Контрольный выстрел в голову украинского радиорынка

Чем грозит введение 75-процентной квоты на украинской продукт в эфире радиостанций
Фото: Monty Fresco/Topical Press Agency/Getty Images
23 березня 201514:00

В начале марта Министерство культуры анонсировало, что вице-премьер-министр Украины и министр культуры Вячеслав Кириленко "инициирует увеличение квоты украинского продукта в радиоэфире до 75% объема вещания".

В прошлый раз ограничение на использование зарубежного продукта, которое действует по сей день, вводилось в 2007 году при правительстве Виктора Ющенко. На тот момент, согласно изменениям в законе "Про телебачення і радіомовлення", квота составила 50%, и была неоднозначно принята культурным и медиа-сообществом.

INSIDER решил разобраться в достоинствах и недостатках предполагаемого нововведения и в том, чем оно грозит радиостанциям, артистам и медиа-рынку в целом.

Кого это коснется

В Минкультуры на запрос INSIDER по поводу разрабатываемого законопроекта ответили лаконично: "Законопроект сейчас находится в стадии написания. Поэтому ответы на все вопросы, поднятые в запросе, можно будет дать только после того, как появится хотя бы первая редакция текста".

- В любом случае, законопроект пройдет общественное и экспертное обсуждение, - уверенно заявили в министерстве.

Сторон, которых коснется нововведение, будет несколько. В первую очередь это будут радиостанции, которые становятся исполнителями инициативы министерства, а также украинские артисты, на популяризацию продукта которых якобы направлено решение. Коснется это напрямую и слушателей – конечных потребителей продукта.

В весьма скупом пресс-релизе Министерства культуры приведена цитата Вячеслава Кириленко: "Кроме того (введения квоты – ред.), песни украинских авторов и исполнителей должны появляться тогда, когда их сможет услышать наибольшее количество слушателей – в прайм-тайм, а не только поздно ночью, как это часто бывает сейчас".

Расширенных комментариев, а также детального описания того, как будет применяться, регулироваться и кого касаться новая норма, предоставлено не было.

Что думают радиостанции

Представители радиостанций в единодушном порыве осудили идею введения 75-процентной квоты. Основная мотивация проста: хорошей украинской музыки недостаточно для того, чтобы заполнить эфир радиостанции, не меняя ее формата.

 

Дмитрий Феликсов, генеральный директор компании VIRUS Music и билетного агентства Concert.ua, приводит в пример танцевальную станцию Kiss FM, с которой тесно сотрудничает более десяти лет:

- Так сложилось, что 99% классной электронной музыки производится не здесь (не в Украине, – прим.). Есть мировые центры по производству такой музыки, и каждый из них силен в своих стилях.

Почему мы должны переставать слушать эту музыку только потому, что кто-то сказал, что теперь вы слушаете только украинское? - считает Феликсов. 

 

Андрей Уренев, бывший программный директор "Просто Радио", в качестве комментария по данной теме предоставил публичное письмо, которое он писал еще в 2007 году во время введения 50-процентной квоты. По словам Андрея, его мысли с тех пор практически не изменились, и письмо не потеряло актуальности. В частности, Уренев писал:

- Добавление в эфир каждого часа любой нормальной радиостанции хотя бы одной нетипичной песни – это очень сильный удар по формату, по "клоку" ("клок" - схема часа, являющаяся ноу-хау каждой станции, – ред.), который каждым программным/музыкальным директором кропотливо и тщательно выверяется годами. Станции становятся похожими одна на другую, так как 50 процентов музыки во многом совпадают, - считает Уренев.  

Соответственно, если станции украинской направленности еще смогут переварить новую квоту, то радиостанциям, ориентирующимся на нишевые направления (ретро, джаз, лаунж и т.д.) и даже на мейнстрим, квота в 75% фактически перекрывает воздух. Выход из данной ситуации представители радио видят всего один – менять формат, что влечет за собой колоссальные репутационные и финансовые потери.

 

Не в восторге от инициативы министра и генеральный продюсер ТАВР медиа (радиостанции "Русское Радио", Хіт FM, Kiss FM, Relax, "Мелодия", Radio ROKS) Виталий Дроздов:

 - Формат Radio ROKS не сможет выжить при такой квоте. Если мы будем крутить 75% украинской музыки – это будет станция не Deep Purple и Led Zeppelin, а совершенно другой формат. Формат не лучше и не хуже. Но люди привыкли к вот этому. А они получат другое Radio ROKS. Они скажут спасибо? Нет. Они, конечно, будут думать, что это Radio ROKS сошло с ума.

Белорусский опыт

В процессе обсуждения многие игроки рынка ссылались на белорусский опыт. В соседнем государстве 10 лет назад была введена такая же квота в виде 75% белорусского продукта в эфире радиостанций. Ни к чему хорошему это в итоге не привело. По словам Виталия Дроздова, который долгое время проработал на белорусском радиорынке и знаком с реалиями не понаслышке, квотирование привело к таким последствиям:

- значительно упала доля радиослушателей. По разным данным она сократилась в 5-10 раз;

- с локальными "звездами" норма сыграла злую шутку. Популярных исполнителей начали настолько часто крутить по радио, что упала посещаемость концертов. Слушатели мотивировали это тем, что уже слишком устали от этих артистов;

- появившиеся представители новой волны белорусской музыки оказались проектами-однодневками, а те 20%, которые выдержали испытание временем, по словам Дроздова, остались бы вне зависимости от наличия или отсутствия квоты.

Андрей Уренев в своем публичном письме также ссылается на опыт Беларуси и утверждает, что данное решение оказалось с руки лишь "не дорожащим репутацией телерадиокомпаниям, потому как "денежные мешки" для раскрутки своих неинтеллигентных и неталантливых протеже за ценой не постоят".

Но самым главным последствием оказалось снижение репутации радио как медиа. Для слушателей радио стало второсортным СМИ, которое перестали воспринимать как источник новой, заслуживающей доверия качественной музыки.

Что думают музыканты

Несмотря на удар, который данное решение может произвести по радиорынку, многие слушатели положительно восприняли инициативу Кириленко. По их словам, квота поспособствует вытеснению из эфира низкокачественного продукта, преимущественно российского производства, и даст дорогу молодым украинским исполнителям.

 

Алексей Согомонов, генеральный директор агентства "Музыка для Масс" ("Бумбокс", Pianoбой, O.Torvald) положительно отзывается об инициативе: "Мне нравится идея выбросить из эфира кучу рухляди, которую крутят, прикрываясь "желанием народа". Конечно, специалисты будут заламывать руки и говорить о том, что в Украине не наберется этих самых 75%. Не верьте. Радиостанции, в большинстве своем, давно потеряли связь с реальностью. Очень надеюсь, что подобная инициатива их взбодрит".

Позиция Согомонова сходится с позицией слушателей и артистов, которые считают, что радио в Украине уже давно перестало выполнять свои первоначальные функции и не выдерживает никакую критику с точки зрения качества контента. Таким образом квотирование позволит подкосить существующий рынок, что может стать фундаментом для формирования совершенно новой медиа-среды.

 

В то же время солистка группы "Крихітка" Каша Сальцова считает идею Минкульта нереальной: 

Я считаю, что 75-процентная квота на украинский продукт - нереальная инициатива. Нереальная, так как в радиостанций есть определенные стилистические ограничения. 90% их украинского контента - хиты 1990-х и начала двухтысячных. То есть проблема не столько в отсутствии украинского продукта, как в том, что он устарел. 

У нас радиодиджеи тянут радиоконтент в прошлое - мало современного. Поэтому я бы не настаивала на 75%, 63% или 47% украинской музыки в эфире. Я бы предложила давать коридор новому контенту. Я не буду счастлива, если в трек-листе каждая пятая песня будет Степана Гиги или Софии Ротару. Я бы хотела слышать новую музыку, - говорит Каша Сальцова. 

 

Не поддержал инициативу Кириленко и участник группы "ТНМК" Александр Сидоренко (Фоззи):

- Квоты были и раньше. Они не соблюдались, радиостанции находили обходные пути. Думается, обеспечить 75% - невозможно. У нас пока не Франция. Если бы сделали реальные 25% - это был бы большой шаг, - считает он. 

Что в результате

Сложив мнения игроков рынка, а также опыт введения 50-процентной квоты в 2007 году в Украине и 75-процентной квоты в Беларуси, можно предположить, что инициатива станет контрольным выстрелом в голову украинского радиорынка. Многим радиостанциям придется кардинально менять формат. Множество радиослушателей отвернуться от радио как такового. Молодым группам все равно придется проталкиваться в эфир, конкурируя с признанными и привычными "грандами". Но их доля в эфире все же увеличится.

- Даже если украинская музыка хуже - она лучше. Рано или поздно надо дать карт-бланш огромному количеству групп, жадных до аудитории и славы. Большинство из них будут завтра забыты, но самые сильные останутся, - уверен Согомонов.

 

В свою очередь, Павел Вареница, фронтмен молодой одесской группы Epolets, считает, что идея хороша по своей сути, но ее реализация не даст желаемого результата.

- Звучит идеально, но на деле, скорее всего, идея накроется "медным тазом". В голову приходит несколько вариантов развития событий: либо начнут крутить выгодную лабуду, либо без разбора всю новую украинскую музыку скидывать в ночной эфир так же, как это было с 50%. Или и то, и другое", - прокомментировал музыкант.

Программным директорам придется активнее искать и добавлять в ротацию новых исполнителей, но возымеет ли это смысл в контексте возрастающих убытков и падения интереса целевой аудитории – большой вопрос. Консервативные радиостанции вряд ли решатся ставить в эфир молодые команды, а скорее предпочтут увеличить количество "старых добрых" исполнителей.

Как надо

В большинстве стран Европы квотирование отсутствует как таковое. Но есть и другие примеры, в которых государство при помощи скорее протекционистских, нежели ограничивающих мер стимулирует развитие локальной культуры. В частности, в Литве радиостанции, которые увеличивают долю местного продукта в эфире, получают налоговые льготы.

Виталий Дроздов считает, что квотирование в 20% отвечало бы реалиям украинского рынка. Дмитрий Феликсов утверждает, что эффективней было бы, к примеру, повысить стоимость лицензий для радиостанций, которые базируются на зарубежной музыке. Но, так или иначе, мнения сводятся к тому, что слушатель сам выбирает то, что ему хочется слушать, независимо от того, есть квота или нет.

- Если человеку не нравится – он же переключится. Не хотите покупать молоко или жвачки российского производства – не покупаете. Не видите альтернативы – покупаете. Любые попытки административного регулирования приводят к негативным последствиям, - утверждает Феликсов.

- Я хотел бы обсуждать с обществом и с регулятором закон, который мы бы все хотели исполнять. Нужно, чтобы было сделано наиболее разумное, а не просто популистское решение, которое принесет пользу лишь одной стороне процесса – Министерству культуры. И то не факт, - подводит черту Виталий Дроздов.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

  • Таким чином, ти або співаєш українською/англіською/норвезькою етц, або, якщо ти радіовласник, закуповуєш українське/англійське/німецьке/голандське і далі по списку. І ніякий рокс не страждає, і кісс фм. А хто казатиме, що український телевізор когось ущемит, посміхайтесь прямо в обличчя і кажіть щоб не молов дурні — кому буд зовсім, принципово тяжко, поставить тарілку / купить / скачає, а більшість дивитимуться без усяких проблем, як зараз дивляться і передачі, і новини і кіно, і рекламу (взагалі виключно українською, і поді ж ти — всі все купують), і як в кінці дев’яностих дивилися фільми в озвучці плюсів.

  • Просто так квоти на кількість українського це маячня, бо проблема в повені російського калу. Отже і вирішувати треба відповідно — повна заборона пісень з росії в радіоефірі, місцевим російськомовним потапам і дорнам (а також рашкоаванам, які подумають тут перереєструватися) квота 15%. Рашкованському кіну квота 15%, і виключно за умови перекладу на українську (трансляція українською, зрозуміло). При цьому ясно, що про ментів/морських диверсантів/тупих хохлів і умних рускіх одразу іде лісом. Ведучі в ефірі лише українською, гастарбайтерів теж пускати в ящик і на радіо тільки за умови, що вивчає, і говорить українською, або у виключних випадках нехай наймає перекладача на манер Франциско Гомеса. Не можеш налагодити бізнес-схему без рашкованських блінов з лопати  — продавай частоту і вали з ринку. І одразу стане набагато легше.

  • И еще, почему только музыка? Можно заполнять интересными аудиокнигами, радиоспектаклями, интервью с интересными людьми, а то уже тошнит от попсы.

  • Як слухач виключно однієї ФМ-станції - Радіо Рокс - я в труні бачив такі новації. Української музики, гідної замінити: AC/DC, Beatles, Cindirella, Deep Purple, Europe, Foo Fighters, Guns N' Roses, Helloween, Iron Maiden, Judas Priest, Kiss, Led Zeppelin, Metallica, Nightwish, Ozzy Osbourne, Pink Floyd, Queen, Rammstein, Scorpions, Thin Lizzy, Uriah Heep, Van Halen, Whitesnake, Yngwie Malmsteen, ZZ Top - мізер. Рокс переформатується і його ефір слухати буде так "цікаво", що слухач піде онлайн, а ефірка накриється. Штучні обмеження - не вихід. А щодо відсутності інших нішевих станцій, наприклад джазових, так їх тому і немає, що 50% ефіру заповнювати реально практично нічим (нічим таким, щоб слухач реально хотів би чути). Тому нішевих станцій у нас 2-3 штуки і все. Тож якщо мета "українізувати" ФМ простір, то звісно цими кількома "нішевиками" можна пожертвувати, але тоді про це треба чесно і публічно заявити, що заради попси та мейнстріму ми готові убити Кісс ФМ та Радіо Рокс.

  • Я погоджуюсь з попереднім дописувачем. Фактично в радіопросторі України відсутні мережеві радіостанції які працюють в форматі- Ретро, джаз, лаундж а тим більше - т.д..Їх реально не існує. Чому питання інше і не зовсім складне. Гроші. Спробуйте продати, а мова йде звісно про рекламу, щось на лаудж радіостанції... або джаз...Можна багато розповідати про майстерність продавця, або ще якісь дуже зарозумні аргументи, але повірте дуже складно навіть покрити витрати. Тому їх в ефірі просто НЕМАЄ. Про місцеві,тобто регіональні (якщо такі ще існують) я взагалі мову не веду. О,т і виходить, що в реаліях маємо на більшості радіостанцій цю низької проби халтурку аля " ...я на паті тіпа..." А розмови типу - "сильный удар по формату, по "клоку" ("клок" - схема часа, являющаяся ноу-хау каждой станции – ред.), который каждым программным/музыкальным директором кропотливо и тщательно выверяется годами. Не смішіть хомячків, уявляю як великий редактор роками розробляє схему часу:- У якій послідовновсті поставити вже згаданний шлягер МОБИЛЬНЫЕ БЛОНДИНКИ "Марина ", GVOZDI - Еду за солярой, і щось скажімо із не менш шедевральне тіпа SEREBRO - Мама Люба давай. Як не переставляй Гімно. Моя пропозиуія - протекціоністська підтримка радіостанцій з вітчизняним продуктом. Зауважте я не говорив про мову, тільки про продукт.

  • "Соответственно, если станции украинской направленности еще смогут переварить новую квоту, то радиостанциям, ориентирующимся на нишевые направления (ретро, джаз, лаунж и т.д.) и даже на мейнстрим, квота в 75% фактически перекрывает воздух." А у нас что есть джазовые или другие нишевые станции? Ниче не слышал о таких...Может, что-т опропустил...Да это ударит по Kiss или Рокс. П о остальным? Там крутят постоянно россиский дешевый шлак (за раскрутку и появление в эфире этого шлака, подозреваю, сами же российские "звезды" и платят радиостанциям). Понятно почему руководство ретрансляторов российского барахла возбудилось:) Планы правительства поддерживаю. Раньше думал, шо украинской музыки хороше нет. Она есть. Ее над оискать. Но выгоднее крутить готовый российский шлак (за это еще и заплатят:)

14.11.2018, 04:37
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 22 травня 2019

    Перезахоронення радіоактивних відходів з Цибулевого у Чорнобилі: всі деталі

    НАТО реалізує проект із захоронення РАВ у Кіровоградської області

     
    • 21 травня 2019

    Судді Окружного суду вдруге не прийшли на іспит: реакція правоохоронних органів

    Правоохоронці вважають це не своїм профілем або ж чекають на заявника

     
    • 21 травня 2019

    Жадан, класики та книги ветеранів: що робити на Книжковому Арсеналі

     
    • 21 травня 2019

    Боєць «Соколу» дав свідчення про “беркутівців” з чорної роти та снайперів МВС 20 лютого

     
Система Orphus