Скульптор Николай Шматько: Я – в украинской блокаде

Почему "королю мрамора" приходится скитаться из подвала в подвал
Фото Максима Вихрова
7 жовтня 201514:00

Король мрамора – так называет себя луганский скульптор Николай Шматько. По его словам, именно так презентовали его на выставке в Ганновере.

Впрочем, судьба у него вовсе не королевская. Автор более 700 скульптур, один из победителей Флорентийской биеннале-2007, участник "Арт-Монако-2012" и многих других выставок, уже третий год Шматько с семьёй прозябает на складе в Переяславе-Хмельницком. А вместе с ними – целая галерея живописи и скульптур.

Из подвала в подвал

Шматько из тех, кого называют самородками. Не имея художественного образования, он начал ваять ещё в конце 1970-х и уже 1985-м открыл собственную выставку в Болграде, куда переехал с Донбасса из-за плохого здоровья сыновей. В начале 1990-х, поддавшись на посулы местных властей, Шматько вернулся в Красный Луч.

Но ожидания оказались напрасны. Помыкавшись по инстанциям, Шматько буквально ушёл в подполье. Чтобы разместить свои скульптуры, он вырыл и оборудовал на своём участке огромный подвал. Около 10 лет подземная галерея Шматько была местной достопримечательностью – выставку посещали бизнесмены, политики, журналисты.

Хотя самому скульптору приходилось жить в том же подвале, существенной помощи от луганских властей добиться не удалось. А 2012-м Шматько пригласили в Закарпатье: Виктор Балога пообещал скульптору место прямо в замке Паланок. Но, истратив деньги на переезд, Шматько снова оказался ни с чем. Доведённый до отчаяния, он даже грозился уничтожить свои работы.

Фото Максима Вихрова

Поэтому приглашение мэра Переяслав-Хмельницкого скульптор принял, как последнюю соломинку. Но и здесь его ждало разочарование. В итоге Шматько вместе с семьёй и коллекцией скульптур снова оказался в "подвале" - так он называет складское помещение школы №7. Недалеко от истины: здесь тоже темно, сыро и гуляют сквозняки.

- Нас сначала поселили здесь временно, на неделю-другую… Ну и по сегодняший день… - вздыхает Шматько.

Над входом – выцветший баннер "Галерея Шматько и сыновья". Внутри – полутьма, пыль и статуи, статуи, статуи. По словам скульптора, их почти полторы сотни: Бахус, Иисус, грации, Богоматерь, политические деятели вперемежку с апостолами. И ещё картины: портреты, пейзажи, абстрактные полотна. Их у Шматько тоже много, около 300 штук.

"Я – в украинской блокаде"

Впрочем, галереей это не назовёшь – большинство работ до сих пор стоят не распакованными. Да и зачем? Несмотря на публикации в местной прессе, туда почти никто не ходит. "За три года – не больше ста человек", - говорит скульптор. Как и раньше, он мечтает о галерее:

- Не для себя, – объясняет Шматько. – Это всё мне не принадлежит. Это принадлежит вам, обществу и времени. А мы – только охранители этих ценностей.

Фото Максима Вихрова

Сейчас мечта Шматько – помещение заброшенного кинотеатра в Переяславе, которое может быть удастся выпросить у чиновников. Впрочем, он уже готов согласиться и на подвал, но его ремонт обнищавшей семье скульптора пока не по карману. Продавать же свои работы Шматько отказывается:

- Всё можно продать, а потом говорить: где же наша страна? У кого-то в палисаднике будут эти скульптуры стоять, в туалете – и толку? Это ведь достояние самой Украины.

Кстати, не уезжать из страны ещё в 1990-х его убедила французская галеристка Дина Верни. На встречу с ней Шматько добирался с просроченной визой, на велосипеде с немецкой границы до самого Парижа, ночуя под открытым небом. Теперь покинуть страну скульптор-скиталец не может вообще – опять таки, из-за финансовой нужды.

По словам Шматько, чтобы вывезти галерею за границу, нужно около двух миллионов долларов на транспорт, оплату работы оценщиков и охраны, уплату налогов и пошлин. Поэтому выезды – только при условии возврата работ обратно.

- Написал письмо министру культуры: дайте мне бумагу, которая официально подтверждает, что галерея Украине не нужна, что мои работы не представляют никакой ценности.

Впрочем, на отчаянные воззвания Шматько в министерстве не реагируют. Поэтому скульптор называет себя не иначе, как блокадником.

"Я выражаю само время"

Как и положено художнику, Шматько амбициозен.

- Если бы вы увидели все триста картин, вы бы увидели целый калейдоскоп времени. Я просто выражаю не точку зрения, а само время, – рассказывает он, огибая плотные ряды статуй.

Однако, внешне 72-летний скульптор напоминает скорее рабочего, чем именитого деятеля искусств: коренастый, жилистый, с крепкими, натруженными руками. О своих заслугах Шматько говорит, как о предназначении, в которое, похоже, искренне верит.

Фото Максима Вихрова

- Галерея должна быть полезна людям, обогащая их культуру.

По словам скульптора, его цель – прославить Украину. Ну или хотя бы Переяслав.

- Если у нас не будет культуры, значит и будущего тоже, – твердит Шматько, пускаясь в несколько наивные рассуждения о новом обществе, где люди будут добрее, умнее и красивее. 

Впрочем, сейчас Шматько занят в основном выживанием.

- Кинем все силы, чтобы покинуть это ужасное место. Куда – не знаю. Очень холодно здесь.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 21:40
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 25 квітня 2019

    Вбивство журналіста Сергієнка: прокурори вкотре просили безкоштовних адвокатів для підсудних

    Активісти бояться, що підсудні можуть вийти на свободу з технічної причини - закінчення строку тримання

     
    • 24 квітня 2019

    Огляд рішень уряду: вартість паспорту, прибуток держкомпаній та контроль ринку спирту

     
    • 24 квітня 2019

    Підозрюваного у справі вбивства Гандзюк хочуть випустити з-під варти. Прокурор не проти (Оновлено)

    Суддя пішла до нарадчої кімнати

     
    • 23 квітня 2019

    Адвокати Мангера намагаються через суд скасувати для нього підозру у замовленні вбивства Гандзюк

    Мова йде саме про скасування підозри, а не про її зміну

     
Система Orphus