Плейлист лета: кого послушать на главных музыкальных фестивалях Европы

INSIDER собрал лучших новых артистов, опираясь на лайн-апы европейских музыкальных фестивалей
Фото: Facebook/Tomorrowland
3 липня 201514:00

Всю первую половину нулевых мы были свидетелями стремительных изменений в мировой музыкальной индустрии. Заканчивалась долгая эпоха физических музыкальных носителей, ей на смену приходила эпоха mp3-файлов и онлайн-магазинов. Сегодня мы стоим на пороге очередного такого витка, наблюдая за тем, как набирают обороты стримминговые сервисы, позволяющие хранить всю вашу музыкальную коллекцию на своем личном облаке и не тратить время на покупку или скачивание архивов с файлами.

Все движется по пути к максимальному упрощению и чем это обернется спустя еще десять лет, пока даже сложно представить. Но очевидно другое - переход к сознательному потреблению, когда человек сам выбирает, что ему слушать, оказался не таким уж идеальным решением, как казалось на первый взгляд.

Да, сайты вроде iTunes или Beatport устроены максимально удобно и приветливо. Музыка разбита на жанры, все можно прослушать и отсортировать, используя различные фильтры. Но что, если вам хочется чего-то особенного? Не "звезд" из Top 100, не лидеров продаж, а нечто такое, что смогло бы вас удивить. Самобытную музыку, которая, как правило, рождается на стыке сразу нескольких жанров, а значит, прячется где-то на смежных территориях строгих классификаций.

Сайты не способны в полной мере удовлетворить этот потребительский запрос. Они лишь предлагают вам погрузиться в их бесконечные архивы. Сопутствующая удача и терпение позволят за несколько часов составить хороший плейлист в дорогу, но раньше ведь все было куда проще. Вы приходили в магазин и спрашивали совет у продавца. И если он был хорош в своем деле, то обязательно находил, чем вас удивить в считанные секунды.

Но кто пришел им на смену сегодня? Казалось бы обозреватели, критики. Лишь отчасти. Вся музыкальная индустрия – это сложна вертикаль финансовых потоков, в которую встроены промо-сервисы, продвигающие те или иные синглы и журналисты, которые входят в пул этих промо-сервисов. Конечно, есть немногочисленные независимые эксперты, но их найти еще сложнее, чем новую интересную музыку. Выходит, положиться почти не на кого.

В этой ситуации мы предлагаем свой, проверенный и довольно не стандартный способ: изучайте новую музыку и тренды по лайн-апам летних музыкальных фестивалей. Радио чарты и рейтинги могут врать, мнение большинства тем более. Но никогда не врут фестивальные промоутеры. Они приглашают либо самых лучших, либо тех, кто станут лучшими в ближайшее время. Это их хлеб и в условиях жесточайшей конкуренции (в одном только Лондоне в летние месяцы проходит до 200 музыкальных фестивалей) они не имеют права на ошибку. Публика не прощает провалов и тут же уходит к тому, кто точно знает, как их избежать.

Поэтому, если вы запомните названия дюжины лучших европейских фестивалей и выпишите имена выступающих, то с высокой долей вероятности получите список тех, кто должен быть в плейлисте каждого искушенного меломана.

INSIDER решил проверить это на практике и попробует собрать универсальный плейлист на каждый день.

Для решения поставленной задачи нам вполне хватит пяти фестивалей. Чтобы получить исчерпывающую информацию о том, кого вам стоит знать и слушать в 2015 году, мы рассмотрим программы испанского Sonar, британского Glastonbury, фестивалей Flow, Dimensions и Tomorrowland.

Конечно, можно взять и больше, но дальше точно пойдет повторение артистов (у некоторых фестивалей лайн-апы совпадают на 70-80% - работают одни и те же букинг-агентства), нишевые фестивали (для поклонников фри джаза или экспериментальной электроники) и фестивали, которые смещают акценты на спорт, еду или технологические инновации.

Фестиваль Glastonbury. Фото Guardian

Начать, конечно, стоит с Glastonbury. Эпичное действо, которое вот уже 45 лет проходит в полях фермера Майкла Ивиса, еще с момента основания его окрестили "британским Вудстоком". Здесь по-прежнему собираются десятки тысяч людей, чтобы услышать лучших артистов планеты. И это обязательное условие проведения фестиваля, от которого организаторы ни разу не отступали. Посему Glastonbury вполне подходит на роль события, по которому можно сверять "мировые музыкальные часы".

Что же мы видим здесь в этом году? Более 300 артистов на ста (!) с лишним сценах и общий курс на ретро, который ощутим даже со скидкой на то, что GLASTONBURY всегда опирался прежде всего на проверенные временем имена. Этот год действительно запомнится как период большого количества камбэков "звезд" прошлых лет и подражания им со стороны молодых музыкантов.

Самые ожидаемые "звезды" фестиваля – Фаррелл Уильямс и Марк Ронсон, не стесняясь, заявляют о том, что возрождают традиции фанка и диско 1970-х. Их работы на первых местах всех мировых чартов. На Glastonbury с ними делят одни подмосты живые легенды стиля: Джордж Клинтон и группа Parliament, компанию которым составят остатки оригинального состава Sly & The Family Stone. Сцена напротив и лица той же эпохи: здесь правит балом диско-гений Cerrone. В хедлайнерах многих других британских фестивалей значатся его ровесники - итальянский продюсер Джорджо Мородер (с новым альбомом и шоу) и Найл Роджерс с новой программой группы Chic.

Молодежь, кстати, совсем не против такой повальной ретромании, а значит, можно смело продолжать: Патти Смит, the Who, Пол Уеллер и даже Берт Бакарак, чье появление можно воспринимать, как знак "в ход идут все имеющиеся архивы"! Конечно, здесь достаточно и молодых артистов, но многие из них делают музыку настолько традиционную, что вполне могли бы стать "звездами" не только в 2015-м, но и, к примеру, в 1972 году. Так, главные "звезды" текущего сезона – барды Джеймс Бей и Hozier, группа Alabama Shakes – это лишь номинально молодежная музыка. По звучанию все это привычный классический госпел, американа и блюз. Ориентир на ретро не могут скрыть даже модные ремиксы.

В тот же ряд можно поставить модного израильского фолк-музыканта Асафа Авидана, которого нет на Glastonbury, но который попал в программу многих других фестивалей. Его можно смело назвать одним из главных открытий последних лет, хотя ориентиры Асафа – это творчество Боба Дилана и Ника Дрейка.

Но двинемся дальше. Знаменитый SONAR в Барселоне поможет нам понять, кто будет популярен завтра – здесь всегда мыслят на шаг вперед остальных и крайне редко ошибаются в своих ставках на перспективную молодежь. Опустим несколько интригующих возвращений (The Chemical brothers, Duran Duran, Ройшн Мерфи) и можем отметить, что главный акцент здесь сделан на фэшн-икону FKA Twigs (музыка темнокожей инди-певицы - удовольствие весьма спорное) и триумфатора года Jamie XX из группы The XX. Его сингл Loud Places уже точно возглавит все итоговые плейлисты в декабре.

Стоит отметить испанский проект Pional, мелодекламатора Кейт Темпест, битмейкера Gramatik, изобретателя ритм-н-блюза будущего Cashmere Cat, колоритного Kindness и британского диджея Хадсона Мохоука. Эти ребята уже близки к тому, чтобы стать новыми лидерами мировой электронной и инди-сцены. Сегодня на таких фестивалях, как Sonar они получают бесценный опыт, выступая плечом к плечу с классиками из 1990-х: Squarepusher, Autechre, Лоран Гарнье, Tiga, Роман Флюгель и прочими. 

Как вы успели заметить, Sonar в первую очередь ориентирован на электронную музыку и в этом плане близок по духу более доступному для нас хорватскому DIMENSION FESTIVAL, который каждый год проходит в самом конце августа в руинах  уникального Колизея времен Римской империи. Здесь тот же курс на сплав молодости и опыта. Ярким антуражем к выступлениям легенд (пионер техно Хуан Аткинс, крестный отец дип-хауса Moodymann, основоположник драм-н-бейса Goldie) служат диджей сеты и выступления испанского гения Джона Талабота, самобытного модерн джаз трио BADBADNOTGOOD, британского дуэта Mount Kimbie, шведской инди группы Little Dragon.

 Фестиваль Tomorrowland. Фото с официального сайта

В завершении темы электронной музыки – другая, более коммерческая ее сторона. И здесь не обойтись без бельгийского супер-фестиваля TOMORROWLAND, который многие вполне справедливо называют лучшим в мире благодаря его невероятным, масштабным, красочным декорациям в духе фильмов Тима Бертона. Здесь в этом году (и раннее всегда) максимально полный список артистов, представляющих первый эшелон международной танцевальной сцены. В обход обязательных Девида Гетты, Мартина Сольвейга и прочих выделим интересные новые или относительно новые имена.

Так, любопытно посмотреть на новое шоу проекта Axwell / \ Ingrosso, созданного двумя из трех участников феноменально успешного коллектива Swedish House Mafia. Многие специалисты видят преемника первым диджеям мира в лице Оливера Хелденса, мы же отмечаем американского диджея MK. Он здесь один из гостей главной сцены. Для гурманов – дуэт Bob Moses, изысканно сочетающий блюз и электронику (очень не стандартные гости для Tomorrowland) и, наконец, главная интрига года – новая программа немецкого суперпродюсера Пола Калькбреннера. Герой нашумевшего фильма Berlin Calling, известный техно-диджей, который в этом году получил заманчивое предложение от мейджор лейбла Sony Music: выбрать любые 12 треков из обширного каталога и сделать их новые электронные версии.

В списке значатся Элвис Пресли, Jefferson Airplane, Боб Дилан. На бумаге это выглядит, как один из самых амбициозных проектов сезона.

Напоследок - десерт. На наш вкус, самый стильный и самый точный в определении трендов фестиваль – финский FLOW FESTIVAL. Здесь по традиции будет микс из модной электроники, современной этнической музыки и соула.

Настоятельно рекомендуем британский поп-дуэт Years & Years (кстати, они недавно сняли в Киеве клип на сингл Shine), синт-поп проект Clark, группу Alt-J (у парней есть все предпосылки дорасти до стадионных масштабов), Future Islands и опытных шотландцев Belle & Sebastian. По слухам, они сейчас в лучшей форме за последние 20 лет.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 06:01
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 28 вересня 2019

    "Хто наступна Гандзюк?": активісти прийшли до Офісу президента

    У п'ятницю, 27 вересня, під Адміністрацією президента відбулася друга “Ніч на Банковій”. Активісти лишили напис на асфальті із запитанням: "Хто наступна Гандзюк?"

     
    • 26 вересня 2019

    “Пожаліли його, живий лишився, а він тепер в суді свідчить”, - в суді з розстрілу групи спецпризначення оприлюднили “прослушку” фігуранта

    Запорізький апеляційний суд на фінішній прямій розгляду справи розстріляних спецпризначенців

     
    • 21 вересня 2019

    Члени "Демократичної сокири" звернулись до міграційної служби щодо потрійного громадянства Коломойського

    Про це стало відомо під час акції "Імпічмент Коломойському", яка відбулась біля Офісу президента у Києві, 20 вересня

     
    • 18 вересня 2019

    У Києві відбулась церемонія подяки ексдиректору Українського інституту національної пам'яті В'ятровичу

     
Система Orphus