает в Украине новую сценическую жизнь. По замыслу создателей, это не репертуарный спектакль, а независимый проект, объединивший театральных деятелей из разных городов.

Мотор спектакля – Ирма Витовская (она же играет Розовую Даму). Режиссер-постановщик – Ростислав Держипильский (он руководит Ивано-Франковским театром). В проекте две сенсации (помимо вышеперечисленных) - украинские дети, которые играют маленького Оскара, переживая все его мучения, озарения и надежды, и хиты "Океана Эльзы", которые станут не только саундтреком спектакля, но (не в переносном смысле) – его душой.

Сам Святослав Вакарчук поддержал эту инициативу, цель которой не только создать качественное сценическое произведение, но и разбудить общество ото сна, обратить его внимание на проблемы тяжело больных детей и на необходимость паллиативной помощи таким детям. Премьера – 11 октября в Киевском Национальном театре оперетты.


 

 

"Сталкеры" (хит "Молодого театра", который полюбили депутаты, олигархи и дети из неблагополучных семей)

Драматург Павел Арье выпустил джинна из бутылки – бабу Присю - героиню своей пьесы "В начале и в конце времен". Пьеса, как многим уже известно, о Чернобыле, о зоне отчуждения. О смешной бабушке, которая только на первый взгляд смешная, а на самом деле с такой надо быть всегда начеку, а то в пищу чего-нибудь подмешают, коня на скаку остановит, в горящую избу войдет.

В настоящее время сразу пять украинских театров решили связать свою репертуарную судьбу с этой пьесой, выгодные стороны которой не только в чернобыльской тематике и ядреных диалогах, но также в возможности задействовать в репертуаре актрис (актеров) почтенного возраста, скажем так.

Киевский режиссер Стас Жирков решил пойти другим путем и задействовал молодую красивую актрису - в роли древней полесской бабы-ведьмы Ирма Витовская. Результат превзошел все ожидания. И, видимо, по этой причине "Сталкеры" с малой сцены "Молодого театра" скоро перекочуют на сцену большую. Важно только, чтобы по пути - из сцены на сцену - не расплескали особую трагикомическую интимность постановки. И не размазали ее убийственные объемные крупные планы.


 

 

"Пой, Лола, пой!" (кабаре на Левом берегу Днепра в постановке Дмитрия Богомазова)

Проза Генриха Манна – "Учитель Гнус" - стала в начале ХХ века стартовой площадкой для взлета Марлен Дитрих. После фильма "Голубой ангел" (по мотивам Г.Манна) актриса, извините за каламбур, превратилась в одну из самых звездных звезд, особенно после того, как натянула на себя цилиндр и показала аппетитные ноги на пивной бочке.

В Театре драмы и комедии отреклись от старого мифа, связанного с Дитрих. Здесь создают мифы свои, фирменные. Постпремьерные отклики на спектакль Богомазова – меня воодушевили. Мир кабаре, созданный режиссером, многих просто-таки перетягивает с правого берега на левый. "Левая-правая, где сторона? Улица, улица, ты, брат, пьяна!", - писал поэт. В главной роли – Оксана Жданова, а на сцене – живой оркестр. Ближайший спектакль – 18 сентября. 


 

 

"Лес" (новейшая сценическая версия классической комедии Александра Островского в постановке франковцев)

Практически все пьесы Александра Николаевича Островского (пожалуй, кроме "Снегурочки") прошивает тема – денег. Торг повсеместный. Почти все продаются. И кто-то обязательно покупает. В данной комедии на кону – лес. Читай: целый мир.

Помещица Гурмыжская, притворяющаяся святошей, тем временем, не прочь прикупить еще одну обновку – красавчика Буланова, по которому втайне вздыхает. Трудно сказать, какая "тема" выйдет на первый план у Дмитрия Богомазова (в его премьере на сцене Национального театра имени Ивана Франко уже 15 октября), но явно это будет не однозначная любовная схема, не проблема "купи-продай".

Режиссер (и он давно приучил своих поклонников к этому) ведет зрителя - тайными тропами в какой-то загадочный лес бытия (вместе с художником Александром Другановым), где на неведомых дорожках встречаются такие удивительные звезды как Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев (главные участники премьеры). В добрый путь, как говорится.


 

 

"Коварство и любовь" (герои Фридриха Шиллера на сцене Молодого театра в сетях заговоров, похожих на современные политические козни)

Спектакль создавался в напряженный период драматических испытаний, которые переживала наша родина зимой 2013 года. Но режиссер Андрей Билоус сознательно ушел в этой работе от мнимой актуальности и от попыток привязать сюжет Шиллера к каким-то карикатурным реалиям нашего недавнего политического прошлого.

Его герои – Луиза и Фердинанд – два мотылька, которые своими крылышками хотят разрушить клетки несвободы и казематы лжи. Ибо любовь – и только любовь – есть подлинная свобода в этом коварнейшем из миров. А все остальное – мемуары. Это, признаюсь, один из любимейших моих спектаклей последних киевских сезонов. Он наполнен щемящей внутренней музыкой, тактичными эмоциональными переливами. Хорошая пара – Дарья Барихашвили (Луиза) и Александр Ромашко (Фердинанд). Замечательная работа у Марка Дробота в роли подлеца-соблазнителя Вурма. Хотелось бы пересмотреть –  28 сентября.


 

 

"Митина любовь. Дневник" (пластический и драматический опус "Золотых ворот" по мотивам Ивана Бунина)

Театр "Золотые ворота", обосновавшийся теперь на Печерске (недалеко от парламента) и по полной программе перезагрузившийся, обещает в новом сезоне несколько премьер.

Но стоило бы посмотреть и премьеру сезона прошлого. Режиссер Влада Белозоренко раскроила историю Бунина на несколько составляющих: пластическая, драматическая, умеренно юмористическая.

Молодой актер Дмитрий Олейник уверенно играет сразу несколько образов: за Митю, за автора, за того парня, каким мог бы быть Митя, да не сложилось… Следите за афишей.


 

 

"Гоголь-Поиск" (Театр на Печерске ищет в классике современность)

Талантливый актерский коллектив под руководством Александра Крыжановского вдохновил знаменитый соотечественник – Николай Васильевич. Мир писателя – гипнотический. Попробуй – не вдохновись? Чем неадекватней современность – тем чаще попытки всмотреться в зеркало Гоголя, увидев в его отражениях: дураков и дороги, вечера на хуторе и Сорочинскую ярмарку.

Версия Театра на Печерске по мотивам Гоголя – разноголосый мир Николая Васильевича, объединяющий драму, вокал, танец. Все, что объединяется под его обложкой.

Автор идеи, а также хореограф проекта – Маша Гурина, которая работает в Лондоне. Ее опыты были представлены на международных фестивалях искусств в Италии, Греции, Чехии.  


 

 

"Варшавская мелодия" (советская драматургия, один из лучших ее образцов, под крышей Русской драмы)

Спектакль идет действительно "Под крышей", это еще одна сценическая площадка театра (если кто не знает). В постановке по пьесе Леонида Зорина два героя – Геля и Виктор. Их играют Алиса Тункевич и Вьячеслав Николенко.

Между молодыми людьми – границы, возведенные советскими политиками, в свое время издавшими указ о запрете браков с иностранцами. Попробуй разрушь эту стену, если певица Геля из Польши, а студент Виктор из СССР. В 60-е эта пьеса под крышей этого же театра – только на большой сцене – стала всесоюзным мифом. Гелю играла Ада Николаевна Роговцева. Постановка Эдуарда Митницкого выдержала сотни показов.

Допускаю, что у режиссера Ольги Гаврилюк подобных амбиций нет – и сцена поменьше, и времена не те. Тем не менее, ее спектакль, судя по сайту театра, постоянно собирает зрителя в маленьком зале. Это значит, что и советская драматургия, если она честная и талантливо раскрывающая человеческие взаимоотношения, не всегда достойна порицания или клейма "сбросим с корабля истории!". Я уже купил билет на эту "Варшавскую" на 27 сентября. 1-й ряд, 7-е место. Меня узнайте вы, маэстро.


 

 

"Женщины в ре миноре" (хулиганская эстетская одноактная балетная история от Раду Поклитару)

Год назад Раду Поклитару ошарашил поклонников этим балетом на музыку Баха. И, знаете, снова и снова тянет – пересмотреть и пережить прежние премьерные эмоциональные волны. В программке пишут: "Это трагическая история о несуществующей женской дружбе служит поводом для необыкновенно сложных многофигурных композиций и пронзительных дуэтных фрагментов".

Текст сочинял политкорректный завлит. Потому что, на мой взгляд, этот одноактный балет – попросту пощечина женщине, которая… Которая ревнует. Которая танцует. Которая не терпит лидерства иных фемин. Которая не может простить любви другим феминам. Да, жестоко, потому что такова се ля ви.

Теперь представьте, что в спектакле 16 героинь – и партии девушек исполняют мужчины. Трагифарсовый этюд Раду Поклитару – репертуарная жемчужина "Киев Модерн Балета". Ближайшие показы – ноябрь-декабрь.


 

 

"Аида" (классика Дж.Верди в исполнении главной украинской оперной примы Людмилы Монастырской)

Все, кто уже слушал в Национальной опере Людмилу Монастырскую в "Аиде", не сомневаюсь, будут опять бронировать места в партере, потому что слушать необходимо.

Все-таки одна из лучших оперных певиц (сопрано). Ее эфиопская рабыня – не каменная статуя, как это часто бывает в наших оперных экзерсисах, а живой страдающий человек. Ее голос (причем даже "низы") проникает в душу, по-настоящему волнует, создает чудодейственный магический эффект во всей этой истории, написанной когда-то по заказу египетского хедива Исмаила-Паши.

Монастырская, не смотря на свои ангажементы на Западе, не изменяет родине и старается когда может выступать в Киеве. В сентябре-октябре – тоже ждем.


 

 

"Прошлым летом в Чулимске" (Театр на Подоле утирает слезы бедной Валентине из пьесы Александра Вампилова)

Еще один спектакль с этикеткой - "рекомендуется к повторному просмотру". Виталий Малахов раскрыл пьесу Вампилова через едва уловимое столкновение двух миров.

Один мир - провинциальная тьмутаракань со всеми ее веселыми обитателями. Второй мир -- то, что роится и звучит в голове странной девушки Валентины, бесконечно латающей забор и регулярно фиксирующей в своем дневнике какие-то строчки, строфы.

В главной роли – Виктория Булитко. Ее же песни в этой пронзительной лирической драме, которая в афише значится – 25 сентября и 23 октября.   


 

 

"Четвертая сестра" (во многом пророческий спектакль "Молодого театра", актуальность которого обострилась полтора года назад)

Премьера Станислава Моисеева датируется 2007-м. Ничто не предвещало несчастья, раздора, междуусобиц с Россией, котлов на Востоке, аннексии Крыма. А в спектакле вроде исподволь уже ощущался какой-то нарыв – то, что должно вот-вот лопнуть, то, что может начать кровоточить.

Парафраз Януша Главацкого на тему чеховских "Трех сестер" не злобное ерничанье поляка над русскими мифами. И в пьесе, и в спектакле обнаружишь взгляд сострадательный, не циничный. И в этом же спектакле, если захочешь, обнаружишь эмбрионы некоего русского безумия, вирусы которого – взрывоопасны… Спектакль заявлен на 18 сентября. В главных ролях: Римма Зюбина, Ирма Витовская, Наталья Васько.


 

 

"Великий Гэтсби" (хит-балет от Дениса Матвиенко и Константина Меладзе)

Не имея ни кола, ни двора (то есть постоянной площадки) всемирно известный танцовщик Денис Матвиенко не оставляет родной Киев без своего искусства – и уже в ноябре на сцене дворца искусств "Украина" его нашумевший "Гэтсби".

Балет, вызвавший споры и восторги. Как не спорить, если композитор – Константин Меладзе, автор хитов для "ВИА Гры"? А в основе балета – самый томный роман ХХ века, отливающий гламуром, чувственностью, трагической обреченностью. Компания Дениса Матвиенко ушла от гламура.

Этот спектакль -- четкий, во многом рациональный. В конце концов, это взгляд современных хореографа и танцовщика – на ретро-историю начала ХХ века. И смотрят они на история Гэтсби без предыхания, а осмысленно, сдержанно, не впадая в слащавую балетную экзальтацию.


 

 

"Кайдашева сім’я" (праздник на нашей улице: Наталья Сумская в роли самой сварливой украинской свекрови)

Кассовый рекордсмен Театра имени Ивана Франко. Появившись в репертуаре в 2007-м, этот спектакль не устает радовать администраторов и кассиров: аншлаги обеспечены всегда.

Залог многолетнего успеха – а) классическая повесть Ивана Нечуя-Левицкого, б) добродушная постановка безо всяких напрасных режиссерских вывертов.

И, конечно, Наталья Сумская в роли Кайдашихи. Об этой роли не раз приходилось писать. Но, не сомневаюсь, если посмотрю еще раз вместе с вами 6 октября – найду новые нюансы и оттенки в ее великолепной игре.


 

 

"Двое на качелях" (любовная драма с печальным финалом от  молодого режиссера на Малой сцене Театра драмы и комедии)

Камерный спектакль в постановке Андрея Попова. Никак на него не доплыву. Сама по себе история, рассказанная в пьесе Уильяма Гибсона, залог неослабевающего зрительского интереса – уже более полувека.

Танцовщица Гитель и адвокат Джерри неожиданно сближаются, тянутся друг к другу. Их гложет одиночество. Их история – как качели: то вверх, то вниз. Но не всегда так бывает, как тебе хочется, а бывает так, как не хочется. Поэтому – судьбы врозь. Крылатые качели скрипят прощальную песнь.

В спектакле заняты талантливые актеры – Акмал Гурезов и Елена Бушевская. Постановка предполагает интересную сценографию Олега Лунева. Так что надо идти - 19 сентября.


 

 

"Щелкунчик" (традиционный новогодний сувенир от Раду Поклитару)

2007-й был явно урожайным годом для кассовых киевских постановок, одна из которых обильно кормит и "Киев Модерн Балет" - "Щелкунчик". Музыка – Чайковского. Но действо – слишком далеко от предвкушений любителей традиционных балетов.

У Раду Поклитару – фантасмагория, гротеск, заостренный до края. На сцене – огромные чудовищные мыши, казалось бы угрожающие счастью влюбленных. Но именно эти грызуны оказываются, по версии Поклитару, и лучше, и порядочнее многих людей, подталкивающих героиню балета к гибели.

У этого проекта несколько премий и не остывающая любовь зрителей разных возрастов. И под этот же балет подходит емкая характеристика стиля Поклитару, предложенная некоторыми коллегами: "Каждая его работа – неожиданная, провокационная, почти скандальное прочтение всемирно известных сюжетов, всегда подчиненных музыке и глубоко раскрывающих сложный внутренний мир человека". "Щелкунчик" ищите в афише ближе к Новому году.


 

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter
2
ПЕРЕГЛЯДІВ
0
КОМЕНТАРІВ

КОМЕНТАРІ

2.03.2016, 13:44
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 1 лютого 2016

    INSIDER: Лучшие материалы

    Здесь мы оставляем тексты, которые нам показались самыми знаковыми

    • 0
    • 31
     
    • 31 січня 2016

    Роман Безсмертний: "Росія зацікавлена, щоб ця війна тривала без кінця"

    "З появою Гризлова мало що змінилося. Ви дискусію навколо Сталіна уявляєте?"

    • 3
    • 19
     
    • 29 січня 2016

    Как проститься с прошлым

    Как прощаться и открываться новым возможностям, рассказывает психолог

    • 1
    • 21
     
    • 29 січня 2016

    Крымские ультрас: «Предателей мы не забудем»

    Что означало быть проукраинским ультрасом в Крыму в начале оккупации, и как они живут сейчас

    • 1
    • 25
     
Система Orphus